РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Пряничные домики
В кабинете начальной школы № 26, где год за годом набираются знаний ученики Элеоноры Дударь, задняя стена расписана: прозрачный мостик, за ним разноцветные домики. Над городом парят воздушные шары, легкие, как фантазия. Наверное, не зря в этом кабинете вырос уже не один юный сказочник и поэт, и даже не один десяток. В классе у Элеоноры Георгиевны все пишут от колядок до лимериков, причем последний, один из самых трудных жанров, малыши особенно любят.
А чудесный город на стене возвела ее родная сестра, тоже педагог - Вера Георгиевна Деркач. Ее ученики - юные художники. Есть и совсем крошки, трех-пяти лет, есть ребята постарше, которые учатся на эстетическом отделении гимназии № 121. Как любил говаривать сказочный профессор Клякса, две сестры “открывают детям головы и проливают туда свет”. Но и дети в долгу не остаются - они надолго продлили своим учителям детство, которое осталось в цельных и обрывочных воспоминаниях.
Династия с Первомайской
В их семье учителями были все: бабушка, дедушка, мама, папа… Отец собрал родословную семьи с 1610 года, до восьмого колена. 90% родственников, в нее вошедших, - педагоги. Поэтому девочки росли, окруженные множеством традиций. Кое-какие придумали для них родители, дедушка, но самой сильной многие годы была и остается традиция собираться. По самым разным поводам, лишь бы всем вместе. - Эти собрания еще от бабушки с дедушкой пошли, - вспоминают Вера и Элеонора. - Еще с кунсткамеры. Старушки собирались у нас дома - в честь любого события. Кудри накрутят, кружевные воротнички! Бабушка говорила: ну вот, вся кунсткамера собралась.
Отец
Кукле Петрушке уже 48 лет. Это самая дорогая кукла на свете. Петрушке уже перешивали одежку, потому что старая износилась, но он бессмертен, и поэтому такие мелочи жизни ему не страшны. Петрушка давал в доме Дударь кукольные представления. Сейчас-то, конечно, Вера и Элеонора знают, что это папа изменял голос за ширмой. А тогда было все взаправду. Расскажешь стихи Петрушке, кинешь удочку - и вытаскивай свой подарок. Плохо рассказал - можешь калошу вытащить. Элеонора: Петрушку детям своим показывали, а теперь и внукам. Вера: Я в него долго верила. И в Деда Мороза. Лет до 12. Мы ему письма писали. Отец потихоньку выспрашивал: а что ты хочешь в подарок? Он всегда знал, о чем мы попросим Деда Мороза. Я попросила однажды ленинградские краски и нашла их под подушкой. А вот дочки наши уже меньше верили в чудеса… Элеонора: Да, не верили, но взрослыми стали, а все равно руку под подушку в Новый Год тянули за подарком. Вера: Папа вечно что-то придумывал, одушевлял. Эл, помнишь пряничный домик? При тебе это было? Он принес печенья и сиропа сладкого, мы с ним все это разложили и построили дом, слюдяные окошечки сделали. А потом все это дружно и очень быстро съели! Папа Георгий Леонидович преподавал в автодорожном техникуме черчение, геологию и геодезию и педагогом был очень строгим и требовательным. Но для способных ребят Георгий Леонидович мог сделать все. Он вытягивал из деревень талантливых и целеустремленных, согласен был даже оплачивать им дорогу, лишь бы учились. Для этих ребят их учитель был не меньшим чудом, чем сладкий пряничный домик.
Дедуля
Дедушку, Леонида Михайловича Дударь, все называли “валерианкой”. Он сам был очень спокойным, и все радовались ему. Дети запомнили его сладкую елку. Вера: Нарядит он ее сосисками, бубликами, конфетами, орешками в фольге. Ну, говорит, теперь заходите. Мы залетаем и за пять минут все это съедаем! А еще я помню, как у него у дома росли георгины. Он их набирал полную охапку, и мы шли гулять. Если встречали влюбленных, обязательно дарили им цветы. Для меня это было событие! Элеонора: А я больше помню, как он 8 марта шел поздравлять женщин. Заходил в поликлинику, в магазины и дарил всем женщинам цветы. Вера: Да, да, карманы у него были набиты духами. Были такие, знаете, малюсенькие духи за 80 копеек. И еще - конфеты. Так и запомнился: идет, через плечо две авоськи, в одной арбуз, в другой - дыня, а в карманах - конфеты. Кого увидит на улице, угостит и дальше идет. Элеонора: В 80 лет он верховодил среди молодежи. Не помню, чтобы мы сидели за столом без него. Молодежь его к себе тащила. У меня сейчас ребята пишут истории, где все слова на одну букву начинаются. Так вот, эта традиция от деда пошла. Вера: “Петр Петрович получил по почте письмо”… С пятьдесят какого-то года он каждый день записывал погоду в тетрадь: температуру, ветер, осадки. В последние дни он лежал в постели и каждый день меня проверял: “Вера! Ты погоду записала?”…
Разные дороги с острова Дуста
Это был островок в Ново-Абдуллино, куда сестры выезжали с родителями и друзьями Сашей и Ларисой. Одни - Дударь, другие - Старцевы. Вот и получился Остров Дуста. Там был дуб, а в дубе - настоящий клад. Тогда, в детстве, он был точно настоящим. И остров был настоящим. Что с того, что племя, на нем обитающее, состояло из четырех человек? У маленьких “поселенцев” одного острова уже тогда были разные “мотивы” житья-бытья. Вера: Я с трех лет знала, что буду художником. Отец мечтал рисовать, данные у него были, и он занимался со мной. Элеонора: А я стихов никогда не писала… Вера: Ой, ладно! У тебя вечно тетрадочки были со стихами. Элеонора: Я была обычной, всего добивалась трудом, а Верка - талант. Она всегда была очень яркой, одновременно закончила простую, музыкальную и художественную школы. Вера: Зато потом месяц в себя прийти не могла!
Добрый город
Город на стене в школьном кабинете - это Доброград. Так называется своеобразная программа, по которой занимаются ученики Элеоноры Георгиевны. Но это и самое подходящее имя для места, где обитают дети. Жителями этого города навсегда стали и Вера с Элеонорой. Они делают все, чтобы он существовал, создают новые традиции (например, посвящение в юные художники и поэты), пытаются издавать книги с детскими стихами и рисунками и бесконечно вместе с детьми постигают уроки добра. Вера Георгиевна не только преподает в гимназии. Занимается она и с ребятишками в воскресной школе Свято-Пантелеймоновского храма, с ними устраивает выставки в хирургиче-ском комплексе РКБ - к Рождеству, для больных, которые остаются на праздники в больнице. Работать с ними - значит, постоянно удивляться. Например, дети из воскресной школы рисуют на тему войны и Победы не кровавые сражения и убитых солдат, а как Богоматерь тебя покрывает, чтобы ты победил. “Почему пришла война? - рассуждают они, - потому что закрывали церкви”. Элеонора: Мне предлагали: почему ты не соберешь самых талантливых и не сделаешь класс одаренных детей? Сейчас это модно. Но с одаренными детьми усиленно работают повсеместно, слабым детям тоже уделяют большое внимание. А кто обычных детей будет развивать? Вера: Я считаю, что вообще не надо ни классов отличников, ни классов ЗПР. Дети всегда тянутся за кем-нибудь одним, и если среди отличников будет один плохой - за ним и потянутся. Многое зависит от радости творчества. А ее привить не сложно. Сейчас во многих школах республики обучают детей с помощью стихов, шьют кукол, рисуют. У истоков этого фактически стояли две сестры и их дети. Родные дети. У Элеоноры их трое, у Веры - двое. Все уже выросли, самым младшим - по двадцать одному, дочки тоже пошли в педагоги. Пока росли, участвовали во всех маминых задумках и затеях и сплотились так, что больше похожи на родных, чем на двоюродных - потому что всегда были вместе: болели вместе, причем одни, без мам, старшие забирали младших из садика, отвозили домой. В общем, у них было такое же детство, как и у их родителей, детей педагогов.
Школа, школа, дом, сад, школа...
Это обычное расписание жизни учителя. В этом году к первому сентября школе № 26 подарили новое здание, только что его отстроили. А прямо под школой оказался дом Элеоноры Георгиевны. Его снесли. И теперь она переживает. Не поверите, не потому, что старого доброго дома нет, а оттого, что кабинет в новом классе еще не готов принять детей, там нет на стене города Доброграда.
Журнал "Уфа" // Оксана КУЗЬМИНА |