РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Веселится и ликует весь народ
Всё когда-то в жизни происходит в первый раз. 120 лет назад, 8 сентября (20-го по новому стилю) 1880 года министр путей сообщения адмирал Константин Посьет перерезал трёхцветную ленточку перед мостом через Белую, и в Уфу прибыл первый поезд (за год до этого, правда, был ещё и пробный). Но историю железной дороги в нашем городе можно отсчитывать и с 1868 года, когда отцы города и губернии обратились в правительство с просьбой о строительстве пути через Уфу. Или, по крайней мере, с 1878-го, когда уфимский городской голова Дмитрий Семёнович Волков начал в далёком Петербурге, как бы сейчас выразились, акцию по продвижению идеи о железной дороге в Уфе. В 1885-м решение о таком строительстве было принято, а уже через три года у новенького здания уфимского вокзала повторилась ситуация, известная всем по «Попутной» песне Михаила Глинки и Нестора Кукольника:
Дым столбом - кипит, дымится Пароход. Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье, Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле.
Впрочем, слово пароход - как «нечто движимое силой пара» - к тому времени уже почти было вытеснено паровозом. А слова «православный веселится» советские редакторы заменили на «веселится и ликует». Что же касается «чистого поля», то строители дороги сказали бы по этому поводу много нелестных слов: сразу за Белой путь приходилось прокладывать, срезая гору. Впрочем, это были только цветочки, ведь строители пошли дальше, а на повороте к деревне Черниковка им пришлось убрать целый холм, вставший на пути. Но даже и это были сущие пустяки по сравнению с объёмом взрывных работ, выполненных на самом сложном участке пути до Златоуста - на перегоне от деревни Яхино (Яхья нынешнего Салаватского района РБ) до станции Вязовой. Кстати, подробности этого хорошо изложены в дневниках и очерках инженера Николая Георгиевича Михайловского, известного в русской литературе под фамилией Гарин-Михайловский. А ещё этот участок Самаро-Златоустовской железной дороги (С.-З. Ж.Д.), окружающие его живописнейшие пейзажи, реки Юрюзань, Сим и Катава, а также жители уже упомянутой деревни Яхья получили фактически мировую известность благодаря учёному и подвижнику Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, сделавшему в 1909 - 1910 гг. десятки цветных фотографий этих мест. Именно здесь родился знаменитый снимок путевого обходчика из Яхьи (у фотографа деревня именуется Ехья), выставленный Библиотекой Конгресса США в интернете в числе самых первых. А теперь обратимся к воспоминаниям одного жителя Уфы, касающимся конца 1940-х годов: «Летом я ездил к бабушке в Аксёново на пассажирском поезде, на крыше вагона: очень удобно, только из паровоза летит в глаза угольная пыль, и нельзя спать - можно свалиться. В Чишмах надо смотреть, чтобы не уехать в Ульяновском направлении. Узнать это было очень просто: на Куйбышев шли паровозы ФД - звали мы его Фёдор Данилович, а на Ульяновск - паровозы Лебедянского». Так что не до плацкарт и купе было мальчишкам тех лет. Добавлю к этим словам (моего отца, между прочим) только то, что паровозы серии «ФД» чаще звали просто Федей. А локомотив серии «Л» - самый массовый грузовой паровоз нашей страны, именовался так в честь Льва Сергеевича Лебедянского - главного конструктора Коломенского паровозостроительного завода. И ещё. Тогда же (в 1946-м) появились известные ныне всей стране строки Николая Николаевича Ивановского: «Постой, паровоз, не стучите, колёса…». Вернёмся на 120 лет назад. В №44 журнала «Нива» за 1888 год читаем: «Мост начат во второй половине 1886 г., все опоры были готовы осенью 1887 г. Мост через Белую… построен контрагентом моста инженером В.И. Березиным… Он же строит мост через Уфу. Проекты железного строения мостов через Белую и Уфу составлены проф. Н.А. Белелюбским с участием инж. Богуславского. Сварочное железо Воткинского завода для мостов Самаро-Уфимской железной дороги по многочисленным испытаниям оказалось высокого качества». Во время открытия моста через Белую были сделаны фотографии. Бывший в то время начальником Уфимской губернии (то есть губернатором) Пётр Алексеевич Полторацкий передал их вместе с трёхцветной лентой и ножницами, коими она и была разрезана, в Губернский музей. Другую часть ленты К.Н. Посьет взял с собой в Петербург. Вскоре - 30 октября 1888 года - произошла катастрофа царского поезда, и Константин Николаевич был отправлен в отставку. Увезённая им часть ленты сохранилась, ныне она находится у одного уфимского коллекционера.
Анатолий ЧЕЧУХА |