|
 |
 |
 |
 |
 |
Вдоль цэсовских кварталов
Наверное, и жизни не хватит, чтобы подробно обойти и изучить весь уфимский частный сектор. В продолжение предыдущей нашей поездки в Старое Сипайлово мы отправились чуть дальше - на Цэсовскую гору. В места, неразрывно связанные с моим детством.
Проспект Октября, остановка «Театр кукол». Рядом расположен новый небоскреб Idel Tower, вокруг - типичная урбанизированная обстановка с машинами, пробками и людьми, спешащими по делам. Но стоит пройти несколько кварталов, минуя улицу Российскую и Уфимское шоссе, как картина постепенно изменится: жилой массив, застроенный панельными девятиэтажками, закончится и перед нами возникает обрыв. А за ним - маленькая деревня, в которой я проводил свои ранние годы. По сравнению с концом нулевых - началом десятых изменения здесь произошли небольшие: вниз ведет все та же железная лестница, правда, на склоне успели вырасти деревья. Раньше с этой горы можно было скатиться на каталке или санках. Спуск на этом участке затяжной, а в условиях наледи спокойно его преодолеть становится затруднительно.
Потомки Василия Сипайло
В наши дни слово «Сипайлово» ассоциируется со спальным районом, преимущественно состоящим из панельных девятиэтажек. «Лицевая» сторона этой части Уфы встречает нас различными ресторанами, торгово-развлекательными центрами, парками и гипермаркетами… Но стоит нам подняться немного наверх, как мы попадаем в совершенно другой мир.
Дорога, идущая от магазина «О'кей», выводит нас к частным домам, что расположены на улице Шаумяна. Здесь, собственно, и начинается старое Сипайлово, первое упоминание о котором датировано 1870 годом: его можно обнаружить в списке населенных мест Российской империи. Примечательно, что тогда же в источниках указывались более ранние наименования - Загорное и Приют.
Свое имя населенный пункт получил в честь Сипайловых - выходцев из числа старых уфимских дворян, предком которых был Василий Лаврентьевич Сипайло из смоленских шляхтичей из пригорода Мензелинска. В 1681 году его даже включили в «Список именной Уфимских дворян и детей боярских».
Где дом? Переехал!
Как из современности попасть в прошлый век и вернуться обратно? На улице Ветошникова это путешествие займет не более получаса.
Мы идем от центра, от Революционной. Тянутся серые стены общежитий и хрущевок, выцветшие вывески «украшают» здание, где раньше размещался завод «Электролуч». А ведь когда-то он давал работу инвалидам по зрению. Кстати, именно здесь впервые в Башкортостане стали производить энергосберегающие лампочки на светодиодах. Продержался на плаву аж до 2012 года, а теперь здесь, кажется, делают лодки, сдают помещения под офисы и по старой памяти продают электротовары.
Картина почти не меняется до самой
улицы Кирова. Вот из-за очередной многоэтажки появляются купола собора Рождества Богородицы, и сам он, как праздничный пирог в голубой морозной глазури, красуется на следующем перекрестке.
Улицы цветущих яблонь
По оживленным дорогам тянутся караваны автомобилей. Редкие этой весной прохожие неторопливо идут по узким тротуарам. Сквозь густую юную зелень проглядывают домики губернской эпохи. Ах, как много они помнят! Какие занятные истории могут рассказать тем, кто готов их выслушать. Их предшественники, которые, увы, не сохранились, наблюдали, как менялся наш город, как рождались улицы из хаотично разбросанных домиков с пышными садами, как возводились и умирали монастыри, библиотеки, кинотеатры и мечети.
Будни Цэсовской горы(Комментариев: 1)
Улица Кубанская, маленький закуточек из нескольких деревянных домов-усадьб, которые спрятались от городских звуков под сенью вековых деревьев. Здесь даже собаки, чинно восседающие на сугробах за заборами, и то не реагируют на пришельцев. И ничто не указывает на близость вечно загруженных магистралей Уфимского шоссе, улиц Российской, Шота Руставели. На одном из домов висит шутливая вывеска: «Фирма «Дедушка». Услуги по оказанию любой помощи, прокат автомобиля и других нужных вещей, возможность беспроцентной ссуды, услуги по чтению вслух, курьерская служба». Но сколько мы ни стучались, никто к нам так и не вышел. Видимо, у «дедушек» был сонный час…
Черниковка: путь длиною в четыре века(Комментариев: 2)
Иногда кажется, что как бы ни пыталась она притворяться Уфой, все равно даже через десятилетия и века люди, родившиеся здесь, так и будут с гордостью говорить про себя: «Я - черниковский», подразумевая этим, что они не имеют ничего общего с вечно куда-то спешащей столицей. По крайней мере, за прошедшие четыре века своего существования она так и не вросла в Уфу, хотя, как ни странно, именно в Черниковке сегодня легче найти приметы уфимского колорита.
Обереги вопреки
Когда все вокруг непонятно и сердце пронзает страх, хочется успокоения. Хочется, чтобы тебя защищали стены, чтобы жизнь была вечной, чтобы боль и насилие никогда не проникли в твой дом. Еще седобородый Маркс сформулировал, что именно под влиянием фобий рождается религия. Вначале боги похожи на людей. Они живут в том же мире, умеют ненавидеть и мстить. Со временем многим явлениям находится научное объяснение и вместо верхнего мира появляется Бог как Абсолют. Недостигаемый, непонимаемый, которому ведомы законы жизни. Однако первобытный страх живет в человеке настолько глубоко, что даже являясь приверженцем мировой религии, он продолжает верить в символы, делать обереги.
О дорожном зеркале, городских ласточках и «французских булках»(Комментариев: 1)
Район Уфы, в который на этот раз привела нас традиционная рубрика «По родной слободе», еще до революции именовался местными жителями «Сибирской стороной». Название это возникло не случайно. А именно в честь Большой Сибирской улицы (ныне Мингажева), выводившей через Дудкинский перевоз на Сибирский тракт. Оттого и улицы в этой округе все, как на подбор, несли в своих названиях приметы этой дальней таежной стороны: Тобольская, Томская, Амурская, Байкальская, Владивостокская, Красноярская… Но в памятном 1956 году многим из них пришлось расстаться с прежними топографическими наименованиями. Так, Байкальская уступила свое наречение небольшой улочке в Инорсе. С этого момента она стала называться Айской, в честь бурной башкирской речки Ай.
На Малой Казанской в наши дни(Комментариев: 1)
«… хотя местное положение Уфы довольно затруднительно, но, по-видимому, верно снято господином Сметаниным, и мною осмотрено по всем частям, и полагаемый план может быть произведен в действо», - эти строки, принадлежавшие руке именитого в начале XIX века градостроителя, шотландца по происхождению Вильяма (Василия) Гесте, предвосхитили создание нового генерального плана Уфы в 1819 году.
Согласно документу, адресатом которого стал Правительственный Совет в Санкт-Петербурге, обновленный губернский город должен был вырасти вокруг Верхнеторговой площади. К ней вели улицы Александровская (ныне Карла Маркса), Бекетовская (позже Социалистическая, а ныне Мустая Карима), Пушкинская (ныне Пушкина) и Малая Казанская (позже Интернациональная, а ныне Свердлова). Последнюю, не такую протяженную, как все остальные, но уютную и широкую облюбовали представители старинных уфимских родов: Глазыриных, Соловьевых, Тевкелевых. Разыскать их следы, проследить судьбу старинных особняков, некогда принадлежавших губернским купцам и дворянам, мы постарались на современной улице Свердлова…
Ключи под ковриком… или Неистребимый «черниковский» характер
В архивных документах, датированных 1877 годом, значится, что места, по которым мы решили прогуляться на этот раз, находились в 11 верстах от Уфы. В конце XIX века здесь было всего 12 дворов с населением 12 человек женского и 28 человек мужского пола. Однако время и пространство сжались сегодня настолько, что до Уфы можно добраться, минуя Дежневский путепровод, всего за несколько минут. Да, речь идет о Черниковке. И, в частности, о той ее части, которая всегда будет притягивать к себе взгляды, обнажать в памяти родные сердцу «совковые» привычки и традиции и воплощать собой тот неистребимый черниковский дух, до конца понять который не под силу жителю Центра. За первоначальную точку нашей ретропрогулки мы решили взять кинотеатр «Победа». Мы пройдемся по улице Первомайской до Дворца культуры машиностроителей.
«И здесь, на этом перекрестке…»
По судьбам жителей этих улиц, чуть более полвека назад носивших имена двух вождей отечественного пролетариата - Ленина (современная улица Ульяновых) и Сталина (ныне Первомайская), можно, словно по книге, читать историю всей Черниковки. Интеллигенция, рабочий народ, заводская верхушка, спецпоселенцы - на контрастах характеров росла и закалялась северная часть современной Уфы. И есть что-то «стальное» в голосах моих собеседников - уже пожилых людей, которые все еще носят фетровые шляпы, любят фильмы Росселини и время от времени вспоминают, как летними вечерами выбивали каблуками такты чарльстона в парке за кинотеатром «Победа»…
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|