ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








Уфимский фарватер: кто разбивает фонари?

С апреля по октябрь на реках вокруг Уфы длится сезон судоходства. И хотя по сравнению с советскими временами речной трафик стал значительно меньше, в акватории постоянно ходят паромы, прогулочные суда и баржи с буксирами. Всем им нужен фарватер – участок реки с определенной гарантированной глубиной, свободный от подводных препятствий. На обеспечение судоходства работает целый специальный флот, включающий в себя корабли для ежедневного патрулирования акватории, промера глубин и обслуживания бакенов, а также земснаряды, расчищающие дно. В ведении Бельского района судоходства находится 919 километров внутренних водных путей, в том числе 607 километров со средствами навигационного оборудования и гарантированными габаритами судового хода. Одна из главных проблем, сдерживающих судоходство, – обмеление рек. В 2010 году из-за небывалой засухи уровень Белой в районе Уфы опустился до минус 139 сантиметров – минимального значения за всю историю наблюдений. Этот рекорд был побит в аномально сухом и жарком 2021 году, когда уровень Белой опускался до минус 168 сантиметров, а в районе Уфы по главной реке региона могли ходить только небольшие суда с осадкой около метра.

Акцент на опоры!

Арочный мост – не только одна из визитных карточек столицы, но и важнейшая часть дорожной инфраструктуры южных ворот города. О том, что мост 1956 года постройки через Белую нуждается в ремонте, известно уже несколько лет. В ноябре прошлого года, при открытии моста-вставки глава республики Радий Хабиров заявил, что весной арочный закроется на реконструкцию, и вот первого марта это случилось… -В отличие от строительства, реконструкция идет в обратном порядке: если в первом случае работы начинаются с земли наверх, то сейчас наоборот – сначала поверхностные, дальше пойдут земляные, – говорит директор филиала АО «Уралмостострой» «Мостоотряд № 30» Василий Чекуров, с которым мы встретились на объекте в первый день работ. После перекрытия движения на стройплощадку первыми зашли электрики и связисты, чтобы вынести линии электропередач, убрать столбы освещения. Одновременно с ними монтажники начали снимать перильные ограждения. Так как сроки сдачи объекта кратчайшие, строители планируют открыть мост к юбилею столицы, все, что только можно, выполняют параллельно. – Не скажу, что погода играет столь важную роль, но пока дойдем до разбора проезжей части и основных несущих балок, станет уже теплее и двинемся вперед, – говорит он.

Вышло все путем: развязку развязали!

Помнится, в первые дни января, выходя из городского штаба по реконструкции путепровода на пересечении улицы Заки Валиди и проспекта Салавата Юлаева, услышал вздохи ГИБДДшников: «Непутево как­то год начинается из­за путепровода…» …И эти же слова заставили улыбнуться на церемонии досрочного открытия развязки, когда глава республики Радий Хабиров взмахом руки открыл движение транспорта. И тогда подумалось: «Можем же, и не хуже китайцев!».

Большая вода

Одной из главных новостных тем второй половины весны становится паводок. В этом году погода преподнесла сюрприз – аномальное тепло начала апреля привело к быстрому таянию снега и выходу из берегов малых рек, подтопивших районы частного сектора. Несмотря на развитие науки и техники, природа по-прежнему демонстрирует свой непредсказуемый нрав. При этом одной из основных проблем нашего региона остается относительно небольшая емкость водохранилищ, что не дает возможности в полной мере обуздать весенние реки.

Прицел - на точность и экономию

Одной из самых обсуждаемых тем этой зимы стала плата за отопление. Эксперты предупреждали о сложностях перехода от расчетов за тепло равными долями в течение года к оплате по факту только в отопительный сезон еще осенью 2019-го, когда такая система была введена по всей Башкирии. Но прошлая зима выдалась теплой, и счета в платежках остались относительно небольшими. Зато декабрь 2020 года был холоднее обычных значений. Для населения это вылилось в многотысячные счета, вызвавшие резкий рост обращений во все инстанции.

Теплые технологии

Подготовка к зиме – традиционно одна из самых важных задач коммунального комплекса. В сильные холода инженерные сети, особенно система отопления, работают с очень большим напряжением и нагрузкой, а любая авария может привести к серьезным последствиям. Поэтому при подготовке к отопительному сезону в Уфе ведется не только обновление, но и техническая модернизация системы подачи тепла, повышающая надежность ее работы.

Парковка для мегаполиса

Как и другие крупные города, Уфа столкнулась с резким ростом автомобилизации, который значительно опережает темпы развития сопутствующей инфраструктуры, прежде всего парковочных мест. Численность местного автопарка превысила полмиллиона машин, а местом стоянки обеспечен только каждый третий автомобиль. Эта проблема будет решаться несколькими путями, при участии государства, бизнеса и самих владельцев. Суть вопроса сводится к тому, чтобы обеспечить парковкой как можно большее число машин на меньшей территории и за минимальные средства.

Вода со знаком качества

Нормативы контроля качества питьевой воды едины для всей страны и в целом соответствуют стандартам Европы и США, а также рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. При этом сами нормы составлены из расчета, что регулярное употребление веществ, входящих в состав воды, в течение 60 лет не скажется на здоровье человека. В Уфе централизованное водоснабжение обеспечивает МУП «Уфаводоканал», отвечающий за качество воды от точки ее забора до входа во внутреннюю сеть объектов-потребителей. В сутки уфимским потребителям подается около 315 тысяч кубометров воды.

Новые тропики – для Уфы

Уфимский лимонарий - самый северный и самый крупный лимонарий закрытого грунта в России и вообще в Восточной Европе. Объект был открыт в 1990 году. С тех пор в нем практически не проводилось серьезных работ по расширению и модернизации тепличного хозяйства, где на площади в один гектар ежегодно выращивается 10-12 тонн цитрусовых и ведется активная научно-селекционная работа. Для развития этого уникального научно-производственного комплекса разрабатывается проект реконструкции, который позволит вывести его на новый профессиональный уровень и создать максимальный комфорт для посетителей.

Башкирский кукольный – на пороге перемен

Именно с посещением Театра кукол у многих из нас связаны не только приятные детские впечатления от спектаклей, но и неповторимое чувство первого приобщения к высокому искусству. Башкирский государственный театр кукол ежегодно посещают около 100 тысяч зрителей, то есть практически каждый юный житель столицы за 12 месяцев видит хотя бы один спектакль. С учетом роста зрительского интереса и числа постановок на повестке дня стоит вопрос реконструкции театра с приданием ему современного внешнего вида и созданием новых пространств для зрителей и персонала. Проект реконструкции уже подготовлен, а работы должны начаться в ближайшие годы.

Уфа – город будущего

В последний раз Генеральный план развития Уфы корректировался в 2006 году. С учетом современных тенденций столица республики остро нуждается в новом градостроительном документе на период до 2040 года, разработку которого ведет Институт Генплана Москвы. Перед московскими разработчиками поставлены базовые задачи, которые будут решаться на основе анализа социально-экономического, инфраструктурного и геологического состояния города. Представители московского института рассказали об основных направлениях своей работы и представили концепцию нового Генплана Уфы.

Опасная геология

Развитие любого крупного города во многом зависит от территории, на которой он расположен. В этом плане Уфу можно назвать весьма сложным местом с точки зрения ведения многоэтажной застройки. Город в основном стоит на большом полуострове, в окружении судоходных рек, а значительная часть его территорий имеет закарстованные, малоустойчивые грунты, требуя от архитекторов и строителей обязательного учета этих факторов в своей работе. Неслучайно в Уфе есть немало объектов, пострадавших от просадок фундаментов из-за развития карстовых пустот. С учетом постоянного увеличения высотности новых зданий и связанных с этим ростом нагрузок на поверхность земли особую роль приобретает комплексный анализ будущих стройплощадок и налаживание эффективной системы контроля за опасными геологическими процессами.

Объекты - 2020

На 2020 год в Уфе намечено начало работ сразу по нескольким очень важным и капиталоемким объектам дорожно-транспортной инфраструктуры. Главный вектор работ связан с созданием новых и увеличением пропускной способности существующих выездов с территории Уфимского полуострова, что позволит не только решить текущие проблемы, но и создать серьезный задел на будущее. Развитие Уфы ориентируется на выход за реки, в перспективе большая часть жилья будет строиться в Затоне, Деме, Забелье и Зауфимье. Все это требует адекватного развития дорожной сети.

Окно в историю

В ближайшем будущем в Уфе планируется создать новый историко-культурный объект, интересный как для жителей столицы республики, так и ее гостей. Речь идет об археологическом парке «Древняя Уфа» на территории археологического памятника федерального значения «Городище Уфа-II». Его концепция уже разработана и утверждена. Археологический парк может стать одним из знаковых мест, где есть возможность прикоснуться к «живой истории».

Безопасность на высоте

В последние годы Уфу охватил настоящий бум высотного строительства. Здания в 20 и более этажей строятся не только в центре, но и периферийных районах города. Этому способствуют высокие цены на городскую землю и ее нарастающий дефицит, развитие строительных технологий, а также хороший спрос на квартиры с панорамным видом из окна. Но высотный бум несет и проблемы. В случае пожаров и различных ЧП спасение людей с верхних этажей представляет непростую задачу. Ключ к ее решению лежит не только в закупке современной пожарно-спасательной техники, но и в проектирования домов, изначально имеющих повышенную степень защиты и возможность быстрой и безопасной эвакуации людей.

Макияж для магистрали

Дорожная разметка очень важна в условиях перегруженных транспортом современных городов. Нанесенные на асфальт полосы и специальные знаки повышают безопасность движения, особенно на переходах и перекрестках, и, что не менее важно, позволяют более эффективно использовать рабочую площадь автомагистралей. С 2011 года МУП «СУРСИС» параллельно со специальной краской для разметки дорог в Уфе применяет термопластик, имеющий намного большую устойчивость к истиранию, более заметный ночью и в условиях слабой видимости.

Проектные виды

В рамках прошедшего в уфимском ВДНХ-ЭКСПО Весеннего форума ЖКХ и строительства были представлены эскизные проекты, многие из которых могут существенно изменить облик Уфы и повысить качество городской среды. Это касается обустройства набережных, создания пешеходных прогулочных зон, новых спортивных объектов и других актуальных архитектурно-планировочных тем. Пока это в основном идеи и концепции, детальная проработка и практическое воплощение которых может занять много лет, но именно они показывают перспективные направления развития города.

Город становится «умным»

С началом бурного развития Интернета, электроники и ЭВМ все большее распространение получает использование так называемых умных систем контроля и управления, способных оптимизировать самые разные процессы. Это особенно важно в крупных городах, испытывающих постоянный дефицит времени и пространства: интеллектуальные сервисы приходят в сферы общественной безопасности, коммунальной инфраструктуры, управления дорожным движением и работой различных городских служб. В Уфе по многим направлениям уже действуют проекты, способные в ближайшем будущем серьезно изменить нашу жизнь.

Новый формат «Строителя»

Уфимский стадион «Строитель», известный в России и за ее пределами как один из ведущих мировых центров по мотогонкам на льду, давно ждет комплексной реконструкции. За шестьдесят лет на стадионе проводились лишь небольшие ремонты, и на сегодняшний день практически все его элементы имеют очень высокий износ. Уже разработанный проект реконструкции «Строителя» предполагает комплексную перестройку по современным стандартам, что обеспечит работу спортивных секций и проведение соревнований международного уровня.

Реформа в действии

С января в России заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), внедрение которой получило известность как «мусорная» реформа. Территория каждого региона поделена на зоны ответственности нескольких отбираемых на конкурсной основе региональных операторов. Новая система также предполагает значительное увеличение раздельного сбора и сортировки мусора, что уменьшит объемы его захоронения на полигонах, а услуга «обращение с ТКО» перешла из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой. В Уфе региональным оператором стало МУП «Спецавтохозяйство». Именно от его работы во многом будут зависеть успехи на «мусорном фронте» в столице республики и близлежащих районах.

Стратегические объекты

На сегодняшний день в зоне активного пригородного развития Уфы проживают порядка 230 тысяч человек. Около 170 тысяч жителей Демы, Затона, Забелья, Зауфимья, Шакши живут за пределами Уфимского полуострова и ежедневно приезжают на его территорию на работу или учебу. При столь масштабной маятниковой миграции повышенную нагрузку испытывают практически все мосты, многие из которых в часы пик работают на пределе своей пропускной способности. С учетом постоянного роста автомобильного трафика жизненно важным вопросом становится строительство новых мостовых переходов.

Город без «темных пятен»

В настоящее время «Уфагорсветом» разрабатывается программа по улучшению освещенности территорий социальных объектов и дворов домов, что позволит ликвидировать так называемые темные пятна города, где фонарей мало или нет совсем. Кроме того, в последние годы уфимская система наружного освещения активно модернизируется как в плане установки новых долговечных и экономичных светоточек, так и внедрения современных систем контроля и управления.

Цель – исключить блэкаут

Многие уфимцы еще помнят характерные для 1990-х годов случаи длительного отключения электроэнергии, когда целые городские районы на несколько часов погружались во тьму. Часто сети не справлялись с нагрузкой в канун Нового года, и крупная авария могла испортить праздник тысячам горожан. В последние годы случаев отключения становится все меньше, а те, что все же бывают, устраняются намного быстрее. Это стало прямым следствием реконструкции уфимских электросетей по проекту «Умные сети» (Smart Grid), что позволяет многократно повысить надежность снабжения потребителей и снизить потери при передаче электроэнергии. К концу реализации проекта, намеченного на 2020 год, возможность блэкаута – длительного отключения электроснабжения, будет практически исключена.

Спутник для города

Система спутниковой навигации получила повсеместное распространение и находит все большее применение на транспорте и в городском хозяйстве. Оснащение подвижного состава ответчиками системы GPS/ГЛОНАСС позволяет с высочайшей точностью контролировать выполнение работ, к примеру, уборку территории или вывоз мусора, но самые широкие перспективы это направление открывает в сфере организации и контроля городского пассажирского транспорта, оптимизация работы которого сегодня остро стоит на повестке дня.

Дороги в проекте

Постоянный рост автопарка становится одной из главных проблем жизни и развития любого крупного города. В Уфе эта проблема усугубляется большой протяженностью города с севера на юг, расположением большей части жилой застройки на полуострове и большим разбросом спальных и промышленных районов, что в итоге серьезно затрудняет дорожное движение, особенно в вечерние и утренние часы пик. Для изменения ситуации городские власти разрабатывают проекты реконструкции существующих и строительства новых транспортных путей, значительная часть которых будет реализована уже в ближайшие годы.

Труба как арт-объект

Несмотря на бум высотного строительства, небоскребы Уфы едва дотягивают до 100-метровой отметки, а высотными доминантами центральной части города остаются дымовые трубы котельных на бульваре Ибрагимова и у фабрики «Конди». Долгое время вечером и ночью они выделялись на фоне темного неба лишь красными точками габаритных огней, но в 2015 году 150-метровая труба на Ибрагимова получила подсветку из мощных светодиодных прожекторов, а вслед за ней 120-метровая труба на кондитерской фабрике обзавелась видимым за несколько километров и не имеющим аналогов в России светодиодным термометром, показывающим текущую температуру воздуха.

Тонкости очистки

Ежедневно через канализационную систему Уфы проходит около 400 тысяч кубометров использованной воды, которая попадает на очистные сооружения, представляющие собой масштабный комплекс технологических установок, способных не только очистить воду от большинства загрязнений, но и высушить образующийся при этом осадок, решая проблему его утилизации. Начиная с 2004 года, система городских очистных в рамках инвестиционных программ получила ряд новых объектов, увеличивших ее мощность до 530 тысяч кубометров в сутки. Это не только закрыло все текущие потребности Уфы, позволив полностью прекратить сброс в реку Белую неочищенных стоков, но и создало резерв мощностей, необходимый для развития города.

Умная магистраль

Автопарк Уфы приближается к полумиллиону автомобилей, что ведет к пробкам в часы пик и росту образования выхлопных газов, объем которых в последние годы превышает выбросы от промышленности. Наиболее очевидное решение проблемы – увеличение ширины проезжих частей и строительство новых развязок - требует немалых средств и часто невозможно в районах с плотной многоэтажной застройкой. Эффективной альтернативой может стать создание интеллектуальной автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), способной изменять режим горения светофоров и регулировать транспортные потоки в зависимости от текущей дорожной обстановки. Как показывает мировой опыт, АСУДД способна увеличить пропускную способность охваченных ею дорог от 15 до 30 % и существенно снизить объем вредных выбросов в атмосферу.

Черные ленты дорог

В этом году уфимские дороги подвергнутся беспрецедентному ремонту, не имеющему равного по масштабу за всю историю города – 52 улицы. На реализацию федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» в столице республики на нынешний сезон выделено 1 млрд 445 млн рублей, в 2017-м – 1 млрд 625 млн рублей на ремонт 31 улицы. Такими темпами уже через три года Уфа сможет обновить всю основную магистральную сеть. А пока в городе достаточно улиц, не знавших обновления еще с советских времен.

Речной маршрут

В мае этого года впервые за семь последних лет судно класса «река-море» - танкер «Волгонефть-250» - поднялось по Белой до Уфы и после налива 4,3 тысячи тонн нефтепродуктов направилось в порт Кавказ. При наличии на бельском фарватере необходимых глубин крупнотоннажные речные суда, загрузившись в Уфе, могут спускаться в Азовское, Черное и Балтийское моря. Вплоть до 1990-х годов водный транспорт играл важную роль в системе грузовых и пассажирских перевозок, но затем его роль стала резко снижаться из-за обмеления рек, нехватки средств для расчистки фарватеров и развития автомобильного транспорта. В ближайшие годы ситуация может существенно измениться.

Лифты идут вверх

Лифт – одно из самых технически сложных устройств жилого дома, являющееся к тому же транспортным средством, к работе которого предъявляются особые требования. Срок службы кабины и подъемного оборудования рассчитан на 25 лет, после чего они подлежат замене. Однако из-за хронического недофинансирования 1990-2000-х годов многие уфимские лифты работают по 30 и более лет, ставя под угрозу безопасность жильцов. Такая ситуация характерна для всей страны. По данным Минстроя РФ, из 433 тысяч российских лифтов почти четверть уже отработала нормативный срок службы. С учетом серьезности ситуации, с прошлого года в республике и Уфе идет программа масштабной замены лифтового оборудования жилых домов, позволяющая снять проблему уже в ближайшие годы.

Мода на скульптуры

В Уфе, как и в других российских городах, становится все больше оригинальных скульптурных композиций, которые нередко получают противоречивые отклики горожан. Одни считают их безвкусными и не достойными появления на уфимских улицах. А немало тех, в том числе и гостей столицы, кто устраивает забавные фотосессии возле этих арт-объектов. О том, как городская скульптура проходит путь от идеи до воплощения в жизнь, мы узнали в творческой мастерской скульптора Халита Галиуллина.

Рецепты дорожной кухни

Весна – время традиционного обострения дорожного вопроса. Из-за частых чередований дневных оттепелей и ночных заморозков талая вода днем проникает в микротрещины асфальтового покрытия и, замерзая ночью, расширяется, разрушая его изнутри. Опыт стран Скандинавии, Канады и северных районов США, где климат мало отличается от российского, говорит о том, что сохранить магистрали от весеннего разрушения вполне возможно, прежде всего, за счет внедрения новых технологий производства высококачественного дорожного битума и строительства бетонных дорог.

Точки притяжения

Для современного города очень важен имидж, создаваемый не только развитой инфраструктурой и порядком на улицах, но и наличием так называемых точек притяжения. В некоторых городах ими выступают отреставрированные исторические объекты, к примеру, сохранившийся во многих городах кремль. Однако точки притяжения могут быть созданы и гораздо позднее. Пример – открытый в 1967 году памятник Салавату Юлаеву, ставший не только одной из главных, если не главной уфимской достопримечательностью, но и символом Башкортостана, изображенным на его гербе. Знаковые объекты Уфа получит и в будущем. Несколько таких проектов разработал муниципальный Центр городского дизайна.

Газомоторная экология

Постоянный рост числа автомобилей в крупных городах приводит к тому, что они становятся основным источником выбросов в воздух загрязняющих веществ. Если в 2002 году в Уфе насчитывалось 230 тысяч машин, то сейчас – около полумиллиона, при этом ежегодный прирост измеряется тысячами единиц. Поскольку горожане не готовы отказаться от автомобилей, а возможности расширения дорожной сети имеют свой предел, реальных путей снижения экологического ущерба всего два – внедрение электромобилей и использование в качестве топлива нефтяного и природного газа. Последний вариант наиболее предпочтителен по соотношению качество-цена, ведь электромобили стоят весьма дорого и сложны в эксплуатации в зимний сезон.

Уфа – «Город в парке»

В перегруженных транспортом современных городах особую роль приобретают зоны для прогулок и отдыха, прежде всего, парки, аллеи и скверы. Начиная с 2012 года, в Уфе уделяется большое внимание созданию и реконструкции таких зон. В ходе работы в данном направлении сформировалась концепция «Город в парке», предполагающая реконструкцию существующих и создание новых мест для прогулок и отдыха, где можно отвлечься от городской суеты.

Трамвай идет в будущее

Еще не так давно уфимский трамвай занимал ведущую роль в системе городских перевозок. В 1995 году им воспользовалось свыше 90 миллионов человек, что стало одним из лучших показателей за все время работы. Однако уже через год прозвенел первый тревожный звонок: было закрыто движение по улице Инициативной и на участке между «НУНПЗ» и «Станцией Загородной», а сотрудников нефтеперерабатывающих заводов стали возить на работу служебные автобусы. Дальше процесс ликвидации путей шел по нарастающей. Отношение к трамваю стало меняться лишь в последние годы: перегруженный автомобилями город в часы пик стоит во все более длинных пробках, что делает актуальным вопрос развития сети пассажирского транспорта, прежде всего, трамвая, будущее которого во многом зависит от восстановления разорванной в 2008 году связи между южной и северной частями путей.

Речной фасад Уфы

Ведение берегоукрепительных работ на реке Белой в районе Уфы - сложная инженерно-техническая задача. В отличие от набережных большинства других городов страны, правый берег Агидели выходит прямо на стометровый склон Уфимского полуострова, что предопределяет необходимость насыпки грунта для создания дополнительного берегового пространства под обустройство дорог и прогулочных зон. Другая особенность, влияющая на берегоукрепительные работы, связана с наличием на Бельском склоне полуразрушенных горных пород и техногенных включений – результатов хозяйственной деятельности, а также большим диапазоном колебаний уровня Белой в течение года. В отличие от Волги или Камы, где создан целый каскад регулирующих сток крупных гидроузлов, расположенное выше Уфы Павловское водохранилище имеет относительно небольшой объем, - всего около 1,4 кубических километра, при том, что во время паводка через него проходит до 12 кубокилометров воды. - При разработке проекта берегоукрепительных сооружений был учтен тот факт, что во время максимальных весенних паводков уровень Белой может подниматься до отметки 12 метров над нулем поста, а в годы с малоснежной зимой и жарким летом уровень уходит ниже минусовой отметки. К примеру, в маловодье осени 2010 года он опускался до минус 1,52 метра, - говорит руководитель проекта Башкирского филиала АО «Гидроремонт-ВКК» ПАО «РусГидро» Арсений Муртазин. – Таким образом, амплитуда колебаний в течение года может достигать тринадцати с лишним метров, в связи с чем сооружения набережной получили многоуровневую ступенчатую планировку, что позволит им выполнять свою защитную и рекреационную функцию при любом уровне реки. Для формирования вертикальных стен гидросооружения был использован так называемый трубчатый шпунт - специальные металлические трубы диаметром 1,02 метра. Это решение имеет лучшие параметры по соотношению стоимость-эффективность. При использовании шпунтовых панелей стоимость работ была бы в полтора-два раза выше. Диаметр труб также подобран оптимально – при меньшем сечении металлоемкость, а значит, и стоимость конструкции вышла бы значительно большей. В процессе дальнейшего благоустройства шпунтовые трубы могут быть закрыты любым декоративным облицовочным покрытием, вплоть до гранитных плит.

Космические возможности

Долгое время космос был скорее предметом романтики и мало сказывался на повседневной жизни людей. Сейчас ситуация изменилась: космические спутники обеспечивают связь и телевещание, с их помощью созданы системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС), возможности которых все более широко используются в сфере транспорта, производства и городского хозяйства. Космический мониторинг позволяет вести точное картографирование, отслеживать появление новых объектов, давать оперативную информацию о техногенных и природных ЧП, прогнозировать весенние паводки. Возможности космической индустрии играют все большую роль в жизни республики и Уфы, и в перспективе ее влияние будет только расти.

Уфимский трамвайно-троллейбусный

Пассажирский электротранспорт позволяет улучшить экологию больших городов, но, как показывает мировая практика, его работа, а тем более развитие, возможны лишь при финансовой помощи государства. В России закупать новые трамваи и троллейбусы в необходимых количествах большинству городов не позволяет бюджет, что ведет к старению парков. В Муниципальном управлении электротранспорта Уфы нашли оригинальный выход из ситуации. Созданный МУЭТом Уфимский трамвайно-троллейбусный завод налаживает глубокую модернизацию трамваев «Татра» и производство современных троллейбусов в кузове автобусов «НефАЗ». Такой подход позволяет решить проблему обновления парка минимальными средствами, а в перспективе модернизировать электротранспорт других городов России и ближнего зарубежья.

Восточный выезд

Проект соединения федеральных трасс М-5 и М-7 через транспортный коридор в створе улицы имени Города Галле – самый масштабный в истории Уфы. Наибольшие сложности вызывает достройка так называемого Восточного выезда: 1,2-километрового тоннеля от проспекта Салавата Юлаева до берегового склона в районе Трамплина, моста через реку Уфимку и дороги до трассы М-5. Для реализации этого проекта необходимо привлечение инвесторов на основе государственно-частного партнерства.

Уфимские тропики(Комментариев: 1)

Многие жители Уфы, где снег лежит по пять месяцев в году и нередки морозы за минус тридцать, в зимние дни мечтают хотя бы ненадолго вернуться в лето. Конечно, ничто не мешает купить турпутевку и уехать в одну из теплых стран. Но есть и более простой, а главное, дешевый вариант решения вопроса. Побывать в тропиках можно не выезжая из города - в Уфимском ботаническом саду есть отличная оранжерея, где собраны сотни видов экзотических южных растений. Переход из зимнего холода в тепло и характерную влажность тропического леса дарит ни с чем не сравнимые ощущения и для взрослых посетителей обойдется всего в сто рублей.

Тройное ускорение

Жизнь современного города идет в стремительном темпе, где все большее значение приобретает мобильность горожан – способность быстро добраться из точки «А» в точку «Б». Однако скорость перемещения тормозит перегруженность автодорог и неизбежные пробки в часы пик. Решение проблемы лежит в сфере развития систем скоростного общественного транспорта, имеющего обособленные пути. В Уфе первой такой системой стал проект городской электрички «Толпар», курсирующей по маршруту Дема - Шакша в среднем в три раза быстрее, чем маршрутный автобус.

Рецепты дорожной кухни

Многие россияне испытывают немалое удивление от качества асфальта на дорогах североевропейских стран. Секрет их успеха – использование качественных компонентов при производстве асфальта и строгое соблюдение технологий его укладки. Как показала практика, сочетание этих факторов позволяет делать в Уфе автодороги по качеству покрытия практически не отличающихся от европейских. Но для того чтобы перемены к лучшему стали заметны всем, нужны время, новые технологии и строгий контроль всех этапов дорожных работ.

По «зеленым» стандартам

Все более популярным трендом развитых стран становится строительство так называемых «зеленых» домов – имеющих низкий уровень энергопотребления, максимально использующих возобновляемые ресурсы и наносящих минимальный вред окружающей среде в процессе производства стройматериалов и, собственно, постройки. Не осталась в стороне и наша республика. В конце прошлого года в Башкортостане был утвержден республиканский норматив градостроительного проектирования, призванный обеспечить минимальное воздействие объекта на окружающую среду и эффективное использование природных ресурсов. Он применяется на добровольной основе и подходит как для проектируемых и строящихся, так и уже готовых жилых и общественных зданий, параметры которых могут быть улучшены в ходе модернизаций. Однако пока наилучшие перспективы «зеленый» норматив имеет в сфере малоэтажного жилья, а его внедрение в проекты высоток сдерживает экономический фактор.

Сетевая стратегия

Даже небольшая авария на инженерных сетях может доставить серьезные неудобства для горожан, а крупное ЧП, особенно зимой, способно в одночасье практически парализовать жизнь миллионного мегаполиса. Понимая серьезность рисков, ресурсоснабжающие организации Уфы ведут целенаправленную работу по ремонту и повышению надежности инженерных систем, а активное внедрение новых материалов и технологий позволяет снизить потери ресурсов на пути к потребителю и уменьшить себестоимость оказания коммунальных услуг.

Климат-контроль

К концу года Санкт-Петербург планирует представить первую в России климатическую стратегию города. До сих пор вопрос о том, как погода влияет на мегаполис и наоборот, занимал по большей части лишь ученых. Однако окружающая среда оказывает гораздо более значительное воздействие на жителей и на городскую среду, чем принято полагать. Потому инициатива Северной столицы может послужить полезным примером и для других российских миллионников, включая Уфу.

Промзоны: взгляд в будущее(Комментариев: 1)

По своему промышленному потенциалу Уфа входит в число ведущих российских городов-миллионников, давая более половины общереспубликанского объема производства. Для сравнения, в Казани сконцентрировано 23 процента региональной промышленности, в Екатеринбурге – 29, Самаре - 22. Неудивительно, что две крупнейшие уфимские промзоны: Северная и Лихачевская – занимают значительную часть городских территорий, а перспективы санации новой застройки и просто эффективного использования площадей промышленных зон составляют важную часть концепции градостроительного развития столицы республики.

Тепличная экономика

Российская овощная продукция поступает в продажу в основном в сезон урожая, а зимой и весной наш рацион примерно на 80 процентов обеспечивает импорт. В советские годы для повышения продовольственной безопасности в регионах нашей страны стали активно развиваться тепличные хозяйства, призванные покрыть недостаток свежих овощей в зимне-весенний период. Всесезонное овощеводство не обошло стороной и нашу республику. В 1975 году в расположенном практически на границе с Уфой селе Алексеевка на площади 30 гектаров начало строиться тепличное хозяйство, рассчитанное на производство 8 тысяч тонн продукции в год, вскоре ставшее одним из ведущих в стране.

Сомнительный провод

И в новых, и в давно построенных домах с мусоропроводами жильцы все чаще предпочитают выбрасывать пакеты с отходами не в них, а в стоящие во дворе контейнеры ТБО или просто оставляют перед подъездом. Это связано с тем, что в загрузочный клапан просто не влезают объемные пакеты, а при несвоевременном или халатном обслуживании мусоропроводов в подъездах появляется неприятный запах, заводятся насекомые и грызуны. В итоге жители все большего числа домов принимают решение об их консервации, а управляющие компании устанавливают во дворе контейнеры ТБО. Поскольку современные российские нормативы позволяют строить дома вообще без мусоропроводов, заменяя их альтернативными системами сбора отходов, можно предположить, что уже в обозримом будущем такой элемент исчезнет из конструкции большинства новых домов, как это уже произошло во многих странах, активно практикующих раздельный сбор ТБО.

Ставка на мощность (Комментариев: 1)

Согласно градостроительным планам, активное развитие Уфы будет идти в западном направлении: масштабное жилое строительство намечается в районе Забелья, где в общей сложности планируется построить не менее 6 миллионов квадратных метров жилья. Однако все 4 уфимские ТЭЦ сосредоточены в северной части города, а только планируемые к застройке микрорайоны Затон Восточный и Северо-Западный требуют сотен гигакалорий тепла и десятков мегаватт электроэнергии. И это лишь малая часть потребностей новостроек. Решить проблему должна новая Затонская (ранее ПГУ) ТЭЦ-5 - наиболее масштабный инвестпроект башкирской энергетики за последние 40 лет. Ее мощность по электроэнергии составит 440 мегаватт, по теплу – 290 гигакалорий в час - этого хватит для снабжения сразу нескольких крупных спальных районов и покрытия большей части дефицита электроэнергии, возникающего в Уфе во время пиковых нагрузок.

Воздушная тревога

Современная жизнь немыслима без связи и Интернета. Однако их бурное развитие приводит к тому, что крупные города оказываются буквально опутанными тысячами километров различного кабеля. Поскольку прогресс не остановить, а количество линий электронной коммуникации в столь крупном городе, как Уфа, будет только расти, на повестку дня выходит строгая регламентация и контроль монтажа и технического состояния воздушных кабельных линий и базовых станций сотовых операторов.

Химия и жизнь

Весной 1990 года в Уфе произошла масштабная техногенная катастрофа. Во время весеннего паводка фенол с территории завода «Химпром» попал в реку Шугуровка, впадающую в Уфимку выше южного водозабора. В результате от действия опасного химического вещества пострадало более 600 тысяч горожан, а чистую питьевую воду пришлось подвозить в город автоцистернами. И хотя с момента катастрофы прошло уже четверть века, а «Уфахимпром» еще в 2004 году остановил производство, после чего был объявлен банкротом, предприятие, точнее, накопленные на его территории химические отходы, остаются наиболее сложной экологической проблемой столицы, решение которой требует миллиарды рублей и невозможно без федерального финансирования.

К единому знаменателю

В последнее время уфимцы столкнулись с тем, что услуги ЖКХ приходится оплачивать сразу по нескольким квитанциям, число которых сегодня доходит до пяти. Это стало следствием перехода ресурсоснабжающих организаций к оплате услуг по прямым договорам, без участия управляющих жилищных компаний, в попытке решить вопрос миллиардной задолженности последних за поставленные ресурсы. Кроме сложностей с оплатой сразу нескольких счетов, проблем добавляет и то, что квитанции приходят не одновременно. Упростить жизнь уфимцам могла бы единая квитанция услуг ЖКХ, но для ее создания необходимо решить ряд законодательных и организационных проблем.

Опасная высота

В последнее время в Уфе отмечен настоящий бум строительства высотных домов. Сейчас в городе насчитывается девять зданий высотой в 20-26 этажей, 15 новых высоток достроены до верхней точки, еще 37 находятся в стадии строительства, в том числе многофункциональный жилой комплекс «Четыре сезона», одна из секций которого будет иметь рекордные для нашего города 42 этажа. С появлением большого числа высотных домов возрастает и риск пожаров на верхних этажах, с тушением которых могут возникнуть серьезные трудности.

Сетевая стратегия(Комментариев: 1)

Тема энергосбережения знакома большинству россиян по замене «лампочек Ильича» на более экономичные источники света. Однако в масштабе крупного города эффект от замены осветительных ламп будет мало ощутим. Реальную экономию дает модернизация сетевой инфраструктуры – уровень потерь электроэнергии при передаче в сетях в Уфе в несколько раз превышает показатели развитых стран. Сейчас в столице республики совместно с концерном «Сименс» и компанией Israel Electric началась реализация проекта «Умные сети» (Smart Grid), который позволит резко повысить надежность энергоснабжения и не менее чем в два раза снизить потери в сетях.

Стадион категории «А»(Комментариев: 1)

Работы по глобальной реконструкции крупнейшего в Уфе стадиона «Нефтяник» начались ранней весной, а сейчас выходят на «финишную прямую». Потребность в новом футбольном комплексе для «хоккейного города» возникла после того, как столичный ФК «Уфа» пробился в российскую премьер-лигу, стандартам которой клубный стадион «Динамо» отвечает лишь с очень большой натяжкой. В ходе реконструкции, которую лучше называть новостройкой, «Нефтяник» получит новые трибуны вместимостью 15,7 тысячи человек, помещения для секций и спортшкол, и главное - современное футбольное поле, с подогревом, искусственным газоном и системой дренажа, что даст возможность без проблем проводить самые сложные матчи.

Канатные перспективы

Расположение Уфы на полуострове с большим перепадом высот создает хорошие условия для работы пассажирских канатных дорог. Во многих случаях это более дешевый и эффективный вариант решения транспортной проблемы, чем строительство мостов или протяженных обходных автотрасс. Пока в столице республики есть лишь одна пассажирская канатная дорога от остановки «Трамплин» до речной переправы у деревни Дудкино. Она обслуживает, прежде всего, садоводов и прекращает работу одновременно с паромом. Однако сейчас прорабатывается вопрос строительства новых всесезонных канатных дорог, способных улучшить транспортную доступность отдаленных спальных районов, прежде всего Сипайлово и Инорса.

Четвероногие сыщики

Первым животным - спутником человека - еще в каменном веке стал волк, от которого и произошла домашняя собака – наш верный друг и незаменимый помощник. Специально обученные псы несут службу в полиции, армии, множестве экстренных служб. Ученые так и не создали приборов, способных не только превзойти, но даже просто сравниться с собакой в поиске наркотиков, взрывчатых веществ и опасных преступников – по статистике с помощью служебных собак раскрывается около 10 процентов всех преступлений. В Уфе четвероногих сыщиков готовят в Зональном центре кинологической службы МВД по РБ.

Ключ к безопасному городу

Последствия ЧП в крупных городах во многом зависят от правильной оценки обстановки и быстроты реакции экстренных служб. И то и другое сегодня могут обеспечить прежде всего камеры видеонаблюдения. Их развитая сеть позволяет не только минимизировать ущерб, но и предотвращать сами ЧП, в том числе теракты. В 2015 году в Уфе пройдут саммиты ШОС и БРИКС, что еще больше повышает роль комплексной системы видеонаблюдения как в плане контроля общественного порядка, так и исключения возможных террористических угроз.

Главная «кочегарка» Уфы

В сильные холода многие уфимцы дольше обычного смотрят на плотные клубы белого пара, выходящие из 180-метровых труб крупнейшей в городе ТЭЦ-2. Как уверяют энергетики, главная городская теплоэлектроцентраль, несмотря на физическое старение ряда агрегатов, может полностью удовлетворить нужды потребителей, тем более что в последние годы в жилфонде Уфы отмечается существенное снижение потребления электроэнергии и тепла.

Сервис для авиаиномарок

Осенью 2013 года в уфимском аэропорту началось техническое обслуживание авиалайнеров иностранного производства. До сих пор такие работы производились в основном в Москве, и столица республики стала одним из первых региональных технических центров. Инвестиции в проект составили порядка 200 миллионов рублей. В перспективе развитие данного направления позволит создать около сотни новых рабочих мест и обеспечит дополнительные поступления в бюджет региона.

Комплексный подход (Комментариев: 7)

Строительная отрасль Уфы уходит от практиковавшейся до сих пор точечной застройки к комплексному освоению кварталов. Такой формат имеет неоспоримые преимущества. Работа в целом квартале даёт возможность прокладывать новые инженерные сети, создавать соцобъекты, парковки и зоны отдыха в соответствии с современными нормативами, а не уплотнять жильцов и увеличивать нагрузку на существующую инфраструктуру, как это происходит при точечной застройке. О новых тенденциях в градостроении Уфы можно судить по представленным на публичные слушания проектам планировки и межевания кварталов.

Взгляд изнутри

В этом году в Уфе было заменено 23 километра тепловых и шесть километров водопроводно-канализационных сетей. Это больше, чем в прошлом, но пока темпы обновления не вышли на нормативный уровень замены 5 процентов общей протяженности сетей в год. С учетом хронического недоремонта, копившегося с 90-х годов, средний износ инженерных коммуникаций в Уфе превышает 50 процентов. Для работы в столь сложных условиях коммунальные службы столицы взяли на вооружение системы контроля труб и коллекторов, позволяющие оценить их состояние без вскрытия грунта и оперативно устранять выявленные дефекты.

Вертолеты «в погонах»

Первые милицейские вертолеты появились в самом конце 1960-х годов и быстро доказали свою эффективность. Вертолетчики могли контролировать большие районы, искать угнанный транспорт, быстро перебрасывать оперативные группы к месту происшествия. Своей максимальной численности авиация МВД достигла к середине 80-х, но после развала СССР в большинстве регионов авиаотряды милиции из-за износа техники и нехватки средств были либо серьезно сокращены, либо вообще ликвидированы. Возрождение началось лишь в последние годы. В 2009 году в Башкортостане был создан Авиационный отряд специального назначения при МВД по РБ, получивший на вооружение лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226.

Глубинный контроль(Комментариев: 8)

Лето – по-настоящему жаркая пора для водолазов службы спасения. Уфимцы купаются в неположенных местах, часто в нетрезвом виде, поэтому именно в теплые месяцы печальная статистика ЧП на воде резко идёт вверх. Тонут не только люди – водолазам нередко приходится доставать со дна, к примеру, автомобили, которые топят, либо желая скрыть следы преступления, либо опять же под действием алкоголя во время пикников.

Коммунальный хайтек (Комментариев: 1)

УЖХ «Сипайловский» служит своеобразным полигоном для обкатки новых технологий обслуживания жилья. В 2007 году именно здесь начала работать одна из первых в стране объединенных диспетчерских служб, была внедрена система приема заявок от населения по многоканальному телефону в специально оборудованном колл-центре. Сейчас подобным никого не удивишь, но шесть лет назад нововведения казались настоящим прорывом, пришедшим в считавшуюся традиционно отсталой коммунальную сферу. С весны 2013 года в УЖХ «Сипайловский» идёт тестовое внедрение принципиально нового программного продукта - «Содержание, Управление, Планирование и Ежегодный Ремонт Многоквартирного Дома» (сокращенно - Супер МКД). По мнению специалистов, в случае успешного освоения, эта компьютерная программа может серьезно улучшить положение дел в жилищном хозяйстве Уфы.

Спасательный глаз (Комментариев: 1)

Мощный нефтехимический комплекс и близость крупных рек делают Уфу городом с высоким риском возникновения природных и техногенных катастроф. При серьезном пожаре или аварии на одном из НПЗ для принятия быстрых и правильных решений нужны оперативные данные, то есть своеобразная общая «картинка» с места ЧП, которую можно получить, лишь поднявшись над аварийным объектом. Аналогичная потребность нередко возникает и во время паводка, когда за одну ночь вода затапливает целые районы. Для решения этих проблем во всем мире активно используются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Недавно они поступили на вооружение базирующейся в Уфе региональной аварийно-спасательной службы.

Дорожный контроль

Сравнение дорог в России и в схожих по климату странах Скандинавии или Канаде будет явно не в нашу пользу. Главную причину такой ситуации эксперты видят в низком качестве используемых материалов и несоблюдении технологий. В прошлом году при ремонте трассы Уфа - Аэропорт вопрос качества дорожных работ был впервые публично поднят в республике – подрядчик, использовавший асфальт, прочность которого оказалась значительно ниже нормы, исправлял брак за свой счет. В этом году уровень контроля дорожного ремонта резко возрастет. В Уфе начинает работу одна из самых современных в стране дорожно-строительных лабораторий.

Ночное лицо Уфы

Всего за несколько лет в системе наружного освещения Уфы произошла настоящая техническая революция. По сравнению с 2003 годом число светоточек практически удвоилось, но благодаря использованию экономичных ламп нового поколения, потребление электроэнергии осталось на прежнем уровне, а в ряде случаев даже сократилось. Автоматизация контроля и управления работой уличных фонарей резко подняла надежность системы освещения и уменьшила эксплуатационные расходы. В сочетании с новой иллюминацией все это делает ночную Уфу столь же привлекательной и своеобразной, как города Европы.

Единица комфорта

Ценность городской квартиры определяет не только метраж и престижный район, но и соответствие жилья нормам коммунальной гигиены – уровню шума, вибрации, естественной освещенности и т.д. Неудивительно, что уфимцы все чаще обращаются в надзорные органы с жалобами на всевозможные нарушения гигиенических норм. Ситуацию спасает тот факт, что службы Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РБ» получили современное оборудование, позволяющее быстро и точно оценивать условия проживания.

Дорога с интеллектом

В часы пик даже небольшое ДТП или автомобиль, сломавшийся вблизи оживленного перекрестка, могут надолго остановить многотысячный транспортный поток. Избежать подобных проблем помогает внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, позволяющих отслеживать обстановку на магистралях и дистанционно менять режим горения светофоров, пропуская «пробки», а при необходимости включать «зеленую волну».

Время реакции

Последствия природных и техногенных катастроф в крупных городах во многом зависят от работы системы оповещения населения. Это особенно актуально для Уфы с её мощным нефтехимическим комплексом, где практически любая крупная авария с выбросом ядовитых веществ может поставить под угрозу жизнь и здоровье сотен тысяч людей. Сейчас в городе действует система оповещения, созданная более 30 лет назад. Хотя в целом со своей задачей она справляется, последние пробные пуски лишний раз показали необходимость замены устаревшего оборудования.

Трудности селекции(Комментариев: 1)

В Орджоникидзевском районе Уфы МУП «Спецавтохозяйство» установило два десятка ярко-желтых пластиковых евроконтейнеров для пищевых отходов. Если уфимцы оценят новинку и начнут сортировать мусор, коммунальщики готовы расширить эксперимент на другие районы столицы. Кроме того, «Спецавтохозяйство» планирует развивать систему раздельного сбора отходов: предприятие изготавливает и ставит во дворах контейнеры для пластиковых бутылок, а в перспективе рассматривает возможность производства и установки спецконтейнеров для энергосберегающих ламп.

Ртутная тревога(Комментариев: 2)

По подсчетам экологов, в республике население использует порядка 17 миллионов ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, в том числе около трети - в Уфе. В год из строя выходит около 10 процентов лампочек, каждая из которых содержит от 2 до 7 миллиграммов ртути. К сожалению, из-за практического отсутствия системы сбора люминесцентных ламп у населения, ртуть, относимая к первому классу опасности, попадает на обычные свалки. Если не принять срочных мер, положение будет ухудшаться - в 2014 году по закону «Об энергосбережении» выпуск ламп накаливания в России должен быть прекращен.

Высотная эффективность

В микрорайоне Инорс планируется построить энергоэффективное жилое здание высотой в 9-12 этажей, а в перспективе – создать единственный в России квартал таких домов. Это решение городские власти приняли на основе опыта эксплуатации первого в республике и Уфе энергоэффективного дома - трехэтажки на 33 квартиры общей площадью 1234 квадратных метров по улице Николая Дмитриева. Год, прошедший с момента её заселения подтвердил расчеты проектировщиков. Экономия по теплу составила около 10-12% - показания приборов учета были меньше нормативов, и в декабре жильцам не пришлось платить за отопление.

Подземный выход(Комментариев: 1)

Сегодня в Уфе насчитывается около 390 тысяч автомобилей. Из-за роста транспортной нагрузки пересечение оживленных улиц порой связано со смертельным риском. В 2011 году на дорогах Уфы погибло 63 пешехода, еще 860 получили травмы различной степени тяжести. Особую опасность представляет проспект Октября - восьмиполосная магистраль еще два года назад лишилась всех пешеходных «зебр», но люди продолжают перебегать дорогу в неположенном месте. Единственный выход - строительство новых подземных переходов в наиболее оживленных и опасных местах.

Уфимские куранты(Комментариев: 1)

Тысячи жителей Уфы, встречающих Новый год на городских площадях, поднимут бокалы под удары башенных часов. История большинства «уфимских курантов» насчитывает не один десяток лет, а их внешний вид знаком нескольким поколениям жителей столицы. Но время берет свое, а прогресс не стоит на месте - в последние годы наиболее известные городские часы получили новые механизмы взамен изношенных, а современная электроника, управляющая движением стрелок, на порядок подняла надежность и точность отображения времени.

Практичная эстетика

Уфа, как и большинство других городов-миллионников, на протяжении трех с лишним десятков лет в основном застраивалась типовым, весьма консервативным проектом, что предопределило унылость и однообразность спальных районов. Кроме того, с принятием общероссийского курса на энергосбережение выяснилось, что фасады большинства многоквартирных домов «советской» постройки не удовлетворяют новым стандартам теплопроводности. Лишь в последние годы проблему начали решать - при проведении комплексных капремонтов стены жилых домов обшиваются современными утеплителями и получают эстетическую окраску.

«Горячие» аспекты дворового имиджа

Благоустройство придомовых территорий - один из самых актуальных городских вопросов. Количество обращений на эту тему возросло после начала реализации Федерального закона № 185, когда в Уфе с 2008 года при проведении комплексного капитального ремонта, финансируемого из Госкорпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, стали ремонтировать и расширять междворовые проезды, устраивать дополнительные «карманы» для парковки автомобилей. По этой Адресной программе на асфальтировку дворов из городского бюджета за 2008-2010 годы выделено 150 миллионов рублей. Самым популярным у уфимцев стал вопрос: «Почему асфальт отремонтировали в соседнем, а не в нашем дворе?»

Свет в большом городе

Во многих российских городах состояние систем наружного освещения серьезно отстает от современных стандартов. Каждый регион пытается решать эту проблему по-своему. В нашей республике разработана целевая программа «Модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан» на 2011-2015 годы с общим объемом финансирования 1,7 миллиарда рублей. Наиболее совершенная в регионе система наружного освещения создана в Уфе. Столица выступает первопроходцем и образцом для городов и районов республики.

Зеленая волна

Сегодня в Уфе зарегистрировано около 325 тысяч легковых машин, а с учетом грузового и пассажирского транспорта общая численность автопарка приближается к 400 тысячам единиц, что намного превышает расчетную пропускную способность уфимских дорог. Для борьбы с пробками в столице идет активное расширение наиболее загруженных магистралей. Но это только часть решения проблемы. Другой ее составляющей станет реализация комплекса мер, направленных на оптимизацию транспортных потоков.

Зона отдыха

Современные городские парки, дефицит которых ощущается во многих крупных мегаполисах, должны предоставлять весь спектр услуг семейного отдыха: от кафе до спортивных площадок и аттракционов. Пока в Уфе полноценно эти задачи выполняют лишь «Кашкадан» и парк имени Якутова. Поскольку потребность уфимцев в благоустроенных зонах отдыха год от года растет, в городе намечена реконструкция парковых зон, возможности которых пока используются не в полную силу.

Опасный свет (Комментариев: 2)

С этого года в России вступил в силу запрет на производство ламп накаливания мощностью 100 и более ватт, а к 2014 году их выпуск должен прекратиться полностью. На смену традиционным «лампочкам Ильича» придут энергосберегающие, прежде всего люминесцентные источники света. Однако их массовое использование породило серьезную проблему – из-за наличия ртути эти лампы требуют особо осторожного обращения и специальной утилизации, система которой в нашей стране пока не способна справиться со все возрастающим потоком таких опасных отходов.

С точностью до копейки

Согласно недавно принятому 261-му Федеральному закону, все объекты - как промышленные и социальные, так и жилые дома - должны быть оборудованы приборами учета. Тех, кто не пожелает устанавливать счетчики, накажут, прежде всего, рублем: тарифы на ресурсы, потребляемые не по прямому учету, а по нормативам, могут возрасти в несколько раз. Поскольку новое законодательство предписывает оснастить дома приборами учета до 1 января 2012 года, на решение вопроса остается чуть больше года.

Дорожный приоритет

На сегодняшний день в Уфе насчитывается более 350 тысяч автомобилей. Поскольку сеть городских дорог проектировалась и строилась несколько десятков лет назад в расчете на совершенно иную численность автопарка, их ремонт и реконструкция стали одной из важнейших задач городских властей. Однако учитывая высокую себестоимость такого рода работ и ограниченные возможности городского бюджета, решение дорожного вопроса требует привлечения дополнительных средств и внедрения новых высокоэффективных технологий.

Точка отправления

В последнее время в России отмечается заметный рост мобильности населения. Пассажиропоток увеличивается практически по всем видам перевозок. Параллельно с ним возрастают требования к качеству обслуживания, что в свою очередь ставит на повестку дня вопрос модернизации и расширения пунктов приема и отправления пассажиров. Именно с этим связана разработка проектов перспективного развития Международного аэропорта «Уфа» и нового автовокзала на проспекте Салавата Юлаева.

Борьба за чистое будущее(Комментариев: 1)

В последнее десятилетие источники угрозы для экологии Уфы пополнились новыми. Если раньше наибольший урон наносили промышленные предприятия, то теперь главным виновником загрязнения атмосферы стал автотранспорт. В то же время благодаря введению новых очистных сооружений в столице республики практически полностью решена проблема полной очистки сточных вод. Сейчас на повестке дня стоит вопрос налаживания переработки опасных бытовых отходов, прежде всего ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, но в обозримом будущем эта проблема также будет решена.

Мобильные огнеборцы

За последние десять лет в Уфе появилось много объектов, пожар на которых может создать серьезные проблемы для экстренных служб. Современные высотные здания и крупные торгово-развлекательные центры сложны по внутреннему устройству, а в их отделке используется множество синтетических горючих материалов, что вынуждает применять для борьбы с огнем самые современные технические средства. Некоторые из них уже поступили на вооружение пожарных частей Уфы.

Вторичный вопрос

В последнее время объем производства твердых бытовых отходов в крупных городах стабильно растет, а среди того, что горожане выбрасывают в мусорную корзину, все чаще можно встретить изделия, содержащие в себе опасные элементы, например, кислоты и ртуть. Рост экологических угроз и нехватка места на свалках заставляют власти, с одной стороны, искать новые способы захоронения и утилизации ТБО, а с другой - налаживать их раздельный сбор и сортировку. Для решения этих вопросов в Уфе была разработана и утверждена городская целевая программа «Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе поселка Новые Черкассы», рассчитанная на 2010-2015 годы.

Дело за малым

По прогнозам, в 2010 году строительство индивидуального жилья в границах Уфы впервые за последние десятилетия по объемам вплотную приблизится к высотному. Этому способствуют как субъективные, так и объективные факторы. Люди всегда стремятся жить в собственном доме - все опросы населения показывают, что абсолютное большинство горожан (около 80%) хотели бы жить в пригороде. Кроме того, строительство индивидуального жилья в большинстве случаев обходится значительно дешевле, чем многоэтажная застройка, что оказалось особенно актуальным в период кризиса.

Огни большого города

В темное время суток восприятие современных городов определяет искусственная подсветка, дающая совершенно иное видение казалось бы знакомой архитектуры. О важности этой темы говорит тот факт, что сейчас создана международная организация «LUCI», в которой состоят 50 крупнейших мегаполисов мира, главной задачей ее является выработка и распространение стратегий наружного освещения. Нашу страну в ассоциации представляет пока только Москва, но многие российские города в плане ночной иллюминации мало отстают от Первопрестольной. Об этом можно судить на примере Уфы, которая по уровню освещенности входит в десятку лучших мегаполисов страны.

Магистральные технологии

В прошлом и позапрошлом годах в Уфе впервые была реализована крупномасштабная программа реконструкции наиболее загруженных транспортных магистралей. Это, с одной стороны, позволило упредить постоянный рост автопарка и уменьшить неизбежные пробки, с другой - уфимские водители почти забыли о столь нередких еще каких-то три года назад многометровых ямах и выбоинах в асфальте. В этом году коммунальные службы продолжили реконструкцию дорожной сети, параллельно внедряя в процесс новые материалы и технологии.

Экономный потенциал(Комментариев: 1)

Эксперты не скрывают, что система коммунального жизнеобеспечения российских городов-миллионников, созданная во времена «копеечной» стоимости ресурсов в СССР, по современным меркам, работает крайне неэффективно, а простая модернизация может на порядок снизить потери. В этой связи принятие целевой программы «Энергосбережение в Уфе на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года», разработанной институтом «ВНИПИэнергопром», стало настоящим прорывом: аналогичный план есть только в Москве. Уфа - второй город России, где идея экономии энергоресурсов оформлена в единую целевую концепцию.

Комплексный подход

При социализме крупным микрорайоном, который с «нуля» освоил стройкомплекс Уфы, стало Сипайлово. Затем с начала девяностых годов развитие города в основном шло в режиме так называемой точечной застройки, когда новые дома возводятся на небольших пустырях в уже застроенных кварталах либо на месте сносимого ветхого жилья. Лишь несколько лет назад в Уфе начали осваиваться крупные площадки - микрорайоны «Южный» и «Солнечный», ознаменовавшие собой окончательный переход от безликих советских «коробок» к современной архитектуре. Накопленный опыт станет хорошим подспорьем при реализации Генерального плана развития Уфы до 2025 года, в котором впервые с советских времён заложено освоение действительно больших территорий с выходом жилья более миллиона квадратных метров.

Комплексный подход

При социализме крупным микрорайоном, который с «нуля» освоил стройкомплекс Уфы, стало Сипайлово. Затем с начала девяностых годов развитие города в основном шло в режиме так называемой точечной застройки, когда новые дома возводятся на небольших пустырях в уже застроенных кварталах либо на месте сносимого ветхого жилья. Лишь несколько лет назад в Уфе начали осваиваться крупные площадки - микрорайоны «Южный» и «Солнечный», ознаменовавшие собой окончательный переход от безликих советских «коробок» к современной архитектуре. Накопленный опыт станет хорошим подспорьем при реализации Генерального плана развития Уфы до 2025 года, в котором впервые с советских времён заложено освоение действительно больших территорий с выходом жилья более миллиона квадратных метров.

Прекрасен наш союз(Комментариев: 1)

Каждый из нас мечтает об уютном и красивом дворе, где есть место для детских игр, где любимые скамейки под раскидистым клёном или берёзой манят удобством и прохладой в жаркий день, где в беседке можно накрыть стол после шумного общего праздника. Климат во дворе зависит от многого - от активности самих жильцов, от требовательности управдома, от добросовестности дворника. Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать о людях, «делающих погоду» в жилых микрорайонах.

Приоритет безопасности

Жизнь в современном городе связана с постоянным риском аварий и техногенных катастроф, что заставляет уделять всё большее внимание вопросам безопасности. Неслучайно качественный прогресс в деле предотвращения и профилактики ЧП идёт семимильными шагами: для быстрой и эффективной работы сотрудники экстренных служб должны сходу осваивать последние технологические новинки, а власти не жалеть средств на закупку современного оборудования.






НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости