РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"«Уфа» как амбассадор столицы
В преддверии 20-летия журнала и наступающего Нового года мы встретились с руководителем Агентства по печати и средствам массовой информации Максимом Ульчевым.
- Вы выпускник УГАТУ, а возглавили, по сути, гуманитарную сферу. Цифровая действительность диктует свои законы? - Да, это своеобразный разрыв шаблона - человек, окончивший технический вуз, руководит отраслью, где много творческих людей. УГАТУ прививает системное мышление. И моя предыдущая деятельность тому подтверждение: я 10 лет проработал в Сбербанке, потом в администрации президента, замминистра внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства. Этот опыт мне пригодился на новой должности. Сейчас занимаюсь административной работой без большой творческой составляющей, обеспечиваю инфраструктурную работу отрасли: мы отвечаем на информационные потребности населения. Найти общий язык можно с любым человеком, а с творческими личностями работать вдвойне интересно, ко многим из них отношусь с пиететом. Бывают, конечно, сложности, когда надо объяснять какие-то вещи с точки зрения логики, рациональности, что называется с холодной головой, что чаще всего это удается. Таким образом мы друг друга дополняем.
- Завершается неординарный, во всех смыслах, год: пандемия, выборы, перепись - и все эти вопросы в той или иной мере входят в сферу ваших компетенций. Ведь в российской ментальности прочно сидит стереотип - «во всем виноваты журналисты». Что больше всего вам доставило хлопот в уходящем году и что порадовало? - Когда говорят, что во всем виноваты журналисты, не всегда подразумевают негатив. Поднимая важные социальные проблемы, расширяя кругозор читательской и зрительской аудитории, они, вызывая общественный резонанс, делают нашу жизнь лучше. При этом жертвуя своим временем, безопасностью, спокойствием своих семей. А в контексте последних событий - пандемии, я бы сравнил их с солдатами, которые идут на передний край борьбы с опасным врагом. Сколько репортажей сделано и еще будет из красных зон ковидных госпиталей! Это они разъясняют людям порой непопулярные среди населения меры безопасности. Что, несомненно, требует особого таланта. Если нет мастерства подачи и веры в самого подающего, то таким стараниям грош цена. В этом году руководителям региона приходилось принимать непростые решения. В частности, по проведению в республике значимых международных мероприятий: Всемирной Фольклориады, чемпионата мира по борьбе среди юниоров, Национального чемпионата WorldSkills, деловых форумов. И журналистский корпус отработал беспрецедентно эффективно и креативно. Да, на определенном этапе это было стрессом, так как требовало мобилизации телевизионных, печатных СМИ, электронных ресурсов и соцсетей. Но и отклик среди населения на события очень большой. Мы получили результаты, о которых раньше можно было только мечтать. Цифры говорят сами за себя. Узнали про Фольклориаду в Башкирии в полтора раза больше стран, чем участвовало, было 89 миллионов просмотров в соцсетях всего мира по отчетам CIOFF. Видеоролики, тексты наших журналистов публиковались на сайтах международных информационных агентств - такого раньше не случалось. Мы впервые спродюсировали вирусный информационный повод, и контент подхватил весь мир. Это не только заслуга нашего медиасообщества, команды в целом, но и результат тесного сотрудничества с коллегами из министерств культуры, спорта, внешне-экономических связей и конгрессной деятельности. Брались на вооружение их идеи, чтобы спродюсировать то или иное событие. Был определенный инсайт, но всех секретов раскрывать не могу. Мы живем в такое время, что если мероприятие не освещено достойным образом в медиа, в СМИ, считайте, что его не было. Проводим форумы в том числе и для того, чтобы повысить привлекательность и узнаваемость республики, показать, что у нас есть: туристический потенциал, культуру, национальную кухню. Например, о Рейкьявике и Калгари я в свое время узнал, когда в этих городах прошли Олимпийские игры. Вот и об Уфе многие услышали благодаря в том числе Всемирной Фольклориаде, проведенной на очень высоком уровне. Не случайно же наша столица примет в 2024 году и Детскую фольклориаду.
- Как вы строите работу ведомства, чтобы «не тушить пожар», а системно выстраивать работу? Возможно ли это в такой сфере, как журналистика? - Думаю, времена, когда СМИ «тушили пожары», уходят. Теперь работает целая технология, и она носит превентивный характер. Мы не тушим, а подсказываем, как выстроить работу. То есть выступаем агентами средств массовой информации, разъясняя ключевые вопросы, расставляя приоритеты. Проводим мозговые штурмы, определяем целевую аудиторию, распределяем роли телеканалам и печатным СМИ.
- Цифровое пространство, куда имеет доступ каждый человек, во многом усложнило нашу работу. - Да. Сегодня исчез инфраструктурный барьер между источником информации и потребителем. Пара кликов, щелчков камеры телефона - и материал готов. Поэтому вопрос нашей квалификации стоит как никогда остро. Это раньше, когда государству-монополисту по отношению к СМИ достаточно было обеспечить работу инфраструктуры, и все шло по накатанным рельсам: выходили газеты, снимались телесюжеты. Сегодня мы работаем в условиях конкурентности.
- Да, кадры, привлечение профессионалов, молодежи - серьезная проблема. Умные ребята, честно говоря, теперь не очень и жалуют нашу отрасль. Как быть? - Навыки журналиста: умение грамотно изложить свои мысли и рекламировать себя, свою продукцию, компанию - остаются в тренде. Сегодня каждый творчески мыслящий человек может рассказать о себе, самовыразиться, стать популярным. Многие таким образом становятся блогерами, лидерами общественного мнения. Значит, интерес к журналистике растет. Наша задача - привлечь талантливых ребят в профессиональную область, а также переформатировать мышление опытных журналистов: обучить их цифровым навыкам. Технологический процесс не стоит на месте, скорость обновления только растет. И чтобы успеть, необходимо повышать компетентность и расширять кругозор.
- Нам придется сесть за парты? - Без этого никак. У нас 22 ноября началось обучение «Цифровая мультимедийная редакция». Летом было подписано соглашение о сотрудничестве с БАГСУ. На выходе получится продукт, который не только интересен, но и имеет юридическую силу: человеку вручат свидетельство о повышении квалификации. Уже прошли обучение 80 человек. Мы пригласили и своих, и федеральных спикеров, специалистов по работе в соцсетях. В республике есть достаточно сильные специалисты, опыт которых пригодится. Интерес к обучению огромный. Есть возможность поделиться сегодняшним, а не вчерашним опытом. Реалии таковы, что без видеоконтента не обходится ни один сайт, а через «ТикТок» можно повышать личную аудиторию СМИ. Спикеры объясняют, как это сделать. Это может быть отдельный амбассадор от издания, которое в социальной сети работает по какой-то определенной тематике, тем самым наращивая свои «мышцы».
- А что вы думаете о качестве подготовки студентов на профильных факультетах? - Мы понимаем, что и там программу надо менять, некоторые компетенции частично устарели. Этой проблеме серьезное внимание уделяется со стороны главы республики Радия Хабирова. На медиафоруме в апреле вопрос поднимался, но он требует серьезных финансовых вливаний. По поручению руководителя республики мы предпринимаем необходимые меры для развития отрасли, чтобы увеличить количество целевых и бюджетных мест в БашГУ.
- Подготовка к 450-летию Уфы не пройдет мимо ведомства. Задачи стоят масштабные. Вам, как коренному уфимцу, что видится наиболее важным? - Мы как губка впитываем все возникающие информационные поводы. Объекты, которые планируется построить, уже определены, но в соцсетях идут дискуссии, люди высказывают свое мнение, что больше необходимо городу. Мы откликаемся, даем материалы. Тема 450-летия в ближайшие годы станет осевым направлением нашей деятельности. Те меры, что будут приняты, ту инфраструктуру, которая появится, почувствуют на себе не только уфимцы, но и все жители республики. А мы будем разъяснять, чем руководствуется власть при принятии определенных решений, делая тот или иной выбор.
- Можно построить дворцы и стадионы, но по-прежнему кивать на соседа: мол, у других лучше… Как избавиться от комплекса провинциалов? - Мы как-то привыкли больше концентрироваться на недостатках и думать, что где-то даже воздух слаще. Может быть, так исторически сложилось или наше воспитание не позволяет нам выпячивать свое «я». Но то, что мы недооцениваем какие-то вещи, действительно так. И 450-летие - хороший повод заявить: у нас прекрасный город и он может выглядеть лучше. И порой нужно сделать не так уж много, чтобы получить большой выхлоп - поверить в себя. Наверное, почувствовать себя комфортно в городском пространстве. А для этого добавить шарма в восприятие мегаполиса. Гордиться есть чем. Людьми. Артистами, учеными, врачами, учителями.
- В декабре исполняется 20 лет со дня выхода первого номера нашего издания. Единственный общественно-политический журнал стал визитной карточкой Уфы. Как часто вы берете его в руки? - Чаще всего вижу его в аэропорту, понимаю, что он востребован. «Уфа» уверенно и заслуженно занимает свою нишу. Я родился в Черниковке, на улице Жданова, 42 - напротив Калининской администрации. Эти места для меня родные, до сих пор испытываю трепет, когда бываю здесь. Поэтому как человек, любящий свой город, я с особой теплотой отношусь к журналу «Уфа», где не только оперативно освещаются все важные столичные события, но и отдается приоритет рядовым уфимцам, семейным реликвиям и традициям. В вашем журнале всегда можно найти эксклюзивные материалы о прошлом нашей столицы - это и ценно! История места, где ты родился, всегда интересна: кто здесь жил прежде, ходил по этим улицам… Стараюсь и сына этим увлечь. Когда в садике поручили сделать макет какого-то старинного здания, мы выбрали первую уфимскую электростанцию, что на улице Карла Маркса (там сейчас бизнес-центр «Капитал»). От нее сохранился только фасад. Пришлось потрудиться, чтобы на макете оно предстало в первозданном виде. Спасибо «Уфе» за то, что расширяет наш кругозор, открывает для нас и гостей, туристов столицу Башкортостана. Журналу желаю держать нос по ветру, держать тиражи, привлекать в свои ряды новых друзей. Только мы, профессионалы, знаем, как трудно в наше время выпускать такой журнал. Поэтому ему так важна поддержка читателей. Выписывая «Уфу», горожане, по сути, вносят свой вклад в историю города.
Блиц-опрос
- Что для вас символизирует Уфу? - Старый мост через Белую и Черниковка как крутой промышленный центр.
- Какие человеческие качества цените больше всего? - Надежность, преданность, компетентность.
- Ваше представление о счастье. - Семья. Я женился достаточно зрелым человеком, поэтому для меня нет ничего важнее. А Новый год и есть воплощение этого долгожданного семейного счастья.
- О чем мечтали в детстве? - Хотел быть водителем, как мой дед, ездить на больших машинах. Мечтал купить все игрушки и даже завести для них отдельную комнату. Коллекционировал разные модели машинок. Сегодня мои мечты воплощаются в подарках для моего сына.
- Как встречаете Новый год? - В кругу семьи, в этом году планируем собрать за праздничным столом все три ее поколения. Обязательно пойдем кататься с горки с детьми: дочери - пять лет, сыну - два. В Новый год объезжаем родных, соседей - дарим подарки.
- Помните стихотворение, которое читали на утреннике в детском саду? - Раз морозною зимой/ Вдоль опушки лесной/ Шел медведь к себе домой/ В теплой шубе меховой…
- До скольких лет верили в Деда Мороза? - Где-то до пяти-шести. Теперь сам выступаю в его роли для своих детей. И пока они меня еще не узнали.
- Чем увлекаетесь в свободное время? - Люблю благоустраивать свой дом: сам спроектировал пристрой к нему, гараж. Освоил для этого 3D-программы. Это - мое хобби.
- Кто для вас непререкаемый авторитет? - Мой дед. Он больше семи лет ходил в море, потом вернулся, работал конюхом, бригадиром, председателем колхоза. Был очень основательным человеком, порой в каких-то вещах щепетильным. Со временем я стал понимать, что перенял от него эти качества.
- С чего начинаете утро? - С недавних пор - с 20-минутной пробежки. Чем очень горжусь. Она дает необходимый заряд энергии.
Светлана ЯНОВА |