РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Ирек НИГМАТУЛЛИН: «На публичных слушаниях главенствует диалог»
- В последние годы реформирование системы муниципального управления зачастую сводится к перераспределению функции решения большей части социальных и инфраструктурных вопросов, ранее находившихся в ведении региональных или федеральных властей, на уровень муниципалитетов. Насколько эффективен такой подход? - В ходе реформы к муниципалитетам «перетекли» отдельные государственные полномочия, в частности по социальной защите детей-сирот, по образованию и обеспечению в пределах муниципального образования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако перераспределение полномочий между властными структурами - неизбежная и закономерная составляющая муниципальной реформы. К компетенции муниципальных образований отнесено несколько десятков видов полномочий, которые в большинстве случаев не реализовываются из-за отсутствия необходимых финансовых средств. С самого начала преобразований острой и нерешенной проблемой остается несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления их материально-финансовым ресурсам. Сегодня крайне необходимы изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, направленные на укрепление финансовой базы муниципальных образований. А пока свыше 90% местных бюджетов остаются дотационными. На этом фоне выигрышно выглядит наш городской округ. Это, безусловно, связано с особым статусом Уфы, пристальным вниманием и постоянной помощью руководства республики. Республика исправно выполняет свои обязательства, сохранение межбюджетных трансфертов играет важную роль в формировании бюджета городского округа. Но и мы давно осознали бесперспективность потребительского, иждивенческого отношения к вышестоящим бюджетам. Совету и администрации городского округа удается сохранить муниципальные предприятия и учреждения, обеспечить их динамичную работу. В 2008 году индекс промышленного производства в целом по городу составил более 105%, существенно вырос внешнеторговый оборот уфимских предприятий (на 24% по сравнению с 2007 годом). Стабильная работа реального сектора экономики обеспечила высокую наполняемость бюджета городского округа, благодаря чему мы имеем возможность решить широкий круг проблем социального характера (на эти цели направляется около 70% бюджетных средств). - Устав городского округа предполагает активное участие рядовых уфимцев в управлении городом, например, публичные слушания… - В Уставе городского округа предусмотрены многие демократические процедуры: местные референдумы, сходы, опросы и другие. Настоящей общественной трибуной стали публичные слушания по наиболее важным вопросам жизнедеятельности городского округа. Мы их проводим давно и успешно. И, что примечательно, поначалу участвовавшие в публичных слушаниях горожане были уверены, что население и власть по разные стороны баррикад, но очень скоро стало ясно, что противостояния нет - на публичных слушаниях главенствует диалог. Порой очень острый, поскольку даже у горожан по одному и тому же вопросу возникают различные мнения. Но в результате самых горячих споров всегда принимается объективное решение. - Экономический кризис стал настоящим экзаменом для региональных управленцев. Как показал себя депутатский корпус Уфы в реализации антикризисных мер? - Прежде всего мы усилили депутатский контроль за формированием доходной части бюджета. Еще в декабре 2008 года на очередном заседании Совета были утверждены бюджет и основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа, которые предполагают активизацию инвестиционной привлекательности, поступательное развитие экономики столицы и ее социальной сферы. Ведется работа по получению средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на стадии обсуждения вопрос о государственных и муниципальных заказах на строительство жилья. Нам пока удается сохранять темпы социально-экономического развития города, продолжать работы по строительству жилья, дорог, детских садов, благоустройству городских улиц. Но в сложившейся экономической ситуации мы стараемся тщательно выбирать приоритеты и направлять ресурсы только на самые необходимые и жизненно важные мероприятия и дела. Никаких неоправданных глобальных проектов! - Весной при городском Совете Уфы была создана Молодежная общественная палата. Насколько, на ваш взгляд, реальна идея воспитания будущих управленцев чуть ли не со школьной скамьи? - На сегодняшний день молодежь составляет четверть населения городского округа. В силу возраста она более остро воспринимает происходящее вокруг, имеет свой взгляд на проблемы, которые волнуют современное общество. Отрадно, что с каждым годом возрастает активность молодых уфимцев. Они являются постоянными участниками проводимых нами публичных слушаний, с городской трибуны открыто высказывают свое мнение, вносят предложения. Не использовать этот потенциал, особенно при решении молодежных проблем, было бы не разумно, поэтому Совет выступил с инициативой создания Молодежной палаты. Как вы помните, выборы в палату проходили публично, с использованием современных технологий и техники, вызвали большой резонанс в обществе. Судя по первым шагам членов палаты, в Уфе появился действенный орган, представляющий интересы молодежи. Уверен, что, пройдя такую школу, они станут высокопрофессиональными управленцами. - В Совете городского округа действует 7 постоянных депутатских комиссий, работа которых охватывает все аспекты жизни миллионного города. Какие направления деятельности вы бы назвали наиболее проблемными? - Каждая из этих комиссий решает вопросы, входящие в сферу ее компетенции и затрагивающие в той или иной степени интересы горожан. Проблемное направление проще всего отследить по их обращениям. Всего в Совет городского округа за прошедший год и первый квартал этого года поступило около 3 тысяч обращений граждан. Их анализ показывает, что в настоящий момент наиболее актуальными для жителей города являются вопросы благоустройства дворов, состояния дорог, стоимости и качества коммунальных услуг, улучшения жилищных условий. Достаточно много обращений с просьбой об оказании материальной помощи, финансовой поддержки. Практически одинаково количество обращений по вопросам оказания медицинских услуг и социального обеспечения. - В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные стороны второго созыва Совета городского округа и что в его работе вы хотели бы изменить? - Сильная сторона Совета нынешнего созыва, пожалуй, в том, что в нем представлены профессионально и личностно состоявшие люди, имеющие значительный опыт общественной и политической деятельности. Многие депутаты избраны повторно, некоторые имеют многолетний стаж работы в представительных органах. Это свидетельствует о доверии уфимцев к своим избранникам и обеспечивает преемственность в работе Совета. Что изменить? Трудно сказать. Пока коррективы вносит жизнь. В условиях кризиса важно сохранить стабильность и без лишней суеты решать насущные проблемы.
Алексей ФАТЫХОВ |