РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Заинтригуют. Очаруют. Травмируют
Жениться в третий раз! Башкирский драматический мобилизовал все свои творческие силы: премьера «Шаурекай» - фольклорного спектакля, написанного Мухаметшой Бурангуловым на основе народной песни - назначена на 3 октября. - Хурматулла Газзалеевич! Вы знаете, что такое жениться в третий раз? - несется из микрофона голос режиссера Айрата Абушахманова. - И опять вас хотят обмануть! Плохая попадется - и кормить толком не будет! - Женимся в четвертый! - бодро реагирует Хурматулла Утяшев. Однако при следующем выходе все его движения выражают беспокойство и недоверие. На этой репетиции мой слух получил мощную встряску - похоже, в искусстве игры на ударных башкиры были не слабее лохматых рокеров. - Специально для спектакля было заказано множество народных инструментов - кубызы, домбры, древние кыл-кубызы, вон те большие барабаны - дунгуры, - сообщил мне композитор спектакля Юлай Узенбаев. - Играть на них будут и музыканты, и сами актеры. У нас все по-настоящему - никаких современных инструментов использовано не будет. Разве что усилим недостаточно громкий звук микрофонами. - Выбрали «Шаурекай» в том числе потому, что в нашем репертуаре до сих пор не было красивого, драматического фольклорного спектакля. Конечно, есть «Кодаса» - но там действие разворачивается уже в послереволюционные годы, когда традиции отмирают, - пояснил мне режиссер. - А что касается того обычая - жениться на жене старшего брата, если он умрет… Башкиры были воинственным народом. Мужчин убивали - женщины должны были не пропадать бесполезно, а рожать новых воинов! Это было необходимо. Вот как сейчас у нас есть такой обычай - не ездить на красный свет. Отсутствие обычаев означает анархию, - очертил Айрат Ахтямович свою государственную точку зрения и снова взялся за микрофон. Сказкой - о сути А вот в Национальном молодежном театре 14 октября зрителя будет приветствовать «Альфонс из Парижа» башкирской труппы; предвкушать премьеру - «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина - предстоит до 13 ноября. Русская же труппа откроет сезон новой сказкой - «Иванушка-дурачок» предстанет перед нами 15 октября. Главного героя Иванушку - Андрея Ганичева - я застала за наверстыванием упущенного: от родного коллектива артист был оторван сразу несколькими киносъемками в Москве. - Еще идет поиск, актеры многое приносят, находят во время репетиций - однако надо следить, чтобы за всем этим не пропала цельная мысль, единая линия сюжета, - приоткрыла мне сложности творческого процесса режиссер спектакля - народная артистка РБ Ольга Мусина. - Это уже третья сказка Михаила Бартенева, которую я ставлю. Дело в том, что сегодня очень трудно найти качественную детскую драматургию. С хорошими старыми пьесами - Ольшанского, Шварца - трудность в том, что они довольно многословны, а у детей сейчас клиповое мышление. Я думаю, сказки нужно загружать действием. У Бартенева есть и хороший текст, и интрига, и мораль, душевность - просто нужно все это «достать». Вообще сказка - это как лакмусовая бумажка: выявляет мастерство и актеров, и режиссера. Здесь особый - игровой - способ существования, и чтобы им овладеть, нужно быть хорошим артистом. Тем более что дети - публика специфическая: не будут сидеть и слушать из вежливости. - Сейчас нас окружает иностранная сказочная продукция - «Гарри Поттер», «Шрек» и так далее… - Это интересно, я смотрю такие вещи! Но все-таки ставка тут делается на занимательность. Разговора о сути жизни нет, все переусложнено, а хочется, знаете, такой хорошей простоты, поэтому такая ностальгия по старому… Лучше наших старых сказок, мне кажется, снять невозможно. Но вот мой младший сын, например, смотрит только этот канал - Cartoon network, кажется? Пыталась подсунуть нормальные мультики - он их не воспринимает. К тому же они вообще ничего не читают… Не знаю, может, это и не так страшно, но мне страшновато. Все это так отличается от того, на чем выросли мы. Нечего с ним церемониться А вот в Русском драмтеатре, несмотря на бушующий в холле ремонт, состоялся как раз-таки серьезный разговор - именно так я бы определила суть действа, впервые разыгравшегося 19 сентября на его Малой сцене. Звучит это страшно, однако ощущение сегодняшнего дня, «актуальные проблемы» именно что создают интригу и шок от этого спектакля. «В пробке» - последнее по счету творение Ксении Драгунской, впервые поставленное на сцене Евгением Зиминым, - это нужно видеть! (Кстати - да, вы не ошиблись: рыжеволосая драматург и детский писатель - действительно дочь автора бессмертных «Денискиных рассказов»). И первыми это увидели студенты театрального факультета УГАИ, коллеги-актеры и, конечно, журналисты. После чего создатели «пьесы-предупреждения» - драматург, режиссер, актеры - бестрепетно ответили на вопросы аудитории.
- Ксения Викторовна, извините за наивный вопрос - вы предполагали, какие чувства должен вызвать у зрителя ваш спектакль? Лично я, кроме удовольствия, чувствую еще и легкое замешательство. - Прекрасно. Я вообще считаю, что сейчас, когда мы окружены попсой, слащавостью, оптимизмиком - зрителя надо травмировать. Надо ему врезать как следует! Если посреди всего этого оптимизмика - именно так, с суффиксом - не будет звучать голос театра, который скажет о проблемах, о гигантской пропасти между богатыми и бедными, между центром и окраиной страны, между правительством и простыми людьми - мы утратим страну, и играть будет не для кого. Останется только развлекать. - А зритель должен получить после вашего спектакля какой-то нравственный ориентир? Или он должен остаться в пространстве собственных размышлений? - Если он остался в пространстве размышлений - очень хорошо. С какого перепугу автор должен давать готовые рецепты? Перстом указующим, как студия имени Горького семидесятых годов… Спектакль должен возбудить интерес, в нем не должно быть ничего понятно. Понятно бывает в газете - хроника происшествий. - А нет такого ощущения, что, кроме адвоката, все герои - типажи? - Знаете, современный драматург не очень ветхого возраста почему-то боится простых людей. Почитайте современные пьесы - там очень любят зеков, наркоманов, гомосексуалистов, маньяков… а вот кто такая учительница на пенсии, студентка вуза, которая одновременно работает старшим менеджером, безработный малый, вылетевший из института? Они остаются вне поля зрения автора. - Этот материал диктует не типажность, а наличие определенных личных приоритетов, - озвучил свой ответ режиссер. - Без собственной гражданской позиции играть его сложно. Поэтому наши репетиции часто превращались в беседы на тему нынешнего дня: мы сидели и обсуждали, кто что видел, каждый высказывал свое мнение… Но это не значит, что позиции должны совпадать. Например, я могу играть адвоката, но совсем не разделять его точку зрения. Просто находятся определенные точки соприкосновения. Черту под дискуссией подвела не театровед, а обычный зритель. Почти обычный. - Я среднестатистический социальный педагог Орджоникидзевского района, - произнесла высокая женщина в белом свитере. - Уже четыре года я люблю ваш театр и хожу на все премьеры. Мой самый любимый спектакль - «Пятый угол», на него я водила детей, родителей, знакомых. И я рада, что появился еще один спектакль как продолжение этой темы - он затрагивает все проблемы, с которыми я имею дело. Я хочу поблагодарить всех, кто его создал.
Екатерина КЛИМОВИЧ |