РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Открытая Уфа
Давным-давно, когда многие ещё продолжали считать только что появившуюся фотографию (1839 г.) чем-то вроде трюка фокусника, увидело свет ещё одно изобретение – открытое письмо, или просто открытка (1869 г.). Очень быстро они стали настолько популярными, что расплодившиеся к тому времени фотографы взяли их на вооружение, для этого производители стали выпускать фотобумагу с готовой обратной стороной в виде открытого письма. Сюжеты таких открыток могли быть самыми разными, здесь речь пойдёт о видах Уфы.
Самые первые фотографии с видами нашего города – производства фотозаведения Александры Петровой появились весной 1866 года. Цитата из № 37 «Уфимских губернских ведомостей» за тот год: «От фотографии г-жи Петровой (на углу улиц Почтамтской и Каретной в доме г. Петрова). В течение нынешнего лета изготовлена фотографиею значительная коллекция видов города Уфы, представляющих лучшие перспективы города: улицы, площади, здания и пр. Коллекция продаётся в целом составе и отдельными экземплярами видов. Коллекцию можно видеть в фотографии ежедневно. А. Петрова». Особенно приятно, что эти фотографии сохранились в собрании Государственного Эрмитажа. Но открытками их назвать никак нельзя. Во-первых, открытые письма на тот момент ещё не вошли в обиход, а во-вторых, солидный размер этих фотографий никак не тянет на открыточный. Вновь листаем «Уфимские губернские ведомости». В газете от 15 августа 1881 года читаем: «…В непродолжительном времени будут продаваться виды г. Уфы. Сниматься можно во всякую погоду от 9 утра до 5 вечера. Работы будут производиться под собственным моим наблюдением. Фотография помещается на углу Большой Казанской и Телеграфной улиц в доме Ахмаметева. Фотограф М.Г. Денисов». Никаких следов от видов, вышедших из контактных копировальных станков Денисова (снизу – фотобумага, сверху – стеклянный негатив), не осталось, и может показаться, что в этом случае определить, что они собой представляли, сложно. Тем не менее, портретные отпечатки фотографа Матвея Григорьевича Денисова сохранились, их формат примерно 10 х 14 см («кабинет-портрет»). Фотографии наклеивались на картонную основу 11 х 17 см (были ещё и «карт-де-визит» размером 5,5 х 9 см, но для наших целей они явно малы). Так же, должно быть, оформлялись и виды города. Ещё раньше, в середине 1870-х, «картонки» с видами города выпускала фотография Олимпиады Паршиной, и возможно, кто-то ещё, хотя всё это, конечно, пока не открытки. Вернёмся к дому Ахмаметева [стоял до конца 1970-х гг. напротив пожарной части на углу Октябрьской Революции и Цюрупы]. В 1881-м Денисов работал там в качестве продолжателя фотобизнеса Бухгольца и Сулистровского, но в памяти уфимских старожилов это ателье осталось совсем под другим именем – Ольги Фёдоровны Герман (известно с 1895 года). Именно при ней были напечатаны самые первые настоящие уфимские фотооткрытки – таковыми их признают и филокартисты, т.е. коллекционеры: стандартный размер 9 х 14, адресная сетка, место для марки. Напомню, что текст на оборотной стороне был напечатан ещё на стадии производства фотобумаги. Сколько всего открыток было выпущено в ателье, сказать трудно, на сегодня известно несколько десятков сюжетов, отличающихся, кроме всего прочего, и оформлением – надписями на самом изображении, оттиском каучуковой печати и т.д. Традиции дореволюционных фотографов в конце 20-х гг. прошлого века решил продолжить Степан Стива (1882 – 1972). Броскую свою фамилию он «заработал» ещё в юности активным участием в любительских театральных постановках. В начале века Степан Степанов был телеграфистом (сохранилось его прошение от 2 июля 1900 года на имя начальника почтово-телеграфной конторы о приёме на работу), и настолько лихим работником, что в среде соратников-революционеров получил право на подпольную кличку, которую даже не надо было выдумывать. После октября 1917 года Стива стал комиссаром почтово-телеграфной конторы, затем его перевели в Москву. По каким-то причинам в середине 20-х он вернулся в родной город. И вскоре выяснилось, что его коммерческие успехи могут быть не хуже революционно-театральных: он поставил на поток печать сувенирных фотографий с видами города (отличительная их черта – несколько небрежная пояснительная надпись в нижнем углу снимка). И хотя открытками его продукцию можно назвать лишь с оговорками (адресная сторона на них обычно отсутствует), но стандартный формат 9 х 14 уже говорит сам за себя. Ещё через несколько лет вышла интересная серия уфимских открыток «на серебре» (т.е. отпечатанных на фотобумаге в условиях лаборатории – при красном фонаре) под общей «вывеской» – трест «Союзфото» (всесоюзное объединение по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов, книжных издательств и других потребителей фотоинформации). Впервые на этих открытках был указан тираж – 1 тысяча, а также стояло загадочное по нынешним временам слово Средволкрайлито. Если определить, что «зашифровано» Средне-Волжское краевое можно сразу, то лито многих ставит в недоумение, ведь один из способов печати называется литография. Ответ достаточно прост: Средволкрайлито являлся подразделением Главлита – Главного управления по делам литературы и издательств. Существовал тогда даже термин – литовать, т.е. получить разрешение на печать после проверки. Вновь полузабытый «жанр» вернули фотографы 50-х: к 400-летию присоединения Башкирии к России артель «Труд» (К. Маркса, 58) выпустила несколько серий фотооткрыток. Но в отличие от описанных выше выпусков в типографию «Новый быт» отправлялись уже готовые отпечатки, и там на них наносились необходимые реквизиты открытого письма. Интересно, что найти такие снимки порой даже сложнее, чем дореволюционные виды Уфы.
Анатолий ЧЕЧУХА |