РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"В маске и под маской
17 марта - день рождения гения балета, нашего великого земляка Рудольфа Нуреева. В этот день в Башкирском театре оперы и балета ежегодно проводятся посвященные ему Дни, совпавшие в этом году с Международным культурным проектом «Нуреевские сезоны». Организаторы «Сезонов» приготовили зрителям прекрасный подарок - фильм «Венеция. Карнавал. Любовь» - последнюю работу артиста в кино.
Итак, Венеция. Два молодых архитектора (их играют Рудольф Нуреев и прима-балерина театра La Scala Карла Фраччи) показывают ее красоты молодым студентам. Однако мы в городе карнавала, таинственных масок, загадочных превращений – и, чтобы завоевать сердце строптивой возлюбленной, герой может заманить ее в таинственный дворец, где он превратится в загадочного вельможу, а мы увидим Carnеvale во всем его блеске – в разноцветье масок, чаще всего закрывающих все лицо, с праздничным шествием, канатоходцами и тут же – дуэлями на улицах… На фоне сказочных панорам этого неповторимого города превращения следуют одно за другим, но главное для нас – история любви, танец страсти, который герои исполняют то вместе, то один для другого… И хотя мы могли видеть множество подобных дуэтов, здесь чувствуем каждое движение его и ее души, проживаем все по-настоящему. Чем все закончится? А кто может это предсказать (или угадать)? «Венеция – это женщина, это возлюбленная, верная и ветреная, загадочная, непредсказуемая», - говорится в фильме. Знаменитый режиссер Марио Ланфранки и продюсер Джино Казелли задумывали картину как гимн Венеции – и для достижения этой цели в 1981 году в фильме невозможно было представить других звезд балета. Лента «Venezia, Carnevale, Un Amore» была показана во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля, а затем… утеряна на 40 лет. И вот она найдена, восстановлена, переведена на русский язык и представлена уфимскому зрителю. Также в музее театра открылась выставка фотографий Грациано Аричи, запечатлевшего кадры и процесс съемок фильма. Произошло все это благодаря усилиям Фонда содружества «Башкортостан - Италия», кинокомпании «Свой почерк», Фонда культуры, кино и искусства Аскара Абдразакова при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу РБ и Президентского фонда культурных инициатив. На праздник в Уфу прибыли друзья Нуреева - итальянский скульптор, художник и ювелир Лиза Сотилис и солист Большого театра, ныне художественный руководитель московского театра «Русский Балет» Вячеслав Гордеев. - Я счастлива находиться здесь. Благодаря Рудольфу я как будто уже давно знаю этот театр. Он просто заставил меня полюбить свою страну, - рассказала дизайнер, в круг знакомых которой входили Дали и Пикассо, и подарила музею два своих рисунка, написанных после наблюдения за репетициями Руди. Также она пообещала навестить Башкортостан еще раз и подарить театральному музею Нуреева некоторые восточные вещи, в которых любил фотографироваться артист. - Наше знакомство с Рудольфом длилось более 10 лет, и я могу сказать, что он всегда поддерживал молодых и талантливых артистов, учреждал премии. То, что он сделал для русского искусства, бесценно, - отметил Вячеслав Гордеев. Гостей и участников проекта тепло встретила министр культуры РБ Амина Шафикова: - Я благодарю всех вас за то, что вы открываете нам новые странички памяти о Рудольфе. Слушаешь вас - и еще раз чувствуешь ту силу, которая таилась в этом человеке!
Карнавал своими руками
Яркий, праздничный фильм о Венеции подал организаторам еще одну блестящую идею: первый нуреевский вечер в театре ознаменовался конкурсом венецианских масок (а многие участники не остановились на этом и явились во всем блеске карнавальных костюмов). Гран-при конкурса завоевала Элеонора Саунина - мастер по фьюзингу, изготовившая маску в стиле знаменитого муранского стекла. Приз от Минздрава РБ за красивейшую и одновременно лучшую антиковидную маску достался Ольге Ивониной – преподавателю изобразительного искусства и технологии лицея № 155. - Раньше я работала оформителем, главным художником в уфимских дворцах культуры. Костюмы, макеты, оформление сцены - всем этим я занималась с удовольствием, так что в создании образов я не новичок, - рассказывает победительница. - Сейчас же я - учитель рисования, черчения и технологии в лицее №155, и эта работа очень нравится. Мне удалось побывать в Италии - в Вероне, Милане, Пергамо. Однако, делая эту маску, решила, наоборот, отойти от канона классической венецианской маски. Обычно она делается из папье-маше по форме лица, нередко закрывает все лицо, иногда - половину. Нос - выпуклый, четко очерченный, а может быть и длинный, гипертрофированный. Маска украшалась тканью, кружевом, перьями, сверху часто - бубенчиками. Но я решила сделать все по-другому. Верх - в виде величественной короны-кокошника, украшенного рисунками и крученой фольгой. Низ, закрывающий нос и рот, - из тонкой прозрачной ламинированной пленки, которую я разрисовала белой витражной краской, так что получился эффект кружева. Воздух свободно поступает с боков и снизу - дышать не тяжело. На все это ушло два вечера, но я работала с удовольствием, - улыбается Ольга Николаевна. Также призы получили клуб изучения итальянского языка Tutti Italia, Институт имиджа «Артье» под руководством преподавателя кафедры технологии и конструирования одежды УГНТУ Ольги Сайхутдиновой и детская художественная школа №2, ученики которой создали маску в цветах башкирского флага, при этом настолько отвечающую духу Италии, что организаторы «Нуреевских сезонов» решили сделать ее своим логотипом.
Настоящий
«Нуреевские сезоны» подарили уфимцам еще несколько фильмов о великом танцовщике: «Рудольф Нуреев. Контракт со смертью» (Россия, 2006), «Визит», «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (Россия, 2012), «Рудольф Нуриев как он есть» (СССР, 1991), «Рудольф Нуреев. Неукротимый гений» (Россия, 2016), «Рудольф Нуреев. Танец к свободе» (2015, Ричард К. Смит). Несколько дней они демонстрировались в кинотеатре «Родина». Здесь есть весь его блистательный путь: «Журавлиная песнь» в нашем театре, первая наставница - Анна Удальцова, некогда танцовщица труппы Дягилева, которая и настаивала на переезде в Ленинград. Поступление в Вагановское училище в 17 лет, огромный успех в «Лауренсии» в Кировском театре - в дуэте с самой Натальей Дудинской (а всего за 3 года он станцевал здесь 17 партий). И, наконец, триумф в Париже, о чем пишут все французские газеты... Мог ли после этого человек, привыкший бороться за свою мечту с неприятием отца, вернуться - скорее всего, навсегда? Партнерство с Марго Фонтейн, венский балет, «Ла Скала», Австралия, руководство «Гранд-Опера», куда он вернул классические балеты Мариуса Петипа - а всего мир увидел около 130 его постановок! Поместье в Вирджинии, квартиры в Лондоне и Нью-Йорке, практически восточный дворец на острове Галло Лунго, шикарные апартаменты в Париже. А с другой стороны - постоянный страх за свою жизнь, за ноги - главный инструмент танцовщика… И «последствия» для его педагога Александра Пушкина и друзей, и мечта увидеть мать, привезти ее в Париж, в чем ему было отказано: советское руководство проигнорировало 107 тысяч подписей деятелей культуры. Как известно, в конце ему было позволено вернуться в Уфу на два дня, чтобы проститься с умирающей матерью, которая его не узнала. Одиночество, неуживчивый характер, болезнь, но главное, что остается в памяти после просмотра любого фильма - его танец: прекрасная техника и страстность, упоение сценой, нежность дуэтов, проникнутое чувством движение… Собственно, все, что нам следует видеть и помнить: это и есть его душа, а все остальное, что раскопали дотошные биографы - исключая, конечно, неистовое стремление к мечте - вторично.
Екатерина КЛИМОВИЧ |