РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Билет в будущее
Всегда хотела быть переводчиком, так как мне интересно изучать английский язык. Но теперь знаю, что возможностей гораздо больше. Столько новых профессий открыла для себя сегодня и уже присматриваюсь к сфере международной экономики, говорит восьмиклассница Алина Шамсутдинова, ставшая участницей масштабного проекта «Билет в будущее».
В этом году он стартовал в октябре на базе мультимедийного парка «Россия – Моя история». Проект состоит из нескольких этапов. Сначала ребята отправляются в увлекательное путешествие по миру профессий. Интерактивная выставка «Лаборатория будущего» в игровой форме знакомит их с рынком труда, различными отраслями и профессиями. Каждый зал, а их всего восемь, представляет какую-то важную отрасль: от здравоохранения до государственного управления. Получив информацию, ребята приступают к практической работе. Им предстоит ответить на различные вопросы. Например, такие: «Каждый человек может получить телемедицинские услуги по страховке и проконсультироваться со специалистом онлайн: они включены в полисы ОМС и ДМС реальность или только далекое будущее?» Или на знание специфичных терминов: что или кто такой форензик? А вы смогли бы ответить? Оказывается, это специалист, который предупреждает и расследует преступления в сети интернет. Отвечая на вопросы и выполняя задания робота Ивана, участники получают ключи – терабинаты, которые вводят в финале в «центральную панель управления». На основе полученных данных компьютер моделируют город будущего. Для одних — «Доброгород» с развитой доступной средой, для других «Культурная столица» или бизнесцентр. Вариантов много. Контент экспозиций разработан совместно с ведущими российскими профориентологами на основе анализа рынка труда и структуры экономики страны. Всего проект охватит более 15 тысяч школьников по всей республике, более 3000 из них примут участие на базе исторического парка «Россия – Моя история». Остальные пройдут дистанционно или в школах, говорит представитель регионального оператора проекта «Билет в будущее» в Республике Башкортостан Алиса Атнагулова. Главная цель проекта – помочь школьникам 611 классов выбрать профессию и получить рекомендации, чтобы сориентироваться в огромном мире специальностей. Сферы, представленные в экспозиции, легко соотносятся с базовыми профессиональными профилями и основными видами экономической деятельности, суммарно охватывая более 90% рынка труда нашей страны. Проводниками в мире профессий выступают тьюторы и приглашенные спикеры. Наши экскурсоводы прошли специальное обучение. Теперь рассказывают школьникам не только о прошлом страны, но и помогают сориентироваться в «Лаборатории профессий». Каждый день мы принимаем от пяти до семи групп. При этом обязательно соблюдаются требования санитарноэпидемиологических норм, говорит директор мультимедийного исторического парка «Россия Моя история» в Уфе Александр Гусев. Многие думают, что к старшим классам человек уже имеет четкое представление о том, куда пойдет дальше учиться и кем будет работать. Но это не всегда так, говорит девятиклассница из Стерлитамака Виктория Бочкова. – Я пока стою на перепутье и не знаю, что выбрать. Хочется попробовать себя в разных отраслях. Особенно мне нравится сфера дизайна и управления. Еще одна участница, Авелина Лукманова, учится в 8 классе в поселке Чишмы и уже давно решила, что станет психологом, а после прохождения квеста только утвердилась в своем выборе. Это очень востребованная профессия, так как люди стали понимать, что решать свои проблемы можно и нужно с профессионалом. В «Лаборатории профессий» мне больше всего понравился зал «деловая среда» про юриспруденцию, право. Наша команда там получила больше всего баллов. Учителя отмечают заинтересованность и вовлеченность ребят в работу. Современные дети несколько иначе воспринимают информацию, у них, как принято говорить, клиповое мышление. А формат развлекательный, с элементами квеста и применением интерактивных средств очень им нравится, говорит учитель истории и обществознания уфимской школы № 121 Рустам Асаинов. Но квестом проект не ограничивается. После прохождения мультимедийной выставки всех ждет практическая работа. В рамках федеральной профессиональной пробы школьники знакомятся с таким понятием, как социальное предпринимательство, и создают собственные проекты. Сначала мы знакомим с самим понятием «социальный бизнес», выделяем основные черты и обсуждаем, почему это важно для общества. Затем начинается командная работа. Ребята выделяют проблемы и предлагают решение с помощью создания магазинов, центров, студий и даже заводов, говорит ведущая федеральной пробы Евгения Нугуманова. – В числе самых популярных идей – заводы по переработке вторсырья, спортивные и творческие студии и кружки, магазины социальных товаров. Очень часто ребята предлагают решать реальные проблемы своего поселка или города. Так, школьники из Бирска предложили создать завод по переработке яблок в полезную пастилу, сок, детское пюре. Ребята из села Кушнаренково озабочены тем, что у них плохо развит раздельный сбор мусора. А восьмиклассники из Чишмов задумались об открытии магазина для людей с инвалидностью. Уфимские школьники чаще всего предлагали создавать кафе быстрого питания, ветеринарные клиники с приютами, также их беспокоит ситуация с переработкой мусора. Региональные профессиональные пробы представляли различные учебные заведения и предприятия. Очень широко были представлены рабочие специальности. Если даже ребята не станут поварами, кондитерами, агентами по недвижимости или парикмахерами, то базовые навыки им пригодятся в повседневной жизни. Например, на пробах от Бирского многопрофильного колледжа дети учились украшать кексы с помощью кондитерского шприца. А на другой площадке узнавали основы работы парикмахера. Казалось бы, мальчишкам впору заскучать, но эти профессии давно уже сменили статус с чисто «женских» на универсальные, так что мальчишки с не меньшим удовольствием, чем девочки, украшали кексы «снежными» шапками и учились держать в руках плойку. А на пробах торговоэкономического колледжа ребята узнали о такой специальности, как агент по недвижимости, и разбирались с видами имущества. Наблюдаю, что часто ученики 69 классов бывают более вовлечены в процесс, так как на них еще не давит ответственность за выбор и они с легкостью примеряют новые профессии. А десятиклассники уже серьезнее относятся к получаемой информации. Если же после пробы ребенок понимает, что не хочет заниматься этим делом, то это тоже результат, считает преподаватель колледжа Гузель Минниханова. За два месяца ребята смогли присмотреться к сотням профессий. Примеряли белые халаты лаборантов и учились отличать настоящий мед от подделки, устраняли замыкание в электросети, расписывали пряники и готовили бутерброды.
Екатерина МАРКОВА |