ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Право - в цифре
Центр управления республикой стал площадкой проведения Общероссийского юриди...

Белые ангелы
Медики отметили свой профессиональный праздник парадом по центру Уфы.
650 ...

Свеча памяти
В Уфе прошли мероприятия, посвященные 80-летию начала Великой Отечественной вой...

Миссия - культура



     №7 (236)
     Июль 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"

Окрыленные танцем


«Браво»! «Монэточку»! Еще раз «Монэточку»! - кричала восторженная публика гаскаровцам. «Монеточка» - башкирский танец «Талир танке» исполняла Эльза Урманова, а ее супруг Тагир Урманов в это же время блистал в «Трех братьях», а еще были «Семь девушек», «Жизнекей», «Зарифа», «Гульназира»… И все они вызывали настоящий фурор! Когда гаскаровцы вернулись на Родину, у них спрашивали, что же такое они вытворяли на сцене, что покорили Европу? А чудо было в том, что каждый выход наших артистов - поэтическая зарисовка, которая передает и национальный колорит, характер и душу народа. 


Знаменитые танцоры, заслуженные артисты республики, Эльза Абдулловна и Тагир Фатхутдинович Урмановы вместе уже 64 года. Встретились в ансамбле: она - юная, начинающая танцовщица и он - уже довольно опытный артист. 
 …Недавно мы побывали у них в гостях. В светлой просторной квартире множество картин и фотоальбомов, в которых запечатлены моменты их выступлений в разных городах и странах. Вместе с ансамблем они объездили полмира! И до сих пор в их глазах - искры молодости и любви. «Танец - наша судьба», - говорят они, и что правда - то правда! Они и сейчас могут дать урок - Эльза Абдулловна в один момент преобразится в грациозную «Бурзяночку»: сохранила и стать, и плавность движения, покажет башкирский танцевальный шаг, характерное движение руки… А Тагир Фатхутдинович с легкостью войдет в образ лихого батыра. 
- В детстве занималась в балетной студии Елены Константиновны Войтович во Дворце пионеров. Из этой студии впоследствии вышли знаменитые артистки, балерины, - рассказывает Эльза Абдулловна. - Росла очень подвижной, и мамины подруги, наблюдая за мной, посоветовали отдать меня в балет. Однако в хореографическое училище мама отпускать меня не захотела. Я много болела, и она меня берегла от лишних нагрузок, в будущем видела музыкальным работником, и я ходила в школу, что на улице Пушкина. Но…. такова судьба, она все равно привела меня к танцу, большой сцене.
Эльза Абдулловна хорошо помнит, как в середине 50-х стали набирать талантливую молодежь в национальный ансамбль, который создавал Файзи Гаскаров - прекрасный танцор, тогда начинающий хореограф, воспитанник Игоря Моисеева. (Впоследствии знаменитый руководитель академического ансамбля народного танца России не раз подчеркивал, как повезло нашей республике, что у нас есть Гаскаров, создавший настоящую жемчужину не только российской, но и мировой танцевальной культуры. Не случайно Гаскарова называют вторым Моисеевым.) Эльза попала на отбор в последний момент. И хорошо помнит, как это было. Бойкая девушка зашла в комнату, где сидела приемная комиссия, взглянула на аккомпаниатора (баянист Владимир Масленников) и дерзко спросила его: «Умеете играть лезгиночку?». Он с улыбкой ответил: «Попробую!» Юная танцовщица встала на самые кончики пальцев и зажгла! И ее приняли. Так началась для нее новая, интересная жизнь. Было не просто, рядом были асы, и до них нужно было расти и расти… Но гений Гаскарова заключался не только в том, что он поставил множество великолепных танцев, ставших визитной карточкой республики, он был великий педагог и воспитатель. Как вспоминает Эльза Абдулловна, она, тогда 18-летняя, чувствовала поддержку старших друзей, партнеров по танцам. Ее опекали, внимательно и спокойно все объясняли. И это было обычной практикой, ведь в ансамбль приходили 15-16-летние, и они не терялись, а попадали в дружную семью. 
И вот она уже на сцене! Ее можно увидеть в массовых композициях - «Гульназире», «Зарифе», украинском, чувашском танцах, а также в сольных, например, во вьетнамском трио «Лао» (сложнейший в техническом исполнении, где много пластики, тончайших движений пальцев). Коллектив тогда состоял из 25 человек, и все с неповторимой индивидуальностью, но в то же время могли заменить друг друга, исполняя по несколько танцев. В ансамбле она познакомилась и со своим будущим супругом. «Помню, он зашел на репетицию к нам, был немного смущен, - вспоминает Эльза Абдулловна , - и всех пригласил в кино. Конечно, мы согласились! А вышли после сеанса, он говорит - спасибо, девушки, пойду провожать Эльзу». Вскоре они поженились, а на их свадьбе гулял весь ансамбль. Они стали одной из ярких пар, счастливой и дружной, оба влюбленные не только друг в друга, но и в дело, которому посвятили себя.
- Мною создано много образов, - рассказывает Тагир Фатхутдинович. - Друзья даже в шутку орлом называли (по одноименному танцу «Горный орел»). Но один из самых любимых номеров - «Три брата». Мне даже панно подарили, где я изображен в этом танце. А знаете, сила нашего ансамбля в подлинной фольклорности. Мы ведь все самородки. Я родом из Чишмов и начинал с самодеятельности…
Год за годом росло мастерство ансамбля. В период, когда в нем танцевали Эльза и Тагир Урмановы, появилось немало коронных номеров гаскаровцев, а Эльза стала одной из «Семи девушек» - танца, ставшего визитной карточкой республики. («Знаете, в чем его очарование? - спрашивает она меня. - В идеальной синхронности! Это легенда о семи сестрах, похожих друг на друга, как близнецы. И они, взявшись за руки, вместе бросились со скалы, чтобы не остаться в плену».) Вообще идеи танцев Гаскаров собирал по крупицам, ездил по районам, общался с жителями, долго вынашивал идеи. Так однажды попросил Эльзу станцевать на ведре. Она была даже слегка ошеломлена: как это сделать? Но в итоге получился просто шедевр - знаменитый «Танец с ведром». И корни у него народные - раньше башкирки надевали наперстки на пальцы и выстукивали дробь, кто на подносах, кто на ведрах.
- Файзи Адгамович говорил, что темы для композиций есть повсюду, - рассказывают Урмановы. - Во время гастролей в Учалинском районе он побывал в одном деревенском доме. Его усадили за стол, разговорились о танце. Хозяйка с самоваром в руках стала приплясывать. Файзи Адгамович тут же стал выстукивать ритм ложкой по чашке и спросил: «А можешь поставить самовар на голову?» И хозяйка тут же поставила самовар на голову и стала плавно кружиться. Его восторгу не было конца. Так родился танец «Проказницы»... Гаскаров вообще полностью перевернул традиции танца у башкир, создавал целые спектакли, даже придумывал новые образы. К примеру, костюмы батыров в «Северных амурах»: башлык с развевающимися двумя чернобурыми хвостами настолько полюбился зрителям - он точно передает характер воинов. 
Урмановы называют ансамбль своей школой жизни, но и они сами стали его легендой - им аплодировало полмира! А судьба артиста большой сцены такова, что приходит время передавать «багаж» молодым. На пенсии (по обычным возрастным меркам - еще расцвет жизни) Урмановы начали концертную и репетиторскую деятельность. Тагир Фатхутдинович был помощником, ассистентом Файзи Гаскарова, вместе ездили по районам, отбирали самородков-танцоров, помогали созданию творческих коллективов.
Они практически никогда не разлучались, на гастролях , на репетициях - всегда были вместе, а вырастить дочь Эльвиру им помогли родители Эльзы (порой гастроли у танцоров длятся по 8 месяцев в году!) У Эльвиры тоже прекрасные способности к хореографии, но мама настояла, чтобы дочь училась в университете. Как рассказывает Эльза Абдулловна, однажды она увидела ее на творческом конкурсе и это стало для нее сюрпризом. Дочь втайне от нее выучила «Бурзяночку» и прекрасно исполнила. Сейчас Эльвира живет в Грузии, на родине своего мужа. А недавно побывала в родном городе, навестила родителей, которых не обошла пандемия, но, слава богу, сейчас они чувствуют себя хорошо, как говорят сами, помогло чуткое отношение близких людей и присущий им оптимизм. Новое поколение гаскаровцев не забывает о своих ветеранах, приглашает на концерты и праздники, общается, советуется. И Урмановы в курсе всех событий, которые происходят в родном коллективе: какие новые номера ставятся, куда отправляются на гастроли, как выступили на том или другом концерте - всегда переживают за своих и искренне радуются их успехам. 
Танец стал их судьбой, подарил радость творчества, вдохновения, аплодисменты и восторг зрителей. И это не ушло с годами, а сохранилось в их сердце. 

Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости