|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Крылом к крылу с друзьями
В Национальном молодежном театре им. Мустая Карима состоялась премьера пьесы «Звезда героя» о боевом пути дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.
В зале выключается свет, и мы оказываемся под осажденным Сталинградом. Озабоченный комполка Семенов (Асхат Накиев) получает по телефону приказы, однако выполнить их непросто: не хватает самолетов. Но есть летчики-штурмовики – опытные, выжившие в боях 41-го года, и молодые выпускники Энгельсского летного военного училища, в числе которых - и 20-летний Муса Гареев, влюбившийся в небо еще в Уфимском аэроклубе Осоавиахима. Подтянутый, немногословный и очень целеустремленный парень сразу же рвется в бой.
- С самолетом знаком?
- Знаком.
- Что выполнял?
- Взлет, посадку, полет по кругу.
- Бомбил?
- Нет.
- Стрелял?
- Нет.
Однако напарника капитана Петрова вчера сбили, и выбора нет – Муса Гареев (его играет молодой актер Абзелил Утябаев) отправляется на первое боевое задание – ведомым.
- Что буду делать я, то же самое делай и ты. Вот и вся задача! – напутствовал его Петров (Загир Яруллин).
Все получилось, бомбы и снаряды попали в цель. И лишь потом – после бодрого доклада комполка - Муса осознает: он не видел ни вражеских позиций, ни зенитного огня, который по ним открыли, не видел ничего. А летчик должен видеть все! Самокритичность, готовность учиться, стремление избегать шаблонов, техническая смекалка - все это и сделало уроженца далекой деревни Илякшиде выдающимся пилотом.
Однако рассказ о войне - как правило, рассказ о боевых товарищах. Муса уже летает не один, а со стрелком Сашей Кирьяновым (Ильяс Хасаншин): Ил-2 стал двухместным. А в полку, к их изумлению, оказывается немало девушек! Например, строгая Наташа Смирнова (Светлана Бронникова), быстро подтаскивающая к самолетам тяжеленные ящики: ее задача – прикрепить 40-килограммовые бомбы, а также чистить, смазывать, пристреливать пулеметы. В годы войны эту профессию освоили тысячи девушек. Не менее строгой поначалу кажется и Галина Мигунова (Юлия Абрарова), пришедшая проверить, как уложены парашюты.
- Все в масле, что за безобразие! - отчитала она Мусу и Сашу.
- А мы ими пользоваться не собираемся! – ответствовали ей друзья. Однако пообещали все исправить.
У каждого персонажа здесь – своя история. Свет на сцене становится приглушенным, человек подходит к микрофону, как бы оставаясь наедине с собой и с залом.
«Я была санитаркой, - рассказывает Галина. - Увидела, как фашисты добили раненого, которого только что перевязала, и взялась за пулемет! Положила троих. После этого оставаться санитаркой я уже не могла. Вот и перевелась в этот полк».
Своя боль живет в душе каждого воина. Но в недолгие перерывы между боями или в нелетную погоду бойцы собираются, шутят, поют песни… и влюбляются. Муса – все еще застенчивый, не любящий рассказывать о своих подвигах, но Галина становится ему все дороже… Ведь война –не только боевые вылеты. Это их жизнь, которая может оборваться в любой момент. Сменяют друг друга фронты: Сталинград, Миус (прорван в августе 1943-го), Крым… Авиаполк участвует в освобождении Херсонеса, Севастополя и Сапун-горы, забравшей множество жизней. Вновь и вновь анализируется тактика боев. «Главное, что фашисты изучили наши маршруты. Завидев нас на переднем крае, они немедленно передают о нашем появлении в районе переправ, и там нас встречают во всеоружии. Нужно выходить на пикирование так, чтобы враг не ожидал нас, не замечал вплоть до самого разворота». Пилот Гареев не стесняется беспокоить своими идеями командование, и тактические приемы меняются.
Учащаются боевые вылеты - причем зритель видит на экране реальные кадры воздушных боев, но и актеры не выключены из процесса: стоя на конструкции, изображающей самолет, герои-пилоты «рулят» и переговариваются со стрелками. Вылет – вернулись живыми! Вылет – пробито крыло, самолет не слушается, и летчик еле дотягивает до своих. А ведь здесь есть и экипаж пилота Волгина, где стрелком служит его жена Надежда… И зритель кожей ощущает: в этом бою погиб другой, в следующем, может настать черед главного героя… или любого другого – мы уже сроднились с ними, и терять не хочется никого.
Пилот – не машина, а человек, и гибель товарищей может породить желание отомстить любой ценой – пусть даже ценой собственной гибели. Так случается с Виктором Протчевым (Салават Нурисламов). Удастся ли Мусе, известному своей холодной головой в бою, переубедить друга? А как перевоспитать штрафника Блинова (Владислав Нурисламов), направленного отбывать наказание в полк и определенного в стрелки – и не проявляющего ни особых товарищеских чувств, ни боевого рвения? Был летчиком-истребителем, а стал стрелком! Но война выявляет в людях главное, и для защиты Родины нужен каждый.
И вот предпоследний рубеж – Кенигсберг (куда наш герой прибыл уже командиром эскадрильи). А Мусе снится море – ласковое Черное море, над которым он сражался и которое забрало немало его товарищей. А также Галина, которая зовет его к себе, а судьба готовит новые сюрпризы… После встречи шести бомбардировщиков под командованием Гареева с 40 «юнкерсами» противника, когда отвага наших летчиков заставила немцев избавиться от боеприпасов, сбросив их в расположение собственных войск, ему уже присвоено звание Героя Советского Союза, а к концу войны он станет дважды Героем. Сколько раз он мог погибнуть на этом пути - знал только он сам. А теперь и мы.
Спектакль закончился, сидевшие рядом со мной дети встают с серьезными лицами. Значит – поняли, ощутили, что такое война, и воочию увидели тех, кто одержал для нас Победу. Они были молоды, и в редкие минуты затишья им хотелось жить, слушать пение птиц, любить – но для многих и многих жизнь оказалась лишь кратким мигом...
И мы знаем, что было бы со страной, если бы не их юношеская уверенность в себе и железная решимость победить врага.
- Что было для вас самым трудным в создании образа? – спросила я исполнителя главной роли Абзелила Утябаева.
- Сложно было создать атмосферу военных будней, где есть место и любви, и песне, но главное – военной работе. Для этого мы все читали воспоминания Мусы Гайсиновича «Штурмовики идут на цель», а также смотрели лучшие военные фильмы. Больше всего мне понравилась картина «В бой идут одни «старики».
Спектакль поставлен по пьесе Фарита Ахмадиева в соавторстве с актрисой и режиссером Ольгой Мусиной, автор видеоинсталляции – Эльвира Тувалева.
- Идея написать для театра пьесу о Мусе Гарееве возникла пять лет назад, - рассказал старший научный сотрудник Института истории, языков и литературы УФИЦ РАН Фарит Ахмадиев. - Писалась она легко, хотя военная тематика требует колоссальной эрудиции: знания военных операций, самолетов, других реалий войны – сфальшивить нельзя нигде. На премьере был сын Мусы Гайсиновича Евгений, и пьеса ему понравилась.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|