ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Газификация на все сто
Глава "Газпрома" Алексей Миллер и Президент Республики Башкорто-
стан Муртаза Ра...


Отдавая сердце
29 марта в столице республики состоялся городской благотворительный марафон "Добр...

Кому доверяет Уфа?
В городе впервые проведен конкурс "Доверие потребителей". В сфере торговли продук...

Подарили комфорт
На Советской площади столицы состоялось торжественное вручение первой партии го...

…И медные трубы
В Русском драматическом театре чествовали работников жилищно-коммунального хозя...

"Хылыукай-2007"
12 самых красивых девушек Башкортостана выступят в финале XV республиканского конк...

Памяти Мидхата Шакирова
В первую годовщину со дня смерти видного государственного и общественного деятел...

Зимний марафон
18 марта в спортивно-оздоровительном комплексе "Биатлон" состоялся XXII Уфимский лыж...

Христос воскресе
8 апреля православные будут отмечать Пасху - Светлое Христово Воскресенье.
В пра...


Покорили Урал
Уфимские мастера причесок и декоративного искусства приняли участие в VII открыто...

Афарин!
В Москве объявлен короткий список лауреатов литературной премии "Исламский проры...

Мисс Весна
В конкурсе "Мисс Весна - 2007", проходившем в ДК "УЗЭМИК", приняли участие двенадцать с...

Свежее слово
27 марта в учебном театре Уфимской государственной академии искусств имени Загира...

Соловьиный хор
Виртуозу-кубызисту Роберту Абдрахмановичу Загретдинову исполняется в этом году 7...

Возраст - не помеха!
Конкурс "Супербабушка" уже много лет традиционно проводится в ДЮЦ "Салям" в период ...

Стены расцветут
Еще наши предки любили рисовать на стенах. Если вы считаете, что ваше рисование кр...

Музыка для гурманов
13, 20 и 21 апреля в Башгосфилармонии будет проходить Международный джазовый фестива...

Между прочим,
80 лет назад, в апреле 1927 года, в краеведческий музей Уфы были переданы 4 больших аль...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Что скрывают холмы?


Мы въехали в деревню и остановились. Мимо по трассе мелькали машины - кто в недалекие Чишмы, кто, наоборот, в Уфу устремил свой путь, бренча в кармане звонкою монетой. Их быстрый промельк маховой как будто говорил - ну что это вы тут забыли, деревня, она и есть деревня, что может быть в ней такого? Ничего, проверим - решили мы и стали искать местный сельсовет - иначе говоря, администрацию, где нам ничуть не удивились, но сразу же помогли - назвали имена старейших жителей деревни, к которым мы немедленно и отправились.
Проезжая по широкой деревенской улице, мимо добротных домов, некоторые из которых уже хотелось назвать на иностранный манер - нет, не макдональдсами, а коттеджами, мимо мечети, двухэтажной хорошей школы, было приятно сознавать, что пропасть между городом и деревней, какая была в советское время, заметно сузилась.
Нас встретили веселые лебеди на воротах, а потом и сама хозяйка вышла навстречу - Байза-эбей Калямовой уже девяносто лет, но она бодра, сердечна, доброжелательна, спокойна. Ничуть не удивившись гостям, словно уфимские журналисты каждый день к ней заглядывают взять интервью, она приглашает в дом, рассказывает о деревне, ее истории, о себе. Отец ее был указной мулла, его в Советское время, как водится, раскулачили. Умер он в городе Котласе, что в Архангельской области. Тогда же пропало и шежере ее рода, о чем Байза-эбей жалеет куда больше, чем о многочисленной скотине и добре-имуществе. Дед ее Мухитдин был старостой, построил мост через Дему, прадед, имя которого не сохранилось, был волостным старшиной, построил дорогу на Уфу. Сама она всю жизнь работала в колхозе - на лобогрейке, на сеялке. Муж уже умер, дети живут в разных городах - двое в Уфе, один - в Крыму, еще один - в Ишимбае. Последний служил на Байконуре еще в шестидесятые годы, рассказывал, как при нем в космос запустили живую корову!
Ну  а всего у нее было шесть детей, двое уже, к сожалению, умерли.
- А как же деревня, откуда ее корни? - задаем мы вопрос. И слышим: "Жил здесь когда-то человек с библейским именем Кара Якуп (Иаков). У него не случайный эпитет - Кара, то есть черный. Владел он землями от нынешнего поселка Иглино до нынешней Раевки. Прошло время, и к местному населению примешались сарты - узбеки то есть. Страшное время было при Пугачеве - тогда в деревне много людей погибло. Вообще это была зимняя деревня, здесь люди жили зимой. А летом откочевывали туда, где сегодня находится деревня Башкирские Тирмы. Когда издали указ о разделении земель, часть их родовичей стала жить там.
На местном кладбище похоронены две святые женщины - Соярбике и Миннебике, они были сестрами. После их смерти из их могилы потек ручей. Там люди до сих пор лечатся, моют глаза и прозревают. А если приходит плохой человек, то ему пользы не будет, может, наоборот, ослепнуть. Такие случаи тоже были.
А в соседнем ауле Ильнеш была такая история. У человека по имени Сынташ пропала дочь. Вдруг она ему снится и говорит во сне: "Я умерла там-то и там-то, возле такого-то ручья. Похорони меня". Пошел безутешный отец на то место и действительно нашел свою дочь. Там и похоронил..."
В доме у Байзы-эбей уютно, хорошо, все несет на себе отпечаток ее добрых рук, и мы фотографируем ее на фоне паласа, который она соткала сама. Записав все, что касается деревни, мы прощаемся с приветливой хозяйкой, пожелав ей доброго здоровья и всяческого благополучия.
Следующий наш собеседник - Тимергали Шайхетдинович Калямов. Его предок по имени Калям воевал с французами в войну 1812 года, был метким стрелком из лука! Тимергали-бабай рассказывает нам историю своего рода - это воины, хозяйственники, это люди, крепко любившие землю. Да, башкира всегда узнаешь по тому, как он относится к земле - с любовью, трепетом, бесконечной сыновьей признательностью!
А вот история из не таких давних дней: Хамидулла-карт, отчим Тимергали-бабая, возил дрова и сено в Уфу, на продажу. Однажды зимой, на узкой дороге, попали ему навстречу пришлые торговцы-кильмешяки, на девяти пустых возах. Вежливо попросил их старик уступить ему дорогу: сами посудите, пустые возки легче вернуть на дорогу, к тому же их целая компания.
- Да он же один, столкнем его в сугроб! - закричали наглые кильмешяки. Не тут-то было - старик один разметал всех, кто сидел на санях, поломал им дуги, кроме одной, чтобы уж доехали до дома. Что значит бойцовский дух и стремление к справедливости!
Сам же Тимергали-бабай всю жизнь отдал колхозу, по сути - родной земле, которую он берег, за которой ухаживал. Высокое это дело! Вырастили они с супругой Салихой-апай пятерых детей, все они живут в Уфе, приезжают с внуками-внучками, радуют стариков.
А вот и рассказ его о деревне. Слушаешь и понимаешь, что Уфа-то могла быть основана совсем в другом месте! Что первоначально Уфу, а точнее русскую крепость, хотели построить здесь, на холме, что называется Кала-тау! Это очень любопытное соображение, исходя из которого можно делать очень интересные выводы! Оставим их на потом, а пока продолжим слушать Тимергали-бабая.
А он говорит, что сотник Кара-Якуп сказал тогда: "Начни тут строить, город все займет!" и показал те холмы, на которых ныне стоит Уфа.
Рассказывает он и о кешене Хусаин-бека, что находится недалеко от деревни. Святой этот человек пришел когда-то из Бухары, стал учить башкир исламу. Был он совсем молод тогда. Прошли годы, он решил совершить хадж, паломничество в Мекку. Ушел. Люди думали, что он их покинул, но он вернулся и жил с ними до самой смерти. И настолько его уважали, что сам владыка Тамерлан, который зимовал в этих краях, поставил ему это кешене в знак признания его заслуг! А камни, из которых оно построено, привезли из Средней Азии на девяти волах! Легенда гласит, что порой по ночам над кешене виден луч света, что вонзается в небо!
На этом же родовом кладбище похоронены семь военачальников Тамерлана, умерших от ран. В ту зиму не осталось вокруг реки тополей - все их порубили на корм лошадям Тамерланова войска.
Мы прощаемся с Тимергали-бабаем и его приветливой супругой, выезжаем за деревню и останавливаемся возле холма Кала-тау. Не случайно он называется так! Именно здесь было обнаружено городище древней культуры, что теперь ученые называют караякуповской. Да, именно здесь впервые ученые вскрыли целый пласт истории. Не могу удержаться, чтобы не процитировать Башкирскую энциклопедию. "КАРАЯКУПОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура Южн. Урала и Приуралья эпохи раннего средневековья (VIII-IX вв.). Выделена Г.И.Матвеевой после раскопок, проведенных на одноименном городище у д.Караякупово (Чишминский р-н РБ) в 1962 и 1967. Осн. масса памятников сосредоточена на территории Башкирского Предуралья, в басс. р.Дема (Караякуповское, Таптыковское городища), в ср. течении р.Белой (Стерлитамакский (Левашовский), Ишимбайский могильники), в горно-лесных долинах Южн. Урала и в Зауралье (Лагеревский, Бекешевский, Ямаши-Тау и др.). Многочисл. пам. К.к. выявлены в южноуральской лесостепи от оз. Аргази в Челябинской обл. на В. (могильник Байрамгулово II) до устья р.Камы на З. (Больше-Тиганский могильник). Носители К.к. вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием. Караякуповские городища представляли собой укрепленные сезонные стоянки с жилищами типа шалашей или юрт".
А что об этом пишут ученые? Вот цитата из книги уфимца В.А. Иванова "Путями степных кочевий" (Уфа, Башкнигоиздат, 1984, С. 38-58). "Дело в том, что венгерскими и отечественными языковедами еще в начале века было выявлено в венгерском языке более 200 слов, явно заимствованных из языка волжских булгар. Затем этнографы установили, что ряд башкирских родо-племенных названий (этнонимов) также имеют параллели у венгров (юрматы, еней, тархан, мишар, кесе, нагман, юламан)".
Ученые, понятное дело, люди осторожные. Они кружат над фактами, словно ханжа над свининой в постный день - как бы кто не заподозрил их в чем-то недозволенном. А вот что пишет политолог Юрий Тюрин в своем живом журнале. "Сегодня Венгрия - одна из самых этнокультурно изолированных стран в Европе. Венгры, не будучи ни славянами, ни германцами, ни одним из романских народов, в отличие от жителей окружающих их стран, ищут сегодня, похоже, "культурных союзников" для утоления своего одиночества в националистической, всё более этноориентированной Европе. Осторожные финны не спешат протягивать своим единственным дальним родственникам в Европе руку дружбы, надеясь ещё плотнее вписаться в комфортное и богатое, вполне пренебрегающее остальной Европой "скандинавское братство"... На что надеяться одинокой Венгрии с её, между прочим, самым высоким в континентальной Европе уровнем самоубийств?
Да, что и говорить, одиночество -неприятная вещь. Но ведь единственной страной (кроме Финляндии и маленькой Эстонии), имеющей значительную финно-угорскую этническую (да и культурную, если говорить о менталитете) компоненту, является именно Россия! Причём отнюдь не по причине наличия некоторых реликтовых народов Севера - а благодаря именно самим "чистокровным русским"! Не стоит стесняться этого факта - в жилах многих русских смешана славянская, тюркская и финно-угорская кровь...
Уверен, что есть между нами родство! Уверен, что ниточка, что тянется из деревни Караякупово, откуда, как утверждают ученые, и ушли в свое время в Европу венгры, не оборвана, а только ждет, как волшебная нить Ариадны, своего часа. Не забыли еще бабушку Байзу-эбей? А вот вам и цитата из Брокгазуа и Эфрона: "Байза (Bajza), Иосиф. венгерский писатель, 1804-58, выдающийся лирик, критик, директор национального театра, историк". Каково! Символично, не правда ли? Кстати, древнее слово "байза" означает клинок, сделанный из стальной крученой проволоки.
Да, далеко завела нас простая поездка в небольшую старинную башкирскую деревню. Но так и должно быть - здесь все, как писал Лев Толстой, пахнет Геродотом… Глупо и нам отрекаться от своей истории, что до сей поры хранят эти холмы.

Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости