РУБРИКА "ПЕРСОНА"Городская...
Скажите, уважаемый читатель, кем бы вы стали, если бы дедушка у вас был башкир, родившийся в Салаватском районе и сделавший карьеру партработника в Казани (Республика Татарстан), а дядя - московский генерал ФСБ? А вот Гульнара Фархиева стала известной актрисой, причем она единственная в труппе Башкирского академического театра имени Гафури, кто родился и вырос в Уфе. Как же это ей удалось, спросите вы? Честно говоря, не знаю, но так предполагаю, что судьба!
Девочка из центра
Что может быть в Уфе центральнее, чем роддом, расположенный на улице Пушкина, напротив института искусств и наискосок от оперного театра? Здесь и родилась Гульнара, и, видимо, кто-то свыше позаботился о том, чтобы путь ее был не слишком извилистым. Судите сами - разве случайно к тому самому времени, когда ей надо было идти в первый класс, в уже знакомом нам здании как раз и открыли школу для особо одаренных детей? При этом и мама-экономист, и папа-инженер были страшно далеки от музыки и от мира искусства вообще. Как у всякого взрослого человека, их жизнь состояла из двух частей - днем они на работе, вечером - дома. Какой уж тут театр!
Нэнэйка
Кто же смотрит за ребенком, кто его кормит, одевает и следит, как он готовит уроки? Ну конечно же, нэнэйка! Это слово даже переводить не надо - настолько оно в нашем быту укорененное, причем для уфимцев всех национальностей. И вообще, я думаю, что нашим нэнэйкам надо поставить памятник - самый настоящий, бронзовый, на какой-нибудь площади Уфы, они это заслужили! Но это я отвлекся, а в это время Маулиха-нэнэй, бабушка Гульнары, возится на кухне, готовит обед и слушает, как лихо ее внучка играет гаммы. Пока она занята, мы потихоньку проберемся в комнату нашей ученицы. И что же мы видим? Это играет магнитофон, а сама юная проказница убежала на улицу! Но такое, разумеется, бывало нечасто, потому что Гульнара отличалась особой ответственностью, вставала ежедневно в шесть утра и учила свои гаммы. И так тринадцать (!) лет подряд! И уж если позволяла себе сбежать в парк Якутова погулять с подружками, то, скажем прямо, заслужила, да и ничем предосудительным во время этих прогулок она не занималась.
Юная актриса
Все соседи говорили, что она будет актрисой, потому что с самых юных лет она устраивала им концерты - в прямом смысле, то есть пела, читала стихи и что-то такое изображала. Наверное, так делают многие. Но актрисами, в конце концов, становятся все-таки не все.
Первый выбор
После девятого класса пришла пора выбирать, что делать. И Гульнара решила продолжать обучение уже в училище искусств, у педагога Ляли Габдулловны Кудаяровой. Педагог очень серьезно относилась к своей ученице, как, впрочем, ко всем своим ученикам, давала читать серьезные книжки, наставляла, учила уму-разуму, и все это кроме своих основных обязанностей. Впрочем, Гульнара со своим озорным характером и здесь умудрялась подшутить над Лялечкой Габдулловной, как она ее называла. - Вот, - говорила она жалобно, - так много играла, что руки у меня устали: И Ляля Габдуловна верила, как тут не поверишь, если играют так убедительно?
Голос судьбы
Но закончилась учеба и в училище. Пора было выбирать, куда идти дальше. Гульнаре было ясно, что быть пианисткой - это не для нее( и это понятно почему, ведь на роду у нее было написано стать актрисой!). Но поскольку услышать голос судьбы, пока он говорит негромко, дано не каждому, она и решила - почему бы не стать певицей, тем более, что педагоги обнаружили у нее голос, страшное дело- меццо-сопрано! Тут ведь поступать учиться - всего лишь дорогу перейти от училища искусств до института, вот Гульнара и подала документы и успешно (кто бы сомневался) прошла все три тура. И вот осталось всего ничего - пройти собеседование. Вел его Загир Исмагилов. Он посмотрел документы, послушал педагогов, потом сказал: "Девочка, у тебя так много музыкального образования. Может, уже достаточно?" Как хотите, но, по-моему, это был голос судьбы.
Рука судьбы
Что же делать, если у тебя что-то не получилось, да к тому же ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо? Бежать к родственникам на самом верху, чтобы повлияли на ход событий? Да нет, куда честнее отчаянно реветь, размазывая по щекам слезы. Этим и занималась Гульнара в фойе института искусств, когда к ней подошел какой-то человек. -Ты чего ревешь? - спросил он недоуменно. -В певицы не взя-а-али! - захлебываясь от слез, проговорила Гульнара. - А ты петь умеешь? -Конечно! - А танцевать? -Нет слов! -А стихи читать умеешь? - Естественно! - Тогда приходи, будешь актрисой! Это был режиссер и педагог Габдулла Габдрахманович Гилязов, он набирал курс для Русского театра. Он и пригласил Гульнару на экзамены, которые она сдала очень легко. Габдулла Габдрахманович набрал тогда курс для Русского драмтеатра. Но ведь Гульнару готовили именно для Башкирского театра, как же быть, как сделать так, чтобы она попала именно туда? И вот где-то на небесах почесали затылок и решили - а пусть пропустит один год, и тогда она будет учиться именно на том курсе, на котором учатся будущие актеры именно этого театра. И Гульнара действительно пропустила год, потому что родила прелестную дочку.
Что надо учить с детства?
Гульнара с детства учила английский язык. Представьте себе, что он ей в жизни так и не пригодился, как, впрочем, и большинству жителей нашей республики. Посудите сами - англичан и американцев вы, дорогой читатель, если и увидите, то только раз в жизни, максимум - два. А вот башкир вы видите каждый день. Так какой язык надо учить, а? Но Гульнара с уроков башкирского сбегала, а ведь именно от него зависела ее судьба. И действительно, если ты работаешь в Башкирском театре, ты должна знать башкирский язык. А тут Гульнару в числе всего пяти человек с курса взяли работать в театр, и сделал это не кто-нибудь, а сам известный режиссер Рифкат Исрафилов. Скажем честно: многих людей любая трудность сразу же и навсегда выбивает из колеи. Маленький ребенок? Ах, жизнь кончена! Не знает языка, и в труппе встретили не очень доброжелательно? Ах, жизнь не удалась! Гульнара преодолела все, и теперь у нее есть свое место в этом театре. А ведь это главное - найти свое место в жизни и работать, трудиться, воплощать в жизнь мечты! Ведь часто судьба ведет тебя за руку, приводит и: бросает, потому что дальше надо работать самому. Без этого ты никогда не состоишься как человек, как личность. Вот почему городская девушка Гульнара несмотря на все приглашения живет в нашем городе и работает в нашем театре. Потому что это - ее город и ее театр.
Журнал "Уфа" // Айдар Хусаинов |