РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"Окрыленные танцем
«Браво»! «Монэточку»! Еще раз «Монэточку»! - кричала восторженная публика гаскаровцам. «Монеточка» - башкирский танец «Талир танке» исполняла Эльза Урманова, а ее супруг Тагир Урманов в это же время блистал в «Трех братьях», а еще были «Семь девушек», «Жизнекей», «Зарифа», «Гульназира»… И все они вызывали настоящий фурор! Когда гаскаровцы вернулись на Родину, у них спрашивали, что же такое они вытворяли на сцене, что покорили Европу? А чудо было в том, что каждый выход наших артистов - поэтическая зарисовка, которая передает и национальный колорит, характер и душу народа.
Знаменитые танцоры, заслуженные артисты республики, Эльза Абдулловна и Тагир Фатхутдинович Урмановы вместе уже 64 года. Встретились в ансамбле: она - юная, начинающая танцовщица и он - уже довольно опытный артист. …Недавно мы побывали у них в гостях. В светлой просторной квартире множество картин и фотоальбомов, в которых запечатлены моменты их выступлений в разных городах и странах. Вместе с ансамблем они объездили полмира! И до сих пор в их глазах - искры молодости и любви. «Танец - наша судьба», - говорят они, и что правда - то правда! Они и сейчас могут дать урок - Эльза Абдулловна в один момент преобразится в грациозную «Бурзяночку»: сохранила и стать, и плавность движения, покажет башкирский танцевальный шаг, характерное движение руки… А Тагир Фатхутдинович с легкостью войдет в образ лихого батыра. - В детстве занималась в балетной студии Елены Константиновны Войтович во Дворце пионеров. Из этой студии впоследствии вышли знаменитые артистки, балерины, - рассказывает Эльза Абдулловна. - Росла очень подвижной, и мамины подруги, наблюдая за мной, посоветовали отдать меня в балет. Однако в хореографическое училище мама отпускать меня не захотела. Я много болела, и она меня берегла от лишних нагрузок, в будущем видела музыкальным работником, и я ходила в школу, что на улице Пушкина. Но…. такова судьба, она все равно привела меня к танцу, большой сцене. Эльза Абдулловна хорошо помнит, как в середине 50-х стали набирать талантливую молодежь в национальный ансамбль, который создавал Файзи Гаскаров - прекрасный танцор, тогда начинающий хореограф, воспитанник Игоря Моисеева. (Впоследствии знаменитый руководитель академического ансамбля народного танца России не раз подчеркивал, как повезло нашей республике, что у нас есть Гаскаров, создавший настоящую жемчужину не только российской, но и мировой танцевальной культуры. Не случайно Гаскарова называют вторым Моисеевым.) Эльза попала на отбор в последний момент. И хорошо помнит, как это было. Бойкая девушка зашла в комнату, где сидела приемная комиссия, взглянула на аккомпаниатора (баянист Владимир Масленников) и дерзко спросила его: «Умеете играть лезгиночку?». Он с улыбкой ответил: «Попробую!» Юная танцовщица встала на самые кончики пальцев и зажгла! И ее приняли. Так началась для нее новая, интересная жизнь. Было не просто, рядом были асы, и до них нужно было расти и расти… Но гений Гаскарова заключался не только в том, что он поставил множество великолепных танцев, ставших визитной карточкой республики, он был великий педагог и воспитатель. Как вспоминает Эльза Абдулловна, она, тогда 18-летняя, чувствовала поддержку старших друзей, партнеров по танцам. Ее опекали, внимательно и спокойно все объясняли. И это было обычной практикой, ведь в ансамбль приходили 15-16-летние, и они не терялись, а попадали в дружную семью. И вот она уже на сцене! Ее можно увидеть в массовых композициях - «Гульназире», «Зарифе», украинском, чувашском танцах, а также в сольных, например, во вьетнамском трио «Лао» (сложнейший в техническом исполнении, где много пластики, тончайших движений пальцев). Коллектив тогда состоял из 25 человек, и все с неповторимой индивидуальностью, но в то же время могли заменить друг друга, исполняя по несколько танцев. В ансамбле она познакомилась и со своим будущим супругом. «Помню, он зашел на репетицию к нам, был немного смущен, - вспоминает Эльза Абдулловна , - и всех пригласил в кино. Конечно, мы согласились! А вышли после сеанса, он говорит - спасибо, девушки, пойду провожать Эльзу». Вскоре они поженились, а на их свадьбе гулял весь ансамбль. Они стали одной из ярких пар, счастливой и дружной, оба влюбленные не только друг в друга, но и в дело, которому посвятили себя. - Мною создано много образов, - рассказывает Тагир Фатхутдинович. - Друзья даже в шутку орлом называли (по одноименному танцу «Горный орел»). Но один из самых любимых номеров - «Три брата». Мне даже панно подарили, где я изображен в этом танце. А знаете, сила нашего ансамбля в подлинной фольклорности. Мы ведь все самородки. Я родом из Чишмов и начинал с самодеятельности… Год за годом росло мастерство ансамбля. В период, когда в нем танцевали Эльза и Тагир Урмановы, появилось немало коронных номеров гаскаровцев, а Эльза стала одной из «Семи девушек» - танца, ставшего визитной карточкой республики. («Знаете, в чем его очарование? - спрашивает она меня. - В идеальной синхронности! Это легенда о семи сестрах, похожих друг на друга, как близнецы. И они, взявшись за руки, вместе бросились со скалы, чтобы не остаться в плену».) Вообще идеи танцев Гаскаров собирал по крупицам, ездил по районам, общался с жителями, долго вынашивал идеи. Так однажды попросил Эльзу станцевать на ведре. Она была даже слегка ошеломлена: как это сделать? Но в итоге получился просто шедевр - знаменитый «Танец с ведром». И корни у него народные - раньше башкирки надевали наперстки на пальцы и выстукивали дробь, кто на подносах, кто на ведрах. - Файзи Адгамович говорил, что темы для композиций есть повсюду, - рассказывают Урмановы. - Во время гастролей в Учалинском районе он побывал в одном деревенском доме. Его усадили за стол, разговорились о танце. Хозяйка с самоваром в руках стала приплясывать. Файзи Адгамович тут же стал выстукивать ритм ложкой по чашке и спросил: «А можешь поставить самовар на голову?» И хозяйка тут же поставила самовар на голову и стала плавно кружиться. Его восторгу не было конца. Так родился танец «Проказницы»... Гаскаров вообще полностью перевернул традиции танца у башкир, создавал целые спектакли, даже придумывал новые образы. К примеру, костюмы батыров в «Северных амурах»: башлык с развевающимися двумя чернобурыми хвостами настолько полюбился зрителям - он точно передает характер воинов. Урмановы называют ансамбль своей школой жизни, но и они сами стали его легендой - им аплодировало полмира! А судьба артиста большой сцены такова, что приходит время передавать «багаж» молодым. На пенсии (по обычным возрастным меркам - еще расцвет жизни) Урмановы начали концертную и репетиторскую деятельность. Тагир Фатхутдинович был помощником, ассистентом Файзи Гаскарова, вместе ездили по районам, отбирали самородков-танцоров, помогали созданию творческих коллективов. Они практически никогда не разлучались, на гастролях , на репетициях - всегда были вместе, а вырастить дочь Эльвиру им помогли родители Эльзы (порой гастроли у танцоров длятся по 8 месяцев в году!) У Эльвиры тоже прекрасные способности к хореографии, но мама настояла, чтобы дочь училась в университете. Как рассказывает Эльза Абдулловна, однажды она увидела ее на творческом конкурсе и это стало для нее сюрпризом. Дочь втайне от нее выучила «Бурзяночку» и прекрасно исполнила. Сейчас Эльвира живет в Грузии, на родине своего мужа. А недавно побывала в родном городе, навестила родителей, которых не обошла пандемия, но, слава богу, сейчас они чувствуют себя хорошо, как говорят сами, помогло чуткое отношение близких людей и присущий им оптимизм. Новое поколение гаскаровцев не забывает о своих ветеранах, приглашает на концерты и праздники, общается, советуется. И Урмановы в курсе всех событий, которые происходят в родном коллективе: какие новые номера ставятся, куда отправляются на гастроли, как выступили на том или другом концерте - всегда переживают за своих и искренне радуются их успехам. Танец стал их судьбой, подарил радость творчества, вдохновения, аплодисменты и восторг зрителей. И это не ушло с годами, а сохранилось в их сердце.
Лилия ЗИМИНА |