ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Низко вам поклониться хочу...
В Уфе в честь Дня медиков прошел праздничный парад. Более 700 врачей, медсестер, фел...




     №7 (248)
     июль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Во глубине уфимских руд с фонариком


- Надевайте старые джинсы и самое главное не забудьте про сапоги, все остальное выдадим на месте, - предупредили нас организаторы посещения тоннеля строящегося Восточного выезда....В10 часов утра мы едем по проспекту Салавата Юлаева; между развязками на Сагита Агиша и на 50 лет СССР есть примыкающая дорога, которая до этого никем не использовалась. Почти 20 лет в народе ее называли «недостроенной развязкой». Проехав по ней, мы с фотокором и оказались в начальном пункте нашей экскурсии. Нас ждали: за шлагбаум проехали без проблем. Но Восточный выезд не просто режимный объект, а стратегический, потому строгая пропускная система - абы кто сюда не проедет!- Александр - на ближайший час он ваш провожатый. Не отставайте и не теряйтесь из виду, без него не войдете и уж тем более не выйдете из тоннеля, - объясняют нам, пока в раздевалке натягиваем каски и переодеваемся в спецовки со светоотражающими элементами. Пока направляемся в ламповую, чтобы получить фонари и самоспасатели, нам проводят короткий инструктаж: не отставать, к местам работ не подходить, не выключать фонари, и объясняют, как пользоваться самоспасателем - небольшим предметом на ремне, напоминающим армейский термос. На самом деле это - средство индивидуальной защиты органов дыхания марки ШСС-1ТМ, благодаря ему в случае аварии, пожара или других чрезвычайных ситуаций, сможем дышать и выбраться наружу.Выйдя из ламповой, понимаем, что нас предупреждали не напрасно: резиновые сапоги с высокими голенищами пришлись очень кстати.- Сейчас находимся на Западном портале. Тоннель, что слева, называется Северным, а тот, что справа - Южным - по нему и отправимся, а дальше будем переходить по технологическим проходам. Как таковых разделительных полос здесь нет, только средняя опора и технологические сбойки, которые мы дальше увидим, - говорит главный специалист технического заказчика компании «Пуск» Александр Денисов.Вскоре привычный солнечный свет сменяется полумраком, освещенным рядами подвешенных на стене тусклых лампочек. Первые несколько десятков метров тоннель выглядит законченным. Техники не видно, но то и дело появляются рабочие: что-то переносят, отмечают или измеряют. Пока относительно тихо и есть возможность поговорить, наш путник рассказывает о строительстве подземных сооружений.Начало тоннеля, которое расположено не под землей, а на поверхности, строилось открытым способом. Длина его со стороны проспекта Салавата Юлаева – 177,6 метра, а с Восточного портала – 31. Подземная часть протягивается на 1015 метров.Старое и новоеЧасть тоннеля возвели еще в середине 90-х силами «Управления строительства №30». Подойдя ближе, видим, что десятилетия не прошли бесследно и местами стена обветшала. Но, как уверяет специалист, в этом ничего страшного нет, после небольшого ремонта послужит еще много лет.Мы подходим к молодому человеку с баллончиковой краской красного цвета в руках - он выводит на стене «закрытая часть». Именно здесь начинается закрытая часть тоннеля, которая строилась под землей посредством вывоза грунта.- При строительстве тоннеля принцип один: разрабатывается грунт, делается временная отделка, потом постоянная. Но в зависимости от породы, есть множество видов так называемой проходки. В данном случае применялась технология новоавстрийского метода строительства тоннелей, - объясняет присоединившийся к нам начальник участка Андрей Попов. Проходка тоннеля ведется устройством защитного экрана, так называемой амбреллы. Название говорит само за себя - при этом методе сначала пробуривается отверстие, вставляется металлическая труба и через нее нагнетается цементный раствор, чтобы закрепить свод. Из-за того, что струя обладает высоким давлением, цементация разрушает грунт в скважине, который впоследствии разрабатывается обычными экскаваторами и вывозится погрузчиком.Данный вид проходки отличается высокой производительностью, простотой, экономичностью и, самое главное, отсутствием негативных ударных воздействий и возможностью работать в стесненных условиях, то есть вблизи существующих зданий.Постепенно мы уходим по тоннелю вниз и через 15 минут оказываемся в самом глубоком месте: над нашими головами - почти 60 метров земли. Чем глубже - тем оживленнее кипит работа, и становится шумно. По словам начальника участка, на объекте одновременно работают около 300 человек. Трудятся небольшими группами, бригадами по всей подземной части, также и на поверхности, у рабочих вахтовый метод, а работа не прекращается круглые сутки.- Сейчас переходим в Северный тоннель, который от Южного отделяется подпорной стенкой - средней опорой. Изначально при строительстве она должна выстраиваться на опережение, чтобы потом полностью на нее происходило раскрытие тоннеля и опирались арки, крепления, - рассказывают наши провожатые.На протяжении всего тоннеля располагаются тамбур-шлюзы, специальные переходные ворота с герметичными противопожарными дверями. Через некоторое время выходим на небольшой приямок, глубиной примерно 1,5 метра. Внизу, на нижней лотковой части свода работает специальная пылеобдуваемая техника - готовят поверхность под гидроизоляцию. Процесс недолгий, но трудоемкий. После того как готова временная крепь обратного свода, наносится распыляемая гидроизоляция на толщину 4-5 мм. Проще говоря, это горячая жидкая резина, которая впоследствии сохнет и обволакивает всю поверхность свода. Чтобы в процессе невзначай она не повредилась, поверх резины тут же распыляется цементный раствор. После этого из арматуры устанавливается каркас и заливается бетоном, образуя армированный монолит. А сверху будет проложена дорожная одежда. И временная, и постоянная отделка производится из бетона и арматуры. Если первая более шероховатая, то чистовая отделка уже делается аккуратно, ровно.Но вот мы вышли в узкий коридор. Сначала я подумала, что это какой-то технологический проход, но ошиблась.- Здесь наглядно видно, как из маленьких сечений образуется полное. Изначально работали в таких маленьких штоленках: центральные опоры строились в центральной, северные - в северной, южные - в южной. Сейчас все это разбирается и сечение превращается в полное, - объясняет заказчик.Технология строительства мелкими штольнями обусловлена тем, что работы при полном сечении удорожают проект в разы. К тому же первые из них здесь начались почти 30 лет назад, и центральная штольня на 80% была возведена «УС-30». - Ни в коем случае нельзя выключать фонарь! Видите, какая густая завеса пыли стоит: техника может не заметить! - осекает меня Александр, увидев, как я пытаюсь выключить и убрать постоянно отцепляющийся фонарь.Безвоздушное пространствоТем временем мы доходим до вентиляционного тоннеля, где соединяются все штроссы и калотты. Калоттами (от французского «шапочка, купол») называется верхняя часть тоннельной выработки, предназначенная для возведения сводовой обделки. Выйдя снова на Южный тоннель, встречаем шумную махину, от которой уходят широкие слегка колышущиеся трубы. Как оказалось, это вентилятор, передающий свежий воздух.- Под землей нечем дышать, воздуха нет и если бы не эта конструкция, мы бы задохнулись, - поясняют специалисты.После пыльного Северного тоннеля, где кипит работа, здесь довольно-таки свежо, а влажность придают капающие с потолка грунтовые воды. Гидроизоляционные работы здесь еще не выполнены.- Резиновой пленкой покрываются все сечения тоннелей. Он должен быть полностью защищен от грунтовых вод, и наша задача - полностью отвести их и перекрыть доступ, - говорит начальник участка.- Мы стоим как раз в том самом месте, где заканчивается западная часть тоннеля и начинается восточная. Отсюда выход на строительную площадку со стороны Менделеева. Знаете, где стоит стела, а чуть дальше огороженная забором территория? Вот это как раз в ста метрах отсюда, - поясняет провожатый.Через небольшой проход мы вновь выходим в соседний Северный тоннель и видим свет: приближаемся к выходу. Именно здесь недавно сбились два забоя на полное сечение, и сейчас по нему можно проехать насквозь. Правда, пока разрешается это делать только строительной технике. На Южном проход еще не пробит - осталась последняя сбойка, длиной в 290 метров. По словам специалистов, к октябрю сбойка произойдет и здесь.- Вот как раз те самые трубы с отверстиями, которые набиваются в грунт, и строится амбрелла, то есть зонт, - говорит Александр, указывая на шестиметровые трубы. Одна захватка проходки составляет как раз 6, а местами - 9 метров.Объясняя простым языком, можно сказать, что свод тоннеля состоит из трех слоев. Первый - из труб и нагнетенного по ним цемента, второй - временная отделка и третий - чистовая. На всей протяженности тоннеля мы застали рабочих, как занятых возведением амбреллы, так и заканчивающих чистовую отделку. Надо сказать, что временная отделка практически везде завершена.По словам заказчика, работники здесь все опытные, предприятие подрядчика - ООО «Лимакмаращавтодороги» имеет большой опыт в строительстве тоннелей на территории Турции. Большая часть специалистов прибыла со строительства Стамбульского метрополитена. Сопровождавший нас начальник участка Андрей Попов - строитель со стажем. Начал свою деятельность еще в то время, когда проект разрабатывал «УС-30». Но работы приостановились, и пришлось сменить деятельность - добывал полезные ископаемые близ родного Сибая. Так как его специализация именно строительство (подземных сооружений), то как только услышал о возобновлении работ, тут же вернулся к любимому делу.…Вскоре, преодолев глиняные «болота», протискиваясь среди арматуры, вскарабкиваясь и спрыгивая с разных уровней нижнего свода, мы оказываемся у выхода - залитой бетоном площадки, куда приезжают представители республики, города и инспектирующих органов. - Поздравляю, испытание туннелем прошли. Если все сложится хорошо, в ближайшем будущем сможете уже проехать на авто и увидеть конечный результат, - говорит Александр Евгеньевич.За тоннелем начинается мостовой переход через реку Уфу. Общая длина - 470 метров, а вес надвигаемых металлоконструкций - более 5 тысяч тонн. - Особенность надвижки мостовых конструкций в том, что стапель собран на монолитной плите пролетного строения эстакады. На ней производят укрупнительную сборку, а затем конструкции двигают домкратами в пролет по специальным накаточным устройствам, - говорит генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания» Асабали Закавов. - Это позволит сократить сроки строительства эстакады и моста. Мост будет располагаться на 72-х опорах, что защитит сооружение от половодья и сохранит реку Уфу судоходной.Сейчас ведутся работы самой сложной русловой опоры, высотой 58 метров. Забетонирован пока только ростоверк, но задачи уже поставлены и цели обозначены. Алга!

Алина ГАРИПОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости