ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Их осталось 12 тысяч...
25 января в Правительстве прошел оргкомитет по подготовке к празднованию 65-й годов...

Гвоздики памяти
23 февраля в Парке Победы состоится традиционное возложение цветов к Вечному огню ...

Уполномоченная по детям
В республике появится уполномоченный по правам ребёнка. Соответствующий закон, п...

ЧП отменяется
ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» заняло первое место в смотре-конкурс...

Детям дарят будущее
В Уфе стартовала уникальная акция «Подарок ребенку», по условиям которой благотв...

Эффект в 13 миллионов
В Уфимском моторостроительном производственном объединении подведены итоги еже...

Старт наноидей
В Уфе в ближайшем будущем планируется открыть Центр нанотехнологий.
В настояще...


Первый в России
На ОАО  «Уфанефтехим» в целях увеличения глубины переработки нефти введён комп...

Открытый и лиричный
Почетный гражданин Уфы, народный артист Республики Башкортостан Фарит Бикбулато...

С горных вершин - на лыжах
22 января в горнолыжном центре Абзаково завершились традиционные Всероссийские с...

Ретрокалейдоскоп
300. 9 февраля (29 января по ст.ст.) 1710 года в России введён новый шрифт для печатания г...




     №2 (99)
     февраль 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

«У каждого был мост любимый свой»


Первое детище из бетона
- Я начал свою трудовую деятельность в составе мостопоезда №414 в 52-ом году после шестилетней службы во флоте, - рассказывает начальник стройлаборатории, «кудесник» бетона Иван Семенович Кураков, принявший участие в контроле качества всех мостов и путепроводов, построенных мостоотрядом №30 в республике. - Мехмастерские, столовые, бани и пекарни размещались прямо в вагонах, а жили работники в бараках. Комнату там можно было получить только семейной паре, поэтому я почти сразу женился на понравившейся мне девушке. Тамара Ильинична работала у нас фельдшером.
В 53-ем году отряд переехал в Уфу, где началось строительство первого автодорожного моста через Белую с выходом из города на юг.
Необходимость его переоценить трудно. В то время через реку в районе Цыганской поляны переправлялись на пароме, в период навигации с 1808 года по понтонному подвижному мосту. Срединная его часть периодически раздвигалась для пропуска судов и лесосплава. Движение замирало на долгое время, в результате - на берегу скапливались огромные очереди машин и гужевых повозок.
- Меня взяли учеником в бетонную лабораторию, - улыбается Иван Семенович. - Новая работа пришлась мне по душе. С начальником лаборатории мы начали обследовать песчано-гравийные смеси на берегу Белой. Из них готовили бетон для строительства моста. Использовали очень низкую марку 150, которая сегодня для этих целей вообще не применяется. И не было ни одного кубометра привозной щебенки. На всем этом сделали большую экономию.
Новый мост удалось построить в рекордно короткие сроки - всего за три года. Десятки тысяч кубометров бетона для 11-ти массивных опор подвозили самосвалами грузоподъемностью 2,5 тонны. Особая сложность заключалась в том, что пять русловых опор нужно было возвести самым трудным способом - с помощью кессонов.
Кессон напоминает металлическую комнату 20 на 10 метров, которую опускают на дно. Для того чтобы не затекала вода, в нее под большим давлением нагнетается воздух. Туда, как в подводную лодку, спускалась бригада кессонщиков, которая строго по 4 часа вручную разрабатывала грунт (опоры моста уходят в землю на глубину 27 метров!).
Чтобы адаптироваться к нормальному давлению, поднявшись, кессонщики один час находились в специальной камере. Некоторые все-таки заболевали кессонной болезнью. Человека вдруг начинало ломать - выворачивать руки и ноги. О нем говорили «Его заломай взял». Сегодня кессонные работы не ведутся.
- Трудились мы круглосуточно, - говорит Заслуженный строитель РБ и Почетный строитель России. - Без праздников и выходных, а зимой не останавливались даже в сильные морозы. Я работал в основном с 12-ти ночи до 12-ти дня, по вечерам учился в вечерней школе. Домой после смены приходил на 3-4 часа перекусить и отдохнуть. Однажды так крепко уснул, что не услышал, как стучали. Супруга тогда сильно испугалась за меня. Пришла, видит в окно, что я неподвижно лежу на кровати и ни на что не реагирую. Соседи выломали замок, я проснулся наконец и очень удивился - надо мной стояли люди.
В 52-ом году начальником мостопоезда назначили инженера-капитана Ивана Гавриловича Выпова. Всего на строительстве моста было задействовано 450-500 человек. Шесть инженеров, остальные - практики. Многие семьи приехали с Украины.
Материалы поставлялись бесперебойно. Цемент со Стерлитамакского завода шел целыми составами день и ночь. Бетонная смесь поднималась на большую высоту кранами-укосинами, развозилась вагонетками и укладывалась вручную обычными совковыми лопатами. Причем выполняли эту работу в основном женщины - четыре чисто женских бригады бетонщиков. Кроме вибратора на 36 килограммов, который уплотняет смеси, никакой специальной техники тогда не было.
К делу относились с душой. За бетоном ухаживали, как за ребенком, - бросить в него окурок было недопустимо. И даже спустя сорок лет проверяющие не обнаружили в опорах ни одного дефекта. Их сразу облицевали гранитом. Это самая лучшая защита ото льда в паводок.
На торжественное открытие моста с участием первого секретаря обкома С.Д. Игнатьева собралось много горожан. С этих пор здесь стали начинаться демонстрации, в которых активно участвовал оркестр мостопоезда.
Сегодня по арочному мосту может ходить только легковой транспорт. Именно на такую нагрузку он изначально был рассчитан. В 1992 году рядом с ним открылся новый мост практически с неограниченной грузоподъемностью. Длина моста 680 метров, ширина - 26,4 метра. Возведение его велось по новой технологии, разработанной Институтом имени Патона. Строительством руководил Александр Васильевич Санкин.
Страж влюбленных
«Купив букет подснежников, 
влюбленные и нежные,
Мы шли всегда на Поцелуев мост.
Стареем неизбежно мы,
но с Леной мы по-прежнему
Друг в друга влюблены.
А в чем секрет?»
- эти строчки в исполнении Леонида Утёсова невольно всплывают в памяти на висячем мосту в парке имени Салавата Юлаева, еще одном легендарном детище мостоотряда.
В 1961 году мост на стальных канатах соединил два скалистых холма Случевской горы и наладил движение пешеходов через овраг, став любимым местом романтических встреч горожан. Сюда часто заглядывают свадебные кортежи. По традиции молодожены оставляют на мосту замок, символизирующий крепость семейного союза.
Ледостав нипочем!
- До строительства Затонского моста мы перебирались на другой берег реки на катере за 15 копеек, - рассказывает жительница поселка имени 8 Марта Светлана Прошкина. - Садились на Сафроновской пристани. Иногда ездили на автобусе через Дему. А зимой, конечно же, по льду. Самая отчаянная молодежь начинала ходить по нему еще осенью в период ледостава - ничего не боялись! Бывало, зачерпывали полные сапоги или валенки воды. Жители Затона пользовались понтонным мостом со стороны Нижегородки, а в паводок - катером.
В 1967 году начальником мостопоезда был назначен Михаил Степанович Щукин. Для выхода транспорта из Уфы на север и ликвидации паромной переправы начинается строительство автодорожного моста через реку Белую в створе ул. Округа Галле в сторону Затона.
- Мы чуть не получили премию за внедрение сборного железобетона пролетных строений на ВДНХ, участником которой я был дважды, - поведал Иван Семенович. - При строительстве его внедрена новая технология - монтаж руслового железобетонного преднапряженного пролетного строения коробчатого сечения. Здесь также впервые была применена французская буровая установка «БЕНАТО».

Татьяна Шангина








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости