ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Центр гимнастики откроется к концу года
Глава республики Радий Хабиров сообщил в соцсетях, что строительство Центра ги...

В путешествие мечты
В «Артеке» объявили лауреатов Всероссийского конкурса «Большая перемена» - пр...

Врачевание - образ жизни
В Доме Республики глава Башкортостана Радий Хабиров провел очередное совещани...

На защиту морских рубежей
Уфимские призывники смогут проходить военную службу на подводной лодке «Уфа» ...

В центре сквера – учитель



     №8 (237)
     Август 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Покорить свои Воробьевы горы


Гуллярия Ялчикаева, возглавившая гуманитарный блок в команде Сергея Грекова, - человек в высоких кабинетах известный. Она успела поработать в администрации президента РБ, правительстве республики, оргкомитете международных саммитов ШОС и БРИКС. А привлечение в республику 100 миллионов федеральных рублей на создание Центра опережающего развития создало ей репутацию человека, способного реализовать проекты любой сложности. 

- Мне всегда было интересно, как становятся чиновниками. Первое ваше образование - филологическое. Вы мечтали стать педагогом?
- Родители всегда говорили, что есть две основополагающие профессии - учитель и врач. Поэтому я должна пойти в доктора, а сестра - в педагоги. В школе углубленно изучала химию, физику, биологию - то есть целенаправленно готовилась к поступлению в медицинский. И вдруг в 11 классе поняла, что не хочу. Стала рассуждать: люблю читать, занималась в фольклорном ансамбле… Так и выбрала филфак БашГУ. Свою роль сыграло и то, что у меня были хорошие учителя. Любовь к предмету ведь во многом определяется уважением к педагогу, его личности. До 8 класса я училась в Кумертау. Мне нравилась математика, потому что ее преподавала Надежда Степановна, еще любила русский язык, историю и культуру Башкортостана. Когда в результате отбора попала в республиканскую башкирскую гимназию-интернат имени Рами Гарипова, то здесь мне тоже повезло с учителями. Но самое большое влияние на меня оказала Фаузия Киямовна Кульшарипова. Она была не просто профессионалом, а человеком широких взглядов, разрешавшим нам быть свободными. Теперь в полной мере осознаю, какое значение это имеет для становления личности. Строгая, но очень справедливая, никогда не ущемляла наше достоинство. Когда я спустя время вернулась в родную гимназию пионервожатой, она осторожно заметила: может ты зря пришла, оглянись вокруг - есть другие горизонты. И я задумалась. 

- У вас три высших и одно средне-специальное образование. Когда вы успевали учиться и делать карьеру?
- Уже после 1 курса филфака перешла на заочное. Наверное, сыграло свою роль то, что рано уехала из дома и быстро повзрослела. Было внутреннее осознание, что за проведенные пять лет в Уфе я окончила учебное заведение. Убеждена: человек должен постоянно развиваться. Тем более что сегодня открылись возможности дистанционного обучения. Тогда, в середине 1990-х, онлайн-обучения не было, только переподготовки, и все платные. Поэтому все, что зарабатывала, тратила на учебу. В колледже статистики, информатики и вычислительной техники проработала 8 лет. Мне нравилось постоянно учиться. Когда преподаватели МГУ первый раз в Уфе набирали курс, я, не задумываясь, поступила. Учились очно, а вот защита диплома проходила дистанционно - по скайпу. В это время параллельно окончила колледж. Позже, когда работала заместителем министра, - уже во взрослой жизни - получила специальность коуча в РУДН. 

- После колледжа вас пригласили в Комитет по молодежной политике - в центр по трудовой занятости молодежи. Потом вы перешли в администрацию президента. И вдруг... ШОС и БРИКС? 
- Это действительно был огромный опыт. Некий тренинг, когда тебе дают поручение: связаться с федеральным министерством на самом высоком уровне, и ты «привозишь» в республику финансирование и гордишься, что не потратила ни копейки из бюджета республики. Это были уникальный шанс и школа, которые потом сыграли свою роль. 

- Вы привыкли доводить дело до конца. Синдром отличницы?
- К сожалению, он иногда мешает в жизни. В определенное время начала осознанно бороться с перфекционизмом. 

- В министерстве образования, где вы проработали три года, перед вами поставили непростую задачу модернизации профессионального образования. Многие тогда не верили в успех предприятия. Вы успешно справились, добившись, чтобы республика вошла в федеральную повестку.  Как вам это удалось?
- Нашими предшественниками была создана хорошая база - самая большая сеть колледжей в России. Но она требовала обновления. С командой, в которую входили директора крупнейших профессиональных учебных заведений, мы написали программу модернизации и презентовали ее на федеральном уровне. И наши труды даром не пропали: в 2017-м мы взяли два больших гранта. Для многих это стало настоящим шоком. Оказывается, у федералов можно брать деньги! На следующий год мы вновь получили их, а в 2019-м написали программу на более 100 миллионов рублей. Мало получить финансы, необходимо грамотно их потратить. На хорошие лаборатории, ремонт общежитий, создание центров компетенции. Все это в конечном итоге преследовало одну цель, чтобы студенты полюбили свое учебное заведение и будущую профессию. Продвинулись и в профессиональном движении WorldSkills. Сегодня в рейтинге Башкирия занимает 7 место, поднявшись с 13-го. А в конце августа Уфа примет финал российского чемпионата.

- Вроде бы можно и почивать на лаврах, но последовало предложение от главы администрации Уфы Сергея Грекова возглавить гуманитарный блок, и вы согласились. Почему? Ведь, если принять во внимание табель о рангах, это не повышение?
- Достигнутого на прежней должности задела хватило бы лет на пять, но, чтобы идти вперед, надо выходить из зоны комфорта. Мне интересно попробовать себя в совершенно другом направлении. В свое время, когда меня пригласили в оргкомитет ШОС и БРИКС, многие говорили: это же понижение. Но я считала и сейчас так думаю, что опыт важнее. Можно работать на самых высоких должностях и не получить его. 

- Гуллярия Рафкатовна, вы так или иначе имели представление о столичном образовании, работая в министерстве... 
- Да, приходилось взаимодействовать с муниципалитетом, но миллионный город - совершенно отдельный опыт. В том, что я, образно говоря, спустилась с небес на землю, есть большое преимущество. Работа в администрации главы республики, правительстве с большим объемом документации меня многому научила. Сейчас, читая любое постановление, понимаю, какой путь ему предстоит пройти, как его продвинуть, сколько времени уйдет на принятие решения в министерстве. Ты заранее просчитываешь и закладываешь все риски. Понимаешь, в каких федеральных программах можешь участвовать, уложиться в сроки, учитывая определенные условия. Для меня этот процесс прозрачен, а значит, я могу принести пользу мегаполису. 

- Школа - консервативное учреждение по определению, и руководитель такой масштабной системы образования находится в сложном с точки зрения чиновника положении. Для того чтобы его запомнили, он должен совершить некую революцию. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы с одной стороны система работала стабильно, без потрясений, а с другой - шла в ногу со временем?
- Я могу обозначить приоритеты. Главные задачи, которые стоят перед нами - безопасность и качество образования. Есть понимание, что сегодняшние дети другие, а значит, и работать с ними надо по-новому. С одной стороны, учитывать их интересы, но в то же время не уходить от системности. Школа - не разовое мероприятие, а выстроенная система с ФГОСами, программами и планами. Мы четко должны понимать, какой результат хотим получить. Нацпроект «Образование» направлен на вполне определенные вещи: создание условий для наших детей, а именно обновление материально-технической базы. Недостаточно оборудовать аудитории современной мебелью, надо создать новые лаборатории. Качество образования напрямую зависит от квалификации учителя. Так сложилось, что последние полтора года из-за пандемии на передовой оказались не только врачи, но и педагоги. Они в считанные дни должны были перестроиться, чтобы подготовиться к дистанционному обучению. Как преподнести свой предмет в формате онлайн так, чтобы дети усвоили материал? Может быть, впервые в истории новейшей школы родители поняли, насколько важен и сложен учительский труд. Мы заключили соглашение с БГПУ имени М. Акмуллы о сотрудничестве, специалисты которого будут в течение года проводить совместную работу с двумя школами и двумя детскими садами. О качестве образования мы будем непременно говорить на дискуссионных площадках августовского педсовета.

- Не кажется ли вам, что повышение качества образования увеличит отток наших выпускников в вузы Москвы и Санкт-Петербурга? Чем больше стобалльников подготовят уфимские учителя, тем меньше вероятность, что ребята останутся учиться у себя на родине…
- Меня это нисколько не пугает. Как показывает многолетняя статистика, 24 процента выпускников так или иначе уезжают покорять свои Воробьевы горы. И так было всегда. Мой родной Кумертау, например, остается поставщиком студентов в вузы Санкт-Петербурга. Но давайте обратимся к фактам. В Уфе находятся 7 федеральных вузов плюс филиалы в других городах. И все 13 тысяч бюджетных мест заполняются, причем на конкурсной основе. А ведь есть еще и коммерческие группы. Поэтому я с вами не соглашусь. Мы должны, обязаны создать нашим детям достойные условия, дать хорошие знания. Все остальное зависит только от их старания и способностей. 

- Как вы намерены привлекать на работу в школы молодежь?
- Мы изучили вопрос, собрали сведения, сколько преподавателей нам нужно, провели совместно с педуниверситетом и управлением образования администрации города рабочее совещание. Выяснили, сколько ребят готовы пойти на целевое обучение. Это большая проблема, но она касается всей системы образования страны, а не только Уфы и республики. Мы будем ее решать - есть идея услышать мнение молодых педагогов. Сделать профессию престижной - процесс потихоньку идет на федеральном уровне. Уверена, что такая программа будет, и молодые люди станут учителями не по остаточному принципу, а потому что любят детей. Учитель и врач - все-таки призвание, миссия, если хотите. Я знаю, какой объем работы выполняют наши педагоги, и всегда буду на их стороне. 

- Городу не хватает школ. Одно время говорили о строительстве больших комплексов. Как сделать, чтобы образовательное учреждение все-таки становилось не конвейером, а домом для учеников и учителей?
- В строительстве общеобразовательных учреждений на 1-2 тысячи мест есть свой резон. Например, в таком быстро растущем микрорайоне, как Глумилино, школа на 300-400 мест проблемы не решит. Тем более что есть требование об учебе в одну смену. Я сторонник того, чтобы дети получали дополнительное образование в том месте, где учатся. Во вторую смену ребята могут заниматься в кружках, секциях. Есть идея, чтобы школы, где созданы все условия для получения дополнительного образования, посещали не только те, кто там учится, но и дошкольники, и выпускники. А чтобы учебное заведение стало домом… Думаю, от размеров здания сие не зависит. Если в школе создана комфортная среда, дети будут стремиться в ее стены. 

- В городе немало детских садов и школ, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции. Где взять деньги? 
- Республика участвует в конкурсе на федеральное финансирование. Так, в школе №115 начнется реконструкция, они прошли конкурс. Деньги получили 23 субъекта из 80, в том числе и мы. К 2022 году мы получим обновленную школу. Сейчас идет утверждение проектно-сметной документации по 23-й. Один из самых больших образовательных центров №51 планируется открыть в следующем году. Детский сад в нем уже заработал. Есть ряд школ, где в результате обследования будет принято решение о капитальном ремонте или реконструкции. К новому учебному году было выделено финансирование на ремонт крыш, замену дверей и окон.

- Могли бы вы подвести итоги прошлого учебного года?
- Он был непростым, но срывов учебного процесса, несмотря на пандемию, удалось избежать. Я благодарна учителям, что в этих условиях они сумели подготовить школьников к олимпиадам и ЕГЭ, где были показаны хорошие результаты. Мы сумели открыть пришкольные лагеря, и сегодня наши ребята отдыхают во вторую смену. Предстоит планомерная системная работа. Поэтому мы не собираемся что-то кардинально менять, стоит задача повысить качество обучения, но при этом не забывать о воспитании нашего подрастающего поколения. Самореализация, безопасность, конкурентноспособность - на это направлена наша работа. Хотим, чтобы нас узнавали, что обеспечит приток денег в республику и город из центра.

- Можете назвать самое трудное решение в вашей жизни?
- Возможно, оно еще впереди. Не могу сказать, что переход на новую работу давался мне тяжело. Хотя я человек командный и считаю, что без коллектива достичь результата невозможно. Но моя основная деятельность - организатор. Для меня правильно создать зону комфорта, а затем покинуть ее, чтобы выйти на новый уровень, новые компетенции. Я ценю порядочность, справедливость и трудолюбие. Человек успешен, когда любит то, чем занимается.

Блиц-опрос

Книги, которые сформировали вас как личность?
- Я всегда много читала. Не могу назвать какую-то одну-две книги, что оказали на меня большое влияние. Все зависело от того, что происходило в это время в моей жизни, какие ответы я искала. Когда училась в МГУ и РУДН, мы много работали через ситуации, что выводило на принятие решений.

Что для вас значит малая родина?
- Родилась в Кумертау, но мое взросление проходило в Уфе. Она для меня и малая, и большая родина. Здесь я сформировалась как личность, здесь живу и с ней связываю свою дальнейшую жизнь. 

- Чем занимаетесь в свободное время?
В свободное время люблю путешествовать по республике,  у нас самая красивая природа. В выходные стараюсь уезжать за город.  Получаю заряд энергии от того, что просто нахожусь на берегу водоема или в лесу.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости