|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Южные ворота и не только
- У кого-то начался дачный сезон, а у нас в разгаре - строительный. Зимой, конечно, тоже работы ведутся, но летом, пока погода позволяет, надо успеть больше, - говорит заместитель начальника Управления по строительству и ремонту дорог и искусственных сооружений администрации города Евгений Кулешов.
Наконец-то, дождавшись погожего дня, мы в компании представителей УСРДИС решили проинспектировать крупнейшие объекты возведения дорог в городе. Первой в маршрутной карте обозначилась улица Геофизиков. Здесь ведутся работы по строительству объездной дороги на время ремонта улицы Пугачева с полным перекрытием. К чему планируют приступить в июле.
- Проблема возникла, когда микрорайон начал активно застраиваться. А если учитывать перспективу дальнейшего развития, то проезд просто жизненно необходим, - говорит Кулешов.
Действительно, ситуация складывалась непростая: одна из основных дорог микрорайона (построенная как техническая) была не только очень узкой, но еще и в аварийном состоянии - водители то и дело попадали в ямы, разбивая машины.
Жители не раз обращались за помощью в соцсетях к руководителям города и республики, администрации района. И вот наконец стало известно, что дороги здесь отремонтируют, да не одну, а целых девять! Три улицы - Геофизиков, Испытателей и Бородинская реконструируются в рамках строительства объездного пути.
Подрядные организации на всех объектах приступили к работам. В первую очередь занялись выносом инженерных сетей. Всего здесь расположены более 12 км коммуникаций.
…15-тонный грунтовой каток BOMAG заезжает на только что выровненную погрузчиком площадку и, еле заметно вибрируя, начинает перемещаться из угла в угол.
- Это вибрационный каток, предназначенный для уплотнения «подушки» из щебня, грунта, отсева песка и бетона, работает за счет собственной массы и вибрации. Применяется перед укладкой нового асфальтового (бетонного) покрытия, - рассказывает мастер АО «Дортрансстрой» Ильдус.
В его компании мы отходим на безопасное расстояние - именно здесь трудится бригада дорожных рабочих. Как и везде, при расширении дорог сначала пришлось вырубить старые деревья и кустарники.
- Растительный слой снимался, чтобы не причинить урона природе. В основном выкорчевывали американский клен, который считается сорным деревом, - говорит заместитель начальника по производству Уфимского ДРСУ АО «Башкиравтодор» Артур Аюпов.
После очистки территории начинается подготовка земполотна - основания из подстилающего слоя под дорожную «одежду». После того как отфрезерован старый асфальт, дорога разбирается до грунта и выносится вся щебеночная часть. Далее идет обустройство «корыта»: стелется нетканый геотекстиль «Дорнит», а затем на глубину 30 см укладывается щебень. Но каждый слой ПГС нужно утрамбовать, чтобы дорога служила долго и не сползла.
- В лаборатории нам передают информацию, исходя из которой подсчитывается, сколько раз и какой каток выводить на площадку. Сейчас он не меньше десяти раз должен пройтись в «статике», - объясняет мастер.
Верхний слой основания - 18-сантиметровый тощий бетон. Так в обиходе называется смесь песчано-гравийной смеси с вяжущим компонентом, например, цементом. Затем начнется укладка дорожного «пирога» из асфальта.
Работа на месте будущей дороги идет полным ходом - то и дело снуют КамАЗы, заполненные песком и ПГС. В день совершается около полусотни рейсов. Так как сроки сжаты (буквально два месяца), строителям приходится работать по 12 часов в день, материал же завозится круглосуточно. Одновременно на объекте могут быть задействованы до 20 единиц техники и не менее 30 человек.
По завершении работ появится дорога с двухполосным движением в каждом направлении. А от Сочинской до Бельской вдоль набережной Белой будут обустроены пешеходные, вело- и беговые дорожки.
Усмирить баталии
Следующий наш «поднадзорный» объект - реконструкция улицы Рабкоров и строительство развязки на пересечении ее с Высотной.
Не дождавшись хорошей погоды в рабочие дни, мы вместе с начальником отдела капитального строительства УСРДИС Иршатом Айсуваковым направились туда субботним утром. Но, несмотря на это, застали не менее оживленную картину, чем могло бы быть и в будни. Нас встретил начальник участка и начал делиться свежими новостями.
- Местные жители опять возмущались, мол, мы перекрыли проезд и теперь машины испортили газон. Требуют восстановить. С Высотной помните того, очень шумного? Вновь выходил и доказывал: от того, что откроем проезд, ничего страшного не случится. А если кто-то ночью съедет в траншею?
Да, здесь разыгрались нешуточные баталии еще с момента закрытия проезда от улицы Рабкоров до Академика Ураксина. Помню, тогда горожане сначала недоумевали, почему вырубаются деревья, кустарники. Кто-то предполагал, что наконец-то сделают дорогу, а кто-то уже «знал от хороших знакомых», что появится очередная высотка. Особо активные и сейчас не оставляют в покое.
- Если разделить сроки на интервалы, то одна треть всего времени уходит на урегулирование конфликтов. Одни угрожают судом, другие - прокурорской проверкой, третьи вовсе подкараулить темной ночью. И к каждому нужен особый подход, - говорит Иршат Наилович.
За недолгую карьеру он научился разговаривать как с отъявленными хулиганами, так и с недовольными бабушками.
Вместе с ним спускаемся в длинный котлован. Оказывается, это не просто строительная площадка, а будущая дорога. Точку отсчета развернули здесь потому, что именно здесь находится самый низкий ее уровень.
- Раньше был овраг, куда годами сваливали мусор все: и сами жители, и застройщики близлежащих высоток. Выскребли все до чистого грунта, порой доходили до 4,5 метра, - говорит Роман Дывак.
Зеленые насаждения, бытовой мусор вывезли по контракту в Черкассы, а строительный складировали на базе для последующей ликвидации. После этого приступили к установке четырехметровой опорной стены на бурозаливных сваях. Сейчас она уже готова, а рабочие выносят инженерные коммуникации.
- Как раз в этом месте, где мы находимся, будет развязка: в одну сторону уходит дорога на Рабкоров, в другую - на Академика Ураксина и в третью - на Высотную. Здесь не должно быть действующих сетей, а потому все коммуникации выносятся за 100 метров с каждой стороны, - объясняет Роман. - Это необходимо для того, чтобы можно было производить ремонт, не перекапывая дорогу и не нарушая асфальт.
Вынос коммуникаций на первый взгляд кажется легкой и простой задачей, но на деле все оказывается не так и есть свои нюансы. Например, необходимо соблюдать очередность и прокладывать сначала водопровод, поверх него проходит теплотрасса и только в последнюю очередь - кабельные сети. Также важно, чтобы к моменту отключения от действующей сети была проложена и испытана новая трасса.
- Перед тем как запустить водопровод, надо сделать монтаж камер, задвижек, кранов, установить компенсаторы линейных удлинений, потому что у полиэтилена при температурных изменениях есть свойство сжиматься. Потом идет промывка от стружки, хлорирование для дезинфекции, после чего вызываются сотрудники лаборатории, - объясняет мастер.
Только когда получено заключение от экспертов, режут действующую трассу, ставят заглушку и подсоединяют к новой.
Потом приступают к демонтажу. Но и это непросто: надо согласовать, что можно монтировать целиком, а что уйдет под топонирование. Например, когда действующий трубопровод уходит под опорную стену, ставится заглушка и заливается бетон, чтобы со временем туда не попала вода и не начала подмывать грунт. Что в экологическом плане не представляет никакой угрозы. Кабели, как правило, вытаскиваются проще и быстрее. Но и их футляры должны или убираться, или заливаться бетоном.
Значительную роль играют и ливневки. Если раньше допускались к реализации проекты и без них, то сейчас это - один из ключевых пунктов любого строительства дороги.
Ливневые канализации уже готовы на 80%, подошли к месту врезки, осталось только подключиться, правда, кое-где мешают действующие дождеприемные колодцы, но, как говорят специалисты, это мелочи.
- Переподключение водопровода планируем во второй половине лета, поскольку не ожидали такого количества коммуникаций, - говорит Иршат Наилович. - Если на Комсомольской их столько же было на участке протяженностью более пяти км, то здесь происходит на отрезке 700 м.
На площадке трудятся 10-12 человек, графика строгого нет, мастер все регулирует на месте. Работают весь световой день.
К воротам - через «окна»
Последний объект, который мы посетили, находится на строящейся развязке возле поселка Зинино. Данный путепровод напрямую связан с реконструкцией улицы Пугачева и объездного пути через Кузнецовский Затон с мостом через Белую.
- Этот участок дороги очень проблемный. Когда в часы пик закрывается жд проезд, образовываются километровые пробки, люди в прямом смысле слова стоят часами. Нагаево, Зинино, Акбердино, Охлебинино - все едут в город по этой дороге. Функционал путепровода такой же, как и в Тимашево, он существенно упростит жизнь жителям этих населенных пунктов, - говорит главный специалист отдела капитального строительства УСРДИС администрации города Артур Раянов.
Сроки завершения строительства назначены на третий квартал следующего года, общая протяженность - 1850 метров, из которых 106 составляет сам путепровод.
- В прошлом году заехали первые рабочие. Был пустырь, даже дорога отсутствовала. Постелили технологический проезд, обустроили городок, где сейчас живут строители, - говорит начальник участка «Мостоотряд № 30» Раиль Мулюков.
Трудятся вахтовым методом по 15 дней. Есть котлопункт, душевая, организовано 4-разовое питание. Как только «обжились», приступили непосредственно к строительству - буровым работам под опоры. На сегодняшний день сооружены все четыре - две крайние конусовидные для отсыпки и две промежуточные. В мае начали водружать балки и устанавливать перекрытия между первой и второй опорами.
Оторвать такую 30-тонную балку от земли - задача не простая, но для 230-тонного крана - будто перышко поднять. Гораздо сложнее ее установить, но и с этим специалисты справляются буквально за полчаса. После того как поставили рядом две балки, обвязывая арматурой, собирают армакаркас и монтируют опалубку. На полученный монолитный участок укладывают бетон. Затем добавляют следующую балку и таким же образом наращивают мостовое полотно. По словам начальника участка, самое сложное еще впереди: монтаж среднего пролета непосредственно над путями.
- Будем работать в «окнах», то есть когда будет закрываться железная дорога. Нам будут давать буквально по 2 часа в день, за это время необходимо успеть установить балки. В среднем на одну уходит час, при слаженной работе в день будем ставить по две. Соответственно, на 12 уйдет как минимум неделя, - считает начальник участка.
Сейчас идут переговоры с путейцами о назначении «окон», планируется, что это будет в конце июня.
Надо сказать, что Раиль Мухлисович имеет самое прямое отношение к железной дороге - перед службой в армии он окончил техникум и получил направление на Октябрьскую жд между Питером и Москвой, но так как не хотел оставлять родные края, отказался. После армии устроился монтажником на строительство Шареевского моста через Белую в родном Кармаскалинском районе.
- Во время учебы в техникуме моим любимым предметом был «иссо» - искусственные сооружения, видимо, уже тогда душа лежала к строительству мостов, путепроводов. В следующем году будет 40 лет, как я на этом предприятии, ни в какой другой профессии себя даже не представляю, - говорит он.
Он также был начальником участка при обустройстве развязки улицы Валиди в створе Воровского. Почти десяток мостов и путепроводов построил через Белую. Про таких, как он, говорят - работа не отпускает. Вот и выйдя на пенсию, не стал отказываться. Тем более здесь работает практически вся его семья: супруга - завскладом, сын - экскаваторщик, дочь - табельщица. Даже шурины и двоюродные братья присоединились. Почему бы и нет - зарплата достойная, коллектив постоянный, дружный…
По технике безопасности в дождливую погоду балки устанавливать нельзя. В такие дни занимаются другими делами. Мы застали рабочих как раз за обустройством подпорной стенки у крайней первой опоры.
- Как правило, опоры обсыпаются дренирующим грунтом до следующей, но так как будут проложены подмостовые дороги и со стороны Нагаево, и со стороны города, для укрепления возводится подпорная стенка высотой до семи метров, - рассказывает Мулюков.
Наш разговор прерывает подъезжающая бетономешалка: будут заливать фундамент. Как только открывается жерло цистерны, подбегает рабочий с металлическими контейнерами и заполняет их содержимым из автомашины. Оказывается, из каждой партии бетона отбираются образцы для контроля качества.
- Через 7 суток, когда бетон схватится, проводим испытания, надавливая специальным прессом. Прибором проверяем, сколько прочности набрал, соответствует качеству или нет. То же проводится и через 28 дней, - поясняют специалисты.
Заполненную опалубку дренируют вибрацией, уплотняют и, когда бетон схватится, монтируют семиметровые блоки подпорной стены. По словам работников, на стройплощадке в любую погоду найдется дело каждому и без работы и зарплаты не останется никто…
Алина ГАРИПОВА |
|
|