ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №2 (39)
     Февраль 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Вечный двигатель торговли


С 1 января 2005 года в российское налоговое законодательство были внесены серьёзные поправки, в частности, в соответствии с рядом повышающих коэффициентов была определена новая база налогообложения в структуре рекламных агентств. Претерпел изменения и сам "Закон о рекламе". Традиционный вопрос о том, хорошо это или плохо, столь же непрост, как и сама ситуация в сфере рекламного рынка, и ответить на него можно, лишь проанализировав основополагающие тенденции развития рекламы в Башкортостане.

Ветер перемен.

За три прошедших года конъюнктура республиканского рекламного рынка претерпела значительные структурные изменения. Доля рекламы, размещённой на телевидении, упала с 22 до 17%, на радио - с 24 до 20%. В то же время количество наружной рекламы увеличилось с 14 до 17%, а рекламы  в  печатных СМИ - с 34 до 40. Все эти процессы связаны, прежде всего, с насыщением одних секторов рекламного рынка и развитием других, более дешевых и перспективных. К примеру, и радио, и телевидение могут выделить под рекламу лишь строго определенное количество эфирного времени. К тому же Москва всё больше и больше ограничивает региональное вещание, последствием чего стало уменьшение возможности размещения местной рекламы. Если же в погоне за прибылью "потолок" коммерческого вещания будет превышен, электронные СМИ вообще рискуют остаться без аудитории. Так что "золотое" эфирное время ныне стало доступно лишь избранным - крупнейшим республиканским и общероссийским компаниям, коих сейчас меньшинство, а вот основная масса рекламодателей вынуждена обращаться к услугам наружной рекламы и печатной прессы.


Телевизор? Нет - светодиодный экран.


Наверное, каждый уфимец не раз удивлялся той скорости, с которой на улицах столицы появляются всевозможные носители наружной рекламы. Темпы роста действительно впечатляют. Только за последние полтора года количество рекламных установок в Уфе увеличилось почти вдвое и по состоянию на конец 2004 года составило около 850 только широкоформатных конструкций. Если же к ним добавить ещё и всевозможные малые формы, то общее количество внешних рекламных носителей составит уже несколько тысяч единиц. Столь стремительное наращивание объёмов производства наружной рекламы связано с общим увеличением деловой активности в регионе, а так же с выходом на потребительский рынок Башкортостана крупнейших российских и зарубежных торгово-промышленных компаний. Да и такой немаловажный показатель, как стоимость-эффективность у наружной рекламы весьма высок. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками кафедры факультета маркетинга и менеджмента УГАТУ, аудитория светодиодных экранов, установленных на проспекте Октября и в районе Центрального рынка, составляет около 250 тысяч человек, что вполне сопоставимо с показателями телевидения. При этом стоимость размещения рекламы на внешних носителях значительно меньше, чем на ТВ. По оценке журнала "Реклама. Outdoor media" только за период 2000 года на наружную рекламу в Республике Башкорто-стан торговая сеть "Эльдорадо" затратила свыше 64 тысяч долларов, компания "Samsung Electronics" - около 55-ти, "Башкредитбанк" - порядка 47-ми. Замечу, что по данным того же источника средняя стоимость размещения рекламы на щитах формата 6 на 3 метра оценивается в 220-400 у.е. в месяц.
 В настоящее время оборот рынка наружной рекламы Башкортостана составляет сотни тысяч долларов в год. Более того, специалисты прогнозируют его дальнейшее расширение, поскольку развитие данной отрасли экономики способствует общему улучшению торгово-экономических связей между столичными предприятиями. Немаловажным аспектом наружной рекламы является и её общественная составляющая. Согласно "Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы и информации" в бюджет города взимается налог, размер которого зависит от общей стоимости рекламных услуг. Собранные средства расходуются на праздничное оформление столицы, а также на мероприятия, связанные с благоустройством городской территории.
Впрочем, горизонт республиканского рекламного рынка всё же не столь чист, как хотелось бы. Вплоть до недавнего времени республика недополучала значительную часть сборов от налогов с рекламы. Дело в том, что крупные клиенты рекламных агентств регистрируются, как правило, в наших столицах - Москве и Петербурге, - поясняет заместитель директора Управления дизайна и наружной рекламы Марсель Муратов, - так что налог за рекламу, размещённую на территории Уфы или любого другого города России, по большей части уходил в столичный бюджет. В результате регионы недополучали весьма значительные суммы, столь необходимые для их и без того скромных финансовых накоплений. Согласно новому законодательству налог на рекламу взимается уже не с заказчика, а с местного рекламного агентства, что позволяет сохранить "рекламные" деньги в региональных бюджетах.
Однако реформы на этом не исчерпываются. С 1 января 2005 года отрасль переводится на уплату "Единого налога на вменённый доход". В соответствии с рядом повышающих коэффициентов определена новая база налогообложения, значительно повышающая налоговое бремя в структуре рекламных агентств, занимающихся производством и размещением наружной рекламы.
Возможно, новая система налогообложения приведет к ликвидации мелких и ряда средних рекламных компаний и как следствию - постепенной монополизации рынка. В новых условиях мелкие субъекты рекламного бизнеса просто не смогут выдержать конкуренции со своими более крупными соперниками. Рекламой будет заниматься тот, кто обладает большим оборотом финансовых средств. И если на конец прошлого года в области производства и размещения наружной рекламы было задействовано свыше 60 различных агентств, то уже в нынешнем их число может существенно сократиться.
Изменению структуры рекламного рынка будет способствовать и такой банальный фактор, как постепенное насыщение наружной рекламой наиболее выгодных с точки зрения её размещения районов столицы. Ведь эффективность рекламного баннера зависит не только от качества его исполнения, но и от того, на сколько метров от проезжей части установлен щит, на какой градус он развернут к дороге, от соседства с другими щитами, освещения, высоты и даже от расстояния до перекрестка. Пролоббировать свои интересы и заполучить наиболее лакомые куски столичного рынка наружной рекламы смогут лишь солидные компании, например, такие как Эго-Дизайн или Уфа-Неон. Не исключено, что в перспективе определять конъюнктуру рекламного рынка столицы будут именно они.

Физкульт-привет от государства.

Социальная реклама - самая пикантная сторона современного рекламного бизнеса. Если плакаты с изображением сникерсов или памперсов вызывают массу гневных реплик старшего поколения, то огромное (площадью 1000 кв. м) панно на здании учреждения соцзащиты на улице Цюрупы, 95, изображающее милую детскую мордашку и жизнеутверждающее четверостишие, способно вызвать положительные чувства даже у самого озлобленного человека. По словам начальника информационно-технического отдела администрации Уфы Марата Газизова, социальная реклама решает массу задач: информирует, заостряет внимание на острых проблемах, мобилизует на решение злободневных вопросов, позволяет доводить до сознания общественности те или иные аспекты социальной политики. К примеру, в январе этого года на улицах  Уфы появились баннеры, посвящённые теме борьбы с наркотиками, с надписью: "Внимание! Капканы расставлены на людей!" Не так часто, как хотелось бы, но всё же появляются и призывы к занятию различными видами спорта. Следует отметить, что добрые пожелания своим соотечественникам рекламные агентства создают в основном за свой счёт. Правда, делают это в добровольно-принудительном порядке: выполнение "социального" заказа производится по просьбе администрации города. В принципе, от него можно и отказаться, однако большинство рекламных агентств предпочитает не портить отношения с вышестоящими органами и идёт навстречу властям, тем более что по закону социальная реклама не должна занимать более пяти процентов их эфирного времени (основной рекламной площади) в год. Реально же доля "социалки" оказывается значительно меньшей, а значит, и не столь обременительной. Например, в области наружной рекламы продукция с социальным  подтекстом составляет порядка 2-3% от общегодового объёма.

Опиум для народа.

Пожалуй, самой проблемной и болезненной стороной нынешней рекламы является её идейно-нравственная направленность. Особое беспокойство общественности вызывает реклама пива, время от времени мелькающая то в "наружке", то на ТВ. Повод для беспокойства весьма серьёзен. Только в 2000 году среднестатистический россиянин употребил 37,5 литра этого напитка (на 44% больше, чем в 99-м), а в прошлом выпил уже 51 литр! Федеральный закон "О рекламе" устанавливает специальные правовые нормы для рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий. Не так давно к нему были приняты поправки, ужесточающие порядок и накладывающие серьёзные ограничения на производство и размещение рекламы пивной продукции. Согласно новому законодательству, запрещена реклама пива на телевидении в период с 7 до 10 часов вечера, наружная реклама должна размещаться не менее чем в ста метрах от школ и детских учреждений. Принятые меры привели к сокращению объёмов рекламы пива, в частности,  на телевидении - в 2,5 раза.  Однако в целом исправить сложившуюся ситуацию не так-то просто, в основном из-за отсутствия необходимого финансирования. По словам одного из московских рекламных магнатов, с помощью хорошо продуманной рекламной кампании россиян можно отучить и от пива, и от сигарет, и от наркотиков. Он и его креативная группа хоть сейчас готовы взяться за дело, если найдутся люди, готовые за это хорошо платить.

Пресс-экспресс.

По сравнению с периодом 2001 года производство рекламы в печатных СМИ увеличилось на целых 6%, что стало
наивысшим показателем в отрасли. Тенденция роста связана как со всё увеличивающейся эффективностью рекламы в печатной прессе, так и с её доступностью для рекламодателя среднего достатка.
 Стоимость изготовления рекламного ролика на ТВ колеблется от 5 до 10 тысяч рублей, а его трансляция по каналу БСТ обойдётся в 8210 рублей за минуту эфира. Размещение рекламы на щите фор-мата 6 на 3 метра оценивается в
200-400 долларов в месяц. На этом фоне 700 - 800 рублей за рекламный модуль в наиболее массовых газетах и журналах выглядят более чем приемлемой цифрой. Ещё одним фактором ускоренного развития печатной рекламы является специфика её восприятия. В отличие от телевидения, радио и внешних рекламных носителей время доступа к рекламной информации, размещённой в прессе, фактически не ограничено, а это серьёзно увеличивает её общую эффективность.
Основное количество как республиканской, так и всероссийской рекламы в печатных СМИ представлено периодическими изданиями и всевозможными специализированными газетами и журналами. Правда, эффективность последних, несмотря на их огромные тиражи, весьма сомнительна. Дело в том, что сугубо рекламную прессу просто никто не читает. Вынутая из ящика, она либо используется в хозяйственных целях, либо пополняет стопку макулатуры. По признанию рекламных агентств, существует немало фирм, которые с помощью бесплатных газет отмывают левые деньги. Эффект от размещённой рекламы их совершенно не волнует. В то же время общественно-политические газеты и журналы, где помимо коммерческого заказа содержится много полезной информации, заставляют читателя обратить внимание и на рекламу. Именно с этим связан постепенный отход от практики использования специализированных рекламных изданий в странах Запада, где их распространение к тому же ограничено законом.

Реклама. 21-й век.

Оценивая перспективы развития республиканского рекламного рынка, можно с уверенностью сказать, что в будущем он будет подвергнут переделу в пользу высокобюджетных московских издательских и рекламных компаний. К примеру, местная газета, дотируемая из республиканского бюджета, весьма ограничена в своих возможностях, поскольку для завоевания читательской аудитории, а вслед за ней и рекламодателей, нужны значительные финансовые вложения, связанные с собственной "раскруткой". Зато у богатых "пришельцев" таких проблем нет - хозяин готов инвестировать в издание огромные деньги, зная, что доход от рекламы с лихвой покроет первоначальные траты. В аналогичной ситуации оказались и местные электронные СМИ, у которых Москва постоянно отбирает эфирное время.
Хотим мы этого или нет, а приход стороннего инвестора на местный медиа-рынок неизбежен. Значит, и общество, и власти, озабоченные сохранением своего влияния на СМИ и рекламный рынок, должны выработать разумную и эффективную концепцию дальнейшего действия, призванную защитить интересы республики.
(Материал подготовлен при содействии управления антимонопольной службы РБ).

Журнал "Уфа" // Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости