|
РУБРИКА "Классный час" «Историю создают люди»
Прошедший не так давно капитальный ремонт оставил неизменным только внешний облик здания, а внутреннее содержание претерпело соответствующие времени изменения – «европеизировалось». Старый дух витает лишь в капителях и барельефах портика, внутренних арках, в решетках забора в стиле 50-х. Но история застыла не только в архитектуре, а еще и в памяти многих поколений черниковских мальчишек и девчонок, которые вышли из этих стен в большую жизнь. Мы пришли в 6 «Б» не случайно: ребята еще только начали изучать историю России, но одновременно сами являются её будущими творцами и свидетелями своего времени. Итак, кем, по их мнению, делается история? Диана Х.: знаменитыми людьми, которые стараются добиться лучшего для человечества. Даша К.: история народов творится людьми и их поступками. Богдан И.: все люди вносят свой, хоть и маленький, вклад в историю. Айнур Г.: великими людьми. Упорными, целеустремленными. Одни стараются для себя и других. Но есть и такие, которые сделали зло, и это тоже история. Соня К.: для начала нужно прославиться, например, Александр Македонский завоевал много территорий, и его помнят до наших дней. Маша Т.: историю делают писатели. Николай Ф.: она основывается на событиях, которые написаны в древних книгах, письменах. Делается историками и археологами. Передавалась из поколения в поколение нашими предками и вскоре будет передаваться нами. Даша Р.: мне кажется, что ее создают сами люди. Выдающиеся личности Шестиклассники в основном сделали акцент на историю ХХ века. На первом месте «кремлевский горец» - Иосиф Сталин. По мнению всех, кем он упомянут: «хороший полководец, благодаря ему мы выиграли Вторую мировую войну», «создал мощное вооружение». И ни слова о культе личности. Тему проходят в старших классах, но в последнее время образ вождя народов претерпевает определенную идеализацию, словно не им был уничтожен цвет нашей интеллигенции. Вторым дети назвали Ленина, который «сделал много хорошего», «внес большой вклад в историю» и подытожили – «великий революционер». Среди других великих людей – Александр Сергеевич Пушкин – «солнце нашей поэзии», Михайло Ломоносов: «совершил скачок в области науки», Юрий Гагарин – «первым улетел в космос», а также навеянный темой недавних уроков по истории Владимир Красное Солнышко. Выдающейся личностью современности ребята также назвали одного из создателей социальной сети «Вконтакте» Павла Дурова - харизматичного молодого программиста с филологическим образованием. Упомянуты были Владимир Путин – «человек, который скрепил нашу страну» - и Рустэм Хамитов, «сделавший очень много спортивных объектов». Подавляющее большинство в список выдающихся деятелей нашего времени включили примадонну российской эстрады Аллу Пугачеву, не забыли «выдающегося актера, отца шестерых детей и монаха!» Ивана Охлобыстина, А. Волочкову, «которая продвинула балет на новый уровень», а также Н. Баскова, И. Кобзона, Д. Донцову – тех, кто мелькает на экране и в различных таблоидах. Сергея Михалкова, детского писателя, вспомнил один ученик: «на его стихах выросли мои родители, бабушки и дедушки и я». При выборе же лидера класса дети руководствовались совершенно другими критериями: он должен быть хорошим другом, добрым, жизнерадостным, вызывать уважение, выручать в трудной ситуации,. Крупская – жена Крупского По названиям уфимских улиц можно изучить историю Октябрьской революции (или, как написано в нынешних учебниках - Октябрьского переворота). Шестиклассники пока не изучали этот период и представления имеют весьма смутные. Самый оригинальный ответ на вопрос о Надежде Крупской – «жена Крупского». «Всесоюзного старосту» - председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина - связали с балетом. Все знали, что улица Ульяновых, на которой расположен лицей, получила свое название в честь Ленина, которого назвали «русским революционером», «президентом СССР». Один из основоположников марксизма-ленинизма Фридрих Энгельс записан в математики. Это в наше время школьники всей страны изучали биографию деятелей партии и правительства по учебнику одного-единственного автора. Теперь учитель имеет право на выбор программы и учебников. Ученик 6 «Б» Владик Виссарионов, по его словам, черпает достоверные факты из Ютуба и выпусков новостей. Каждый из нас пишет собственную историю, которая, сливаясь с судьбой народа и страны, становится со временем достоянием прошлого. А в нем, как известно, ничего изменить нельзя…
Светлана Среднева, заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель истории с 35-летним стажем:. - На открытом уроке по Древней Греции мне, молодой учительнице, сделали замечание: почему не связала тему с материалами последнего съезда КПСС. Абсурд! Теперь в учебниках по программе 8-9 классов Ленин назван руководителем одной из партий, ставший потом главой государства. Кратко и сухо. А ведь под его лозунгами мы жили 70 лет. Для истории, возможно, и немного, а вот для огромной армии людей старшего поколения – большой срез жизни. И думаю, о человеке, который ратовал за социальную справедливость, могли написать больше. В своей нынешней практике использую учебники второго поколения – учебно-методический комплекс Д. Данилова. Автор преподносит материалы таким образом, что ученики, основываясь на документах, сами делают выводы о «плюсах» и «минусах» того или иного периода или события. Учитель только направляет их к этому. Не исключено, что в процессе становления мировоззрения взгляды учеников на то или иное событие могут поменяться, но это уже их выбор.
Ирина Никифорова, учитель истории и обществознания, педагогический стаж 4 года: - В 6 «Б» преподаю второй год. В этом мы только начали изучать историю России. Интерес к предмету у детей большой. Сейчас нет идеологического подхода. Но трудно оставаться бесстрастным, если ты отстаиваешь свою точку зрения. Личностно-ориентированный подход не надо воспринимать только по отношению к ученикам, ты тоже обязан быть личностью. Тогда к тебе будут прислушиваться: история – один из предметов, на которых воспитывается чувство патриотизма. Информацию современные дети черпают из разных источников: Интернета, телевидения, от своих родителей, бабушек и дедушек. Они с удовольствием обсуждают финансовый кризис, выборы в Думу, читают в различных блогах о фальсификациях. Мы с ними обсуждаем то, что на слуху у всех. Их пока легко сбить с толка, они, как губка, впитывают в себя поток новостей. Я родилась в перестройку, пошла в школу в год распада СССР, помню времена Ельцина, войну в Чечне. Теперь это – часть истории. Она делалась и делается на наших глазах, здесь и сейчас, просто осознание приходит потом.
О роли личности. Из истории вопроса Марксизм-ленинизм в решении вопроса о роли личности в истории исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства. Так как главной силой этого процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил и трудящихся масс, а не отдельных выдающихся личностей. Некоторые историки объясняют действия выдающихся личностей их человеческими качествами. Например, у Александра Македонского была страсть к завоеваниям. С другой стороны, нельзя всю историю сводить лишь к «железной» необходимости и игнорировать роль случайности или же личных черт великих людей. Особенно велика роль характера личности в критических ситуациях. Исследователи, например, до сих пор ведут дискуссии о том, как бы сложился театр военных действий во время битвы при Ватерлоо, если бы Наполеон не почувствовал себя плохо.
Светлана ЯНОВА. |
|
|