ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Юмагузинское открыто!
-Это достойный подарок республике к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в с...

В гостях - соседи
Уфу посетила представительная делегация из Челябинской области - в столицу приез...

Праздник – в работе
Во второе воскресенье августа традиционно отмечается День строителя. С начала го...

Наши в Оренбурге
В Оренбурге прошли Дни Республики Башкорто-стан с участием официальной делегации...

Детям - школы, взрослым - педсовет
10 августа в селе Мраково Кугарчинского района пройдет главное педагогическое соб...

Каникулы - просто «супер»
В этом году из бюджета Уфы выделено значительно больше средств на отдых детей - 24 м...

Медовая деревня
Администрация Уфы объявила конкурс среди районов республики, в ходе которого буд...

Победители «Единой России»
На берегу озера Упкан, что в Нуримановском районе, прошла первая летняя спартакиа...

Покоряют Сицилию
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова от...

Операция «Пена»
Башвоенкомат совместно с клубом "Правда" устроили беспрецедентную акцию - open air по...

Охранная грамота детства
Творческие работы двух учениц педагога Зилаирской средней школы Натальи Максимо...

На джазовой волне
Несмотря на опасения столичных меломанов, Уфимский джаз-клуб не закрылся на лето ...

Кулямасы в мегаполисе
Киностудия «Башкортостан» в кинотеатре «Родина» подготовила презентацию двух му...

Летом в галерее
Чем порадуют уфимские галереи в августе? В галерее «Мирас» гостеприимно встретят ...

"Экологический ящик"
Теперь все, кому небезразлична судьба природы родного края, могут обратиться в ре...

Инженерный поединок
В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» прошла III Всер...




     №8 (69)
     август 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Наше время - редкое. Оно больше не повторится


- Позвольте поздравить вас, Сергей Борисович, от своего имени и от лица наших читателей с избранием вас действительным членом Российской Академии художеств! Мы искренне этому рады. Жизнь при этом сама расставляет акценты, словно подчеркивая определенную преемственность. Так случилось, что в эти же дни мы попрощались с замечательным художником Ахматом Лутфуллиным, академиком Российской Академии художеств…
- Да, Ахмат Фаткуллович прожил нелегкую жизнь. В 1960-х его прижимали, не давали возможности работать. Башкирская тема в те годы была, мягко говоря, непопулярна. А он всю жизнь писал свою деревню, людей, что живут своим трудом. Хорошо, что в последние годы его творчество было по достоинству оценено.

- Искусство относится к осмысленной части деятельности людей. Было бы глупо думать, что искусство появляется как плесень, как побочный результат. Потому, думаю, пристальный взгляд, направленный на художников, не ослабнет. Это я про руководство искусством, которое порой раздражает, но без которого, видимо, не обойтись.
- Соблазн руководить искусством есть всегда. От этого никуда не денешься. Вспоминая советское время, ради справедливости стоит сказать, что в действиях партийных органов, которые присматривали за искусством, была своя логика. Они стремились пропагандировать искусство. С 1972 года работала уникальная программа помощи молодым художникам. Я как раз попал под нее. Тогда ставилась задача найти художников, которые могли бы своими картинами заполнять выставочные залы и стабильно работать. В то время проводилось по две выставки в год, и закупки производились по вполне достойным ценам. Меценатство государства позволило создать целый слой художников - тех, кто сегодня представляет собой основу российской живописи. Именно государство было и, видимо, останется главным, если не единственным меценатом в России. Господдержка необходима, даже вопроса такого возникать не должно. Пушкин говорил: «Правительство у нас - главный европеец в России». А кто хозяин в доме, от того и идут импульсы просвещения. 250 лет существует Российская Академия художеств, возглавляющая научную, учебную и музейную деятельность в области искусства. Элитарное искусство подтягивает общий уровень. И все же его катастрофически мало, не хватает.
- В сельском хозяйстве мы любим говорить об элитных сортах - как-то понимаем, что обычные семена не дают сверхурожая. Что же касается искусства…
- Повторять может каждый. А вот рождать новое - только творец, человек талантливый, получивший элитное воспитание. И только новое может двигать вперед жизнь, искусство. Поэтому необходимо дать лучшим художникам, лучшим творцам возможность основать свои школы. У нас много молодых людей идет в художественные учебные заведения, но на выходе они просто беспомощны, остаются наедине со своими проблемами. Лично я прошел творческие мастерские Академии под руководством выдающихся графиков - академиков Евгения Кибрика и Ореста Верейского.

- Живопись в представлении многих - это искусство прошлого…
- Мы делаем большую ошибку, не выставляя работы последних десятилетий. В Музее имени Нестерова есть место классикам, это доступно, так и должно быть. Но современного искусства наш зритель не знает, не видит, какой у нас потенциал. Если даже в Уфе это трудно, что сказать о райцентрах? А ведь у нас художников за триста человек. Надо дать возможность выставляться, чтобы люди видели их труд. Москва далеко, но вот в этой книге (собеседник берет в руки юбилейный каталог Академии - Авт.) собраны работы всех художников, кто когда- либо выставлялся по линии Академии. Никто не забыт из живых и умерших. А теперь Зураб Константинович Церетели, Президент РАХ, собирается еще издавать работы уже всех художников, когда-либо соприкоснувшихся с Академией. Хотя у нас и большая страна, разбрасываться талантами мы не имеем права.

- В советское время была программа помощи молодым художникам, а как обстоит дело сегодня?
- Сегодня молодые год-два выставляются, а потом исчезают. Такова общая тенденция. Это плохо, потому что означает одно - человек не верит в свое будущее как художника. Раньше писали портреты Ленина и Брежнева, теперь уходят в дизайн, в журналы, в кино. Выбор тут большой. А что же в результате? В результате, например, стало очень мало художников-станковистов. И раньше в Союзе художников из семидесяти человек только десять были станковистами. А теперь эта пропорция еще меньше. Сегодня мало кто может сделать большую работу.
Когда однажды царская семья купила у Сурикова картину, царь поинтересовался, почему она стоит так дорого. «А потому, что следующую картину надо кормить», - ответил художник. И это так. Чтобы сделать хорошую картину к какому-то сроку, надо начинать года за два, нужно получить аванс. Только тогда можно надеяться на результат.

- Искусство тоже подвержено определенным веяниям. Что сегодня в моде, что востребовано обществом?
- Сегодня в России пошла скульптура. Она стоит больших денег, но люди на это идут. Надо понимать, что наше время - это время очень редкое, оно больше не повторится. И надо бы успеть отметить наших всемирно известных земляков. Вот в Москве в Третьяковской галерее прошла выставка Нестерова, Девлеткильдеева, Тюлькина и Бурлюка. Очень хорошая выставка. Хорошо, что деньги на нее нашлись. Это правильная, нормальная акция. Публика приняла ее на ура. Но достаточно ли увековечена память этих мастеров?
У нас традиционное общество, ломать его не надо. Во всем мире в идеологию вкладывают большие деньги. Это необходимо, если общество хочет выжить.
Преемственность - основа основ любой культуры. Нельзя начинать снова и снова на пустом месте. Надо сохранять все лучшее, что создано до нас. Хватит пинать идолов, надо идти дальше.

- Перефразируя известное выражение, можно сказать: кто не хочет кормить свою идеологию, будет кормить чужую.
- Именно так. Причем часто люди не могут найти у себя ничего хорошего, импортируют чужую культуру, подгоняя ее под себя. У нас же своего очень много, надо только открыть запасники, надо показать работы людям. Они ждут уже долго. Кажется, должно наступить их время. Бернард Шоу как-то сказал: «Художники и поэты - это пропагандисты страны». Кстати, в России до революции больше ставили памятников поэтам и художникам, нежели правителям. Сегодня усиленно поддерживают массовое искусство. Певцы на конкурсах получают автомобили и прочая, прочая. Но надо понимать, что только великое искусство переживет свое время, а массовое забудется в течение жизни одного поколения.

- Действительно, слова Мустая Карима «Не русский я, но россиянин» стали таким вкладом в духовную жизнь нашей страны, что даже как-то трудно оценить их значение. Какими деньгами оценить мир и покой в России? Вот в Грузии к власти пришел сын писателя и просто-напросто развязал гражданскую войну. И стало ясно, что пропагандировал его отец.
- Государство должно прирастать людьми, а не нефтью и газом. Таланты всегда есть и будут. Главное - распознать их и дать шанс реализоваться. В этом немаловажную роль как раз и может сыграть школа мастера, далекого от мысли создать армию своих подражателей. Его главная задача - раскрыть творческие возможности ученика.

Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости