ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Будут парки и скверы



     №1 (242)
     январь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Выжидающий тигр


Наверное, так в двух словах можно описать характер нынешних покупателей. Пандемия и неожиданные катаклизмы (санкции, засухи, неурожаи, да мало ли что может у нас случиться?) сделали свое дело: спонтанных приобретений стало меньше. Мы чаще планируем траты и просчитываем убытки. Пирамида потребления изменилась и уже никогда не будет прежней.  Хотя обо всем по порядку.

Продукты
Росстат выпустил объемный электронный бюллетень «Потребление продуктов питания в 2020 году». В нем собраны данные 48 тысяч домохозяйств из разных регионов. По сравнению с 2019-м покупательская способность снизилась по трем четвертям основных позиций - 18 из 24 продуктов. Наибольшее падение зафиксировано по яблокам (15%), крупам (12%) и рису (11%). А если сравнивать ситуацию с 2013 годом, особенно велико снижение по сливочному маслу (39%), рыбе (28%), чаю, рису и крупам.
Мы попросили пять уфимских семей скинуть данные расходов в категории «Супермаркеты» из мобильных приложений банков. Анализируя их траты за целый год, можно увидеть, что они ощутимо растут к концу года, а декабрь уже вышел за рамки средних значений. 
Самое низкое значение у семьи с годовалым ребенком. Она тратит на продукты 18 тысяч рублей в месяц. Наибольшее - у семьи, где семь человек - супруги, трое детей, плюс пожилые родители - 44 тысячи рублей. Суммы покупок объяснимо растут во время майских и новогодних каникул, праздников. Наши респонденты отметили, что особо почувствовали подорожание рыбы, мяса, гречки, картофеля и яиц. На вопрос, экономите ли вы, утвердительно ответили все. А вот рецепты снижения затрат у каждого свои. Большинство отслеживают скидки по специальным приложениям (например, «Едадил»), продукты долгого хранения закупают впрок и чаще делают домашние полуфабрикаты.
Кстати, это еще один пандемийный тренд - принцип «сделай сам». Походы в кофейню и покупки блюд сменились приобретением базовых продуктов и нужной бытовой техники. Выросли продажи хлебопечек, кофемашин, самогонных аппаратов, а также продуктов для выпечки и приготовления ресторанных блюд дома.
Заместитель директора по научной работе ГАНУ «Институт стратегических исследований РБ», доктор экономических наук Альфия Кузнецова отмечает:
- В структуре потребления населения республики уменьшились расходы хозяйств на домашнее питание: с 37,2% во II квартале 2020 г. до 32,2% во II квартале 2021 г., затраты на мебель, бытовую технику и текущее содержание дома снизились с 5,7 до 5%; расходы на личную гигиену, социальную защиту, прочие товары и услуги упали с 7,9% до 4,8%, а затраты на алкогольную продукцию, табачные изделия - с 3,1% до 2,2%.
Аналитики Sberbank CIB в ноябре отметили увеличение доли россиян, которые выбирают самые дешевые «собственные» марки торговых сетей. На фоне роста общих расходов на еду за третий квартал этого года с 37% до 38,1% увеличилось и число экономящих на продуктах - с 62% до 67%.
Средний чек по сравнению с январем 2020 года увеличился на 14%. Сейчас средняя покупка в магазине составляет около 3 тыс. рублей.
Как меняется покупательная способность среднедушевых денежных доходов, отслеживает Башкортостанстат. Если сравнивать январь-сентябрь этого года с аналогичным периодом, то самое существенное снижение у картофеля - 65%, сахара, подсолнечного масла и яиц. Чуть больше жители республики стали покупать рыбу (не деликатесную), молоко и рис.
Эксперты отмечают рост популярности магазинов-дискаунтеров. Заглядывать в «Светофор», «Маяк», «Находку» теперь не гнушаются и люди с высоким уровнем доходов. Последняя тенденция подтверждается данными розничных компаний. Ретейлеры, торгующие стоковыми коллекциями, увеличили оборот - так, сеть Familia, по словам ее представителя, увеличила выручку по итогам первого квартала 2021 года на 30%, до 8,17 млрд руб. Сеть также зафиксировала рост трафика покупателей на 15% за этот же период.

Одежда и обувь
В этом сегмен
те интереснее изучить один из главных трендов в потреблении товаров - переход на онлайн-торговлю. Именно одежду, обувь и бытовую химию уфимцы стали чаще заказывать на маркетплейсах. В Уфе бум пунктов выдачи заказов: в шаговой доступности открываются точки интернет-магазинов «Озон», «Вайлдберриз», «ЯндексМаркет», «Казань-экспресс», а также фирм-доставщиков «СДЕК», «Боксберри» и др. А торговые центры «Октябрьский», «Сипайловский», «Семья», ТРК «Июнь» испытывают нехватку арендаторов и покупателей.
Пандемия изменила потребительские привычки россиян. Экономисты опросили около 5 тыс. россиян старше 18 лет, имеющих доступ в интернет. Большинство опрошенных (почти 60%) заявили, что начали экономить на покупке одежды и обуви.
Также уфимцы пересмотрели свою любовь к дорогим брендам, выбирая вещи более дешевых марок. В среднем ценовом сегменте закрылись магазины латвийской одежды (из-за курса евро ценники стали выше в два раза), падает спрос и на одежду немецкого производства. Им на смену пришли более демократичные - петербургские ZARINA и GRIOL, ростовский ELIS. Что касается молодежи, то она чаще выбирает спортивные марки и масс-маркеты Zara и H&M.
- Одежда с каждым годом становится более утилитарной. Постепенно уходит в прошлое обувь на шпильке: современные женщины отдают предпочтение удобным моделям, высокий каблук теперь уместен на официальных приемах, знаковых событиях и на торжествах. На смену шубам из натурального меха пришли пуховики и пальто актуальных моделей. Мужчины также голосуют за удобство и мультиформатность. Они все чаще вместо пиджаков из костюмной ткани выбирают трикотажные модели или бомберы, - отметила доцент кафедры технологии и конструирования одежды УГНТУ Ольга Андрианова.
И это общемировая тенденция. Британский бренд Marks & Spencer (есть один филиал и в Уфе) перестал продавать мужские деловые костюмы примерно в половине своих магазинов, потому что на фоне пандемии спрос на них сильно упал.  Во втором квартале 2020 года продажи парадной обуви в мире - в частности, туфель на высоком каблуке - упали аж на 71 процент.  
Эльвира Габдуллина - специалист по стилю. Она помогает людям правильно составить гардероб.
- За год пандемии подход людей к одежде сильно изменился. Раньше, когда я предлагала услугу «Разбор гардероба», многие говорили: «Да что там смотреть, надо все выбросить, пойдем новое покупать». Теперь просят: «Приди посмотри, что можно спасти, что из этого прослужит еще какое-то время и не потеряло актуальность».
Я всегда выступала за разумное потребление и покупку вещей с долгим сроком службы. Но теперь даже мне иногда приходится говорить клиентам: «Не планируешь же ты эти вещи носить до пенсии и передать детям и внукам?». Настолько в людях усилилась прагматичность. Покупать стали меньше. Раньше за два часа мы могли выбрать 20 вещей, сейчас их количество сократилось до 5-10. Никто больше не хочет много одежды, зато часто готовы взять что-то подороже с хорошим качеством, чтобы подольше носить.
Еще одно веяние - наступил расцвет ресейла - перепродажи уже ношеных вещей во вторые руки. Распространенная история - купил что-то, висит с ценником, не носил ни разу. У многих есть подаренные вещи, которые не вписались в гардероб. Еще недавно все это либо хранили в шкафах, либо раздавали бесплатно. А теперь вполне успешно продают на Avito либо на специализированных ресейлинговых платформах.

Медицина и фармацевтика
Это отрасли, которые ожидаемо росли в период пандемии. В первой половине 2021 года на платные медуслуги россияне в среднем потратили около 13 тысяч рублей, говорится в исследовании Федерального научно-клинического центра ФМБА России. Отмечается, что у половины граждан расходы составили менее 5 000 рублей, а самые большие траты на медицину оказались у людей в возрасте 55-65 лет - 22 тысячи рублей за полгода. Чаще всего россияне платно сдают анализы - в 62% случаев.
По данным Росстата, в июле, например, наши сограждане потратили на медуслуги 77,1 млрд рублей, что на 25,8% больше, чем в этом месяце годом ранее. За 7 месяцев текущего года расходы населения на платную медицину увеличились на треть. При этом из 146,2 млн посещений частных клиник в прошлом году четверть приходится на Центральный федеральный округ, а каждое пятое - на Приволжский.
Эти наблюдения подтверждает и член Общественной палаты РБ Борис Сазонов:
- Ковид и все, что творится сейчас, дали толчок росту следующих сфер: фармацевтики, медицинских товаров и услуг для здоровья, страхования здоровья и жизни. В то время, когда все повально болеют, врачей не хватает и чисто физически они не могут оказать полноценной помощи, снова актуальна классика: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Поэтому, естественно, люди стараются поддержать свое здоровье самостоятельно. Таков мой взгляд со стороны. Моя семья тоже «затянула пояса», денег стало меньше, пришлось отменить или отложить дорогостоящие покупки до лучших времен. Новый год не за горами, может, там полегче будет?
Примечательно, что траты на медицину и образование хотели бы увеличить все группы населения независимо от доходов. И это существенное изменение потребительских приоритетов. В 2016 году граждане хотели тратить больше денег на отпуск, одежду, бытовую технику. 

Недвижимость
В Башкирии за счет всех источников финансирования в январе-ноябре введено 34,8 тыс. квартир. На каждую 1000 жителей построено 659 кв. метров жилья. Это больше, чем в 2020-м (график). Но доля жилья, построенного населением за свой счет и с помощью кредитов, составила 63,7%. Эти данные приводит Башстат на середину декабря.
Пандемия частично изменила представления россиян о загородной жизни - все больше граждан рассматривают возможность переезда в сельскую местность. Заметнее всего за два коронавирусных года подорожали дома в районах, расположенных вблизи Уфы. Если в регионе средняя стоимость дома составила 3,9 млн рублей, то в пригороде столицы республики - выше в 2-3 раза.
- С начала пандемии 2020 года при низких и выгодных процентных ставках, в том числе по программе «Сельская ипотека», как в Башкортостане, так и в общероссийском масштабе резко возросло число выданных ипотечных кредитов, особенно под пригородное индивидуальное жилищное строительство, - отмечает Альфия Кузнецова. 
Малоэтажное строительство будет поддерживаться на уровне правительства региона. На выездном заседании Ассоциации застройщиков РБ, которое прошло на площадке жилого комплекса «Зубово Лайф» под Уфой, премьер-министр правительства республики Андрей Назаров заявил:
- Малоэтажное строительство является очень перспективным. Мы со своей стороны готовы поддержать этих застройщиков, потому что рентабельность пригородного строительства существенно ниже, чем, например, в центре Уфы. Мы готовы стимулировать их дополнительными мерами поддержки.
В Башкирии к 2024 году объем «малоэтажки» может достигнуть 900 тысяч кв. м в год. Из них на многоквартирные дома придется 400 тысяч кв. м, на индивидуальные - 500 тысяч кв. м. В настоящее время в республике строится в пять раз меньше - примерно 175 тысяч кв. м малоэтажного жилья.

Стратегия выжидания
Последние опросы ВЦИОМ показывают, что даже россияне со средним или высоким уровнем доходов откладывают необязательные расходы из-за повышенной неопределенности. Наиболее обеспеченные и более образованные слои населения стали чаще экономить на развлечениях, питании вне дома и турпутевках.
Ситуация с тратами усугубляется неизвестностью относительно развития ситуации с пандемией. Режим вынужденной экономии увеличил долю тех, кто откладывает деньги без определенной цели. Для изменения этого тренда нужен рост реальных доходов населения, а он в ближайшие годы будет очень скромным. Эксперты ожидают еще большего стремления потребителей к затягиванию поясов. 
Пандемия существенно видоизменила структуру потребления российских семей. Глобальные перемены в поведении потребителей произошли и останутся с нами навсегда. Или до следующего мирового потрясения, равного по масштабам тем, что прошли под эгидой коронавируса.

Альфия ИБРАГИМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости