ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Шакша, на коньки!
-Здесь будет крытый ледовый каток! - пообещал в 2008 году юным спортсменам северной ч...

Нам нужен вокзал
16 декабря в Доме Республики Президент Башкорто-
стана Муртаза Рахимов провел ра...


Наши дети в Кремле
На традиционной Президентской елке, прошедшей в Государственном Кремлевском Дво...

Спасибо сельчанам!
Проведение предновогодних сельскохозяйственных ярмарок стало в Уфе доброй тради...

Модернизация и консерватизм
В Башкортостане, на базе регионального отделения партии «Единая Россия», очередн...

Что же в цене?
В Уфе прошёл II Всероссийский фестиваль СМИ «Система ценностей» - крупнейший росси...

Новоселье на Северодвинской
После капитального ремонта гостеприимно распахнул свои двери небольшой, но очень...

Идём в цирк!
На премьерное представление Большого советского цирка, состоявшееся в Уфе, почти ...

История Янбики и Айтугана
В Башкирском государственном театре оперы и балета (БГТОиБ) 25 декабря прошла миро...

Жёсткий отбор
23-24 января 2010 года на уфимском стадионе «Строитель» состоится 14-й чемпионат Европ...

Академики танца
Создатель Государственного академического ансамбля народного танца Файзи Гаска...

«Лыжня румяных»
В дни зимних школьных каникул в спортивно-оздоровительном комплексе «Биатлон» со...

Ретрокалейдоскоп
310. В России введён юлианский календарь: после 31 декабря 7208 года «от сотворения мир...




     №1 (98)
     январь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Угол отражения равен углу падения


- Раиль Мирваевич, новый 2010 объявлен в нашей стране Годом учителя. Что это значит для ректора самого главного педагогического вуза республики?
- Нам, конечно же, отрадно, что на государственном уровне привлекается внимание к нашей профессии, одной, кстати, из самых массовых. Но что можно сделать за год, если реформы в образовании идут с 1986 года? Хорошо, что у общества будет возможность морального очищения перед Учителем, который является своего рода его нравственным фильтром. Именно в учительской среде остался консерватизм в хорошем смысле этого слова, как сохранение определенных традиций, незыблемых нравственных ценностей, позитивного отношения к жизни.
- Если общество не здорово, то, наверное, и учительство заражено его пороками?
- Вы затронули очень больную тему. Наша профессия первая в социуме. Учитель формирует отношение к окружающему миру, к людям. Настоящий педагог - это прежде всего воспитатель. Сегодня я был на заседании, посвященном 15-летию Дома Дружбы народов. Когда-то единая страна распалась.. Но мост, объединяющий разные национальности, остался. Это система образования.
Она оказалась крепче границ, скоропалительно возведенных политиками. Значит, не так уж была плоха, как сегодня пытаются представить? К сожалению, средства массовой информации, и особенно телевидение, волей не волей, стремясь к сенсационности и удовлетворению потребностей простого обывателя, создают не совсем положительный образ российского учителя в СМИ. Вспомните того же Малахова с его «Пусть говорят!». Безусловно, он талантливый журналист, но от его публичного слова должен быть и педагогический эффект. Да, не все из нас Макаренки и Сухомлинские, но выносить на всеобщее обсуждение и посмеяние отдельных представителей, пусть и заслуженно, это не только не дальновидно, но и опасно. Уважение к учителю - один из признаков цивилизованности и зрелости общества.
- Раиль Мирваевич, задам набивший оскомину извечный российский вопрос: кто виноват и что делать?
- В лихие 90-е мы интенсивно, словно боясь опоздать, ругали себя, заискивали перед Западом. На этом выросло уже целое поколение. Сегодня приходит отрезвление. У нас есть своя культура, свои традиции - надо возвращаться к истокам. И самый действенный механизм формирования мировоззрения - это образование. Кто, как не педагог, научит оценивать себя с позиций ценностей Родины и общества? А для этого надо поднять престиж профессии!
- В чем, по-вашему, его составляющие?
- Их, на мой взгляд, три: достойная зарплата, социальные гарантии и уважение к личности преподавателя.
- Кажется, только недавно правительство удовлетворенно потирало руки от успешно проведенной оптимизации и вследствие этого повышения оплаты учительского труда?
- Для того, чтобы учитель мог содержать свою семью, зарплату необходимо поднять в несколько раз. Она должна обеспечить ему достойную жизнь, возможность самообразования. К примеру, если провести исторические параллели, то, когда я работал учителем, окончив лишь десятилетку, получал 95 рублей, а моя мама, передовая доярка Чишминского района, - только 63. - «Сынок, - говорила она, - не бросай эту работу: ты в тепле, отпуск большой, можешь каждый день читать и писать, будешь сам много знать - большему научишь своих учеников». Тогда средняя зарплата учителя русского языка или математики была 175 рублей, а начинающего педагога - 110. Сейчас молодой специалист, пришедший в школу, за полторы ставки имеет чуть больше 5-ти тысяч. А если он мужчина? Какая жена не начнет его допекать?
- С социальными гарантиями все понятно. А вот что касается уважения…. В фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника» историк Илья Семенович поражает масштабом личности, уважением к себе и к своим ученикам.
- Я часто вспоминаю поразивший меня случай. На 2-ом курсе нас отправили в колхоз на картошку. По соседству с домом, где мы квартировали, жила учительница. Рано утром бригадир, ее бывший ученик, который не справлялся со своими обязанностями, позволял себе, уже став «начальником», будить ее со словами: «Эй, выходи!» Горько, но это выражает сущность отношения к педагогу в наше время - кто только не командует им бедным! Извините за излишнюю эмоциональность, но самое обидное в том, что общество  меньше стало доверять учителю, оно сейчас «учится» «не уважать» учителя. А угол отражения всегда равен углу падения.
- С аксиомой не поспоришь. А как быть с профессионализмом, который, в общем-то, во многом и определяет уважение и веру? Откуда произрастает некомпетентность преподавателя в собственном предмете?
- Для статистики: из 220 абитуриентов, поступавших в этом году на факультет журналистики МГУ, только 18% сделали меньше 5-ти ошибок в своих сочинениях! Можно, конечно, все списать на ЕГЭ. (Российский менталитет его немного подкорректировал).
Но главная причина в том, что в стране изменилась демографическая ситуация. Детей стало меньше, а количество мест в вузах не сократилось. Честно скажу: каждый подавший заявление в этом году, даже на такие специальности, как математика и русский язык, стал студентом вуза. Соотношение отличников и хорошистов к троечникам осталось прежним, а количество вузов увеличилось в разы. Любой середнячок может получить высшее образование! Кто только не готовит сегодня педагогов, не имея для этого ни методических традиций, ни преподавателей высокого класса. Пока число образовательных учреждений, готовящих  педагогические кадры, не оптимизируется соответственно выше названной пропорции, будут как грибы после дождя расти преподаватели-троечники.
- Раиль Мирваевич, тем более удивительно, как, получая слабых абитуриентов, вы готовите отличных специалистов?
- Качество нашего университета, кстати, прошедшего сертификацию по мировым стандартам, - это прежде всего строжайшая учебная дисциплина и использование традиционных и прошедших широкую апробацию инновационных образовательных технологий. Мы гордимся тысячами своих выпускников, которые успешно работают в школах страны. Приоритетный национальный проект показал, что каждый второй из его победителей, это выпускник БГПИ/БГПУ. Если вуз способен вырастить таких ученых, как Денис Борисов, который в 28 лет стал профессором математики, доктором наук, лауреатом двух медалей РАН за выдающиеся успехи в науке и обладателем многочисленных международных грантов, то это, безусловно, самый красноречивый показатель качества подготовки специалистов и уровня развития вуза как научного центра.
Как бы ни ругали современную молодежь, но, глядя на наших студентов, могу констатировать: она стала более инициативной и предприимчивой в хорошем смысле. Мы иногда и не поспеваем за их различными художественными артпроектами, спортивными, социальными акциями и добрыми делами. Вот лишь недавние примеры: студенческая фирма по организации детского досуга «Байрам» провела социальную акцию по сбору книг для детей-инвалидов, студенческие советы организовали массовое участие студентов и жителей города в качестве доноров в республиканской акции «Мы с тобой одной крови!». По собственной инициативе студенты посещают детские дома и больницы, где находятся тяжело больные дети, оказывают им шефскую помощь. На месте старой котельной башфаковцы соорудили летнюю студию и назвали её «Страна Айгуль». Жители соседнего дома довольны. Вообще, больше стало чистоты в аудиториях, кабинеты прекрасно оформлены…
- Портрет идеального выпускника - прекрасно знает свой предмет, профессионально педагогически ориентирован… А вот любить свою работу и детей - эти основополагающие штрихи всегда ли присутствуют? Как бы вы разрешили следующую дилемму: отдать в 1-й класс своего ребенка к профессионалу, не любящему своих подопечных, или к среднему учителю, но доброму человеку?
- Хочу вспомнить о случае, который запал в душу. Лет десять назад в метельном феврале довелось мне ранним утром идти по деревне. Село спало, взрослым не нужно было идти на работу в буран, и только следы ребячьих ног на свежем снегу говорили о том, что жизнь продолжается, потому что дети идут в школу. А я подумал об учителях, которые должны были прививать у этих ребят любовь к труду, уважение к людям. К тем, которые в этот момент, попросту говоря, спали, когда их дети шли в школу. И надо признаться, учителя делали свою работу очень хорошо. Из этой, кажется, Байгильдинской школы вышли генералы, министры, руководители крупных предприятий и технических вузов. Как и во многих других деревнях, молодые стремятся в большие города, к лучшей доле. Тогда мне показали одного из былых выпускников, который специально остался в деревне, парня-тракториста, который не уехал, потому что чувствовал себя ответственным: кто же огороды пахать будет? Наверняка, он не так хорошо учился в школе, но по жизни был настоящим человеком! Главное, что она в нем сформировала - это правильное отношение к жизни и к труду, а не просто передавала знания. Ради этого стоит быть учителем.
Нужно понимать, что педагогическая деятельность более сложный процесс, чем любая другая профессиональная работа, поскольку развитие образования, его результаты во многом предопределяются законом сопутствующих следствий. Действительно, личное обаяние учителя, его отношение к тому, что он доносит до ученика, не зафиксировано в учебных программах, но в то же время их успешное выполнение невозможно без опоры на духовно-нравственное богатство учителя. Это главное, что формирует человека в человеке.
Сейчас я работаю над книгой «Педагогическая антропология». Педагогика - это прежде всего человековедение, а учитель - проводник не только в мир знаний, а куда важнее - в мир нравственных ценностей. Вспомните Айтматовского Дюйшена из повести «Первый учитель». Сам, едва знакомый с грамотой, он преподнес не только детям, но и взрослым односельчанам урок подлинной доброты. Он не мог дать им обширных знаний, но смог отворить калитку в большой мир, о вселенности которого они даже не догадывались. Дюйшен заставил вечно боявшуюся сироту Алтынай поверить в себя. Поверить и добиться в жизни многого.
- Да. Но, как и многие из нас, достигнув определенных высот, забывшей о своем первом учителе…
- А чувство вины, которое испытывает профессор Алтынай Сулаймановна, за то, что это не ей надо оказывать почести, не ей давать право открыть новую школу, а ее первому учителю? Она хочет попросить прощение у Дюйшена и держать ответ перед ним. А это значит, что семена доброты, посаженные когда-то, все-таки взошли, потому что болит душа.
- Раиль Мирваевич, а вы помните своих учителей?
- Ляля Тагировна Сафуанова-Тимашева - географ, Танзиля Мухтаровна Уразметова, учитель начальной школы, Николай Тимофеевич Мореев, учитель химии и многие другие. С теми, кто жив, мы встречаемся до сих пор.

Что меня больше всего поразило в моем собеседнике? Нет, не его блестящая эрудиция, не дотошное знание предмета своего дела, а эта необыкновенная, непоколебимая никакими ветрами нового времени убежденность в правильности своего жизненного выбора. Выбора, который ему помогли сделать его Учителя.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости