ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На мели
Обмеление рек, отсутствие портов и изношенность флота - все эти проблемы обсуждал...

Проблемная страда
В 18 районах республики введен режим чрезвычайной ситуации по засухе, в том числе и...

Куница над дорогой
На проспекте Октября на остановке «Железнодорожная больница» светофорные столбы...

Новые рельсы и трамваи
На участке по улице Революционной обновились трамвайные пути. Вместо старых рель...

Чудо-трубы
Впервые в Уфе на улице Кирова при замене тепловых сетей на участке в 120 метров прим...

Персональная – для автобусов
С начала июля на уфимском проспекте Октября начала действовать выделенная полоса...

Мусор – не для ленивых
В столице начался эксперимент по сортировке мусора. В уфимских дворах появились н...

Опасная реклама
Республиканская прокуратура провела проверку рекламных конструкций. В результат...

Вотчина скейта
Начат сбор средств для строительства скейт-парка. Объект будет возводиться добро...

Читальный зал – на улице
На аллее перед Центральной городской библиотекой Уфы в третий раз открылась выст...

О войне расскажут куклы
Уфимские мастера-кукольники работают над созданием новой тематической экспозици...

20 лет без СССР
В Городском Дворце культуры открылась выставка «20 лет без СССР». Она уже прошла во...

Путевка в финал
В уфимском Центре уличного баскетбола «Кашкадан» прошли финальные игры регионал...

«Бежим» из офиса
Традиционные летние корпоративные игры на призы главы администрации Уфы пройдут ...

Уроки от чемпиона
В Ледовом дворце «Уфа-Арена» завершил свою работу трехдневный марафон «Школы вра...

Ретрокалейдоскоп

200. 8 (20) августа 1812 г. издан указ военного министерства «О сформировании башкирск...





     №08 (129)
     август 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Дыхание города


На квадратный километр крупного города ежегодно выпадает до 30 тонн различных веществ, что в 4-6 раз больше, чем в сельской местности. При этом семь последних лет решающую роль в загрязнении уфимского воздуха играет автотранспорт. В прошлом году на него пришлось 63 процента всех выбросов в атмосферу Уфы, или около 247,2 тысячи тонн вредных веществ - более полутонны на каждую транспортную единицу. 


Пробочный выхлоп
Проблема пробок актуальна для всех крупных российских городов, ведь их дорожная сеть формировалась в расчете на гораздо меньший уровень автомобилизации, который растет буквально на глазах. Только за 15 последних лет автопарк Уфы вырос почти в два раза - со 187 до 380 тысяч автомашин. По данным Минтранса РФ, средняя скорость движения в крупных городах страны в часы пик падает до недопустимых 5-10 километров в час. А количество улиц и дорог в 2-5 раз меньше, чем в сравнимых по площади мегаполисах европейских государств. Отставание развития дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20-25 лет.
Как известно, основной объем вредных веществ приходится на автомобили, стоящие в пробках или медленно ползущие по перегруженным магистралям. В так называемом «городском цикле» езды токсичность выхлопа возрастает в несколько раз. Например, концентрация угарного газа достигает пика при работе двигателя на холостом ходу. Именно в районе пробок воздух отравлен сильнее всего: помимо прочего, сказывается высокая концентрация автомобилей и слабое перемешивание воздуха из-за недостаточной скорости потока.
Для решения проблемы в Уфе была разработана программа расширения в 2010-2013 годах 28 наиболее загруженных улиц. Но сейчас она вызывает жаркие споры в связи с вырубкой деревьев, растущих вдоль проезжих частей.
Зеленый барьер
Сторонники и противники сохранения насаждений, как правило, основываются на эмоциях и даже не пытаются использовать факты и научный расчет, хотя и те, и другие кивают на экологию. Так что же лучше для экологии: сохранение насаждений или расширение городских дорог?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить реальную роль деревьев в очистке воздуха от вредных веществ. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли и содержащихся в ней вредных примесей, а лиственных - около 100 тонн. Общая площадь насаждений, растущих на улицах Уфы, составляет 280 гектаров, так что в лучшем случае деревья смогут уловить 28 тысяч тонн пыли, при том, что годовой объем автомобильных выбросов измеряется сотнями тысяч тонн. К тому же очищающая способность придорожных деревьев, растущих в экстремальных условиях с дефицитом влаги и переизбытком вредных веществ, бывает значительно снижена.
Так, на улицах Москвы у 20-25-летних лип фотосинтез примерно вдвое слабее, чем у таких же деревьев в пригородном парке. Вдоль магистралей чаще наблюдается ослабление и частичное усыхание крон деревьев как лиственных, так и хвойных пород. И если в лесу липа живет в среднем 150 лет, в городском парке - 100, то у оживленной дороги срок ее жизни составляет всего 40-50 лет. Большинство придорожных деревьев Уфы находятся на грани гибели и нуждаются в скорой замене. Шумозащитная функция насаждений также не имеет решающего значения. Высаженные между трассой и жилыми домами деревья снижают уровень шума всего на
5-10 процентов.
Таким образом, выбор между расширением дорог и сохранением стареющих деревьев вполне очевиден. Тонкий ряд зелени просто не может справиться с огромным потоком пыли и газов. За год один автомобиль может выбросить в атмосферу до килограмма свинца, для нейтрализации которого нужно не менее 10 деревьев. В пересчете на весь автопарк, Уфе необходимо не менее 4 миллионов деревьев, растущих вдоль дорог. Наличие придорожных посадок имеет скорее психологический эффект, а для реального улучшения экологии необходимо бороться с пробками. Ведь, как показала практика, после их ликвидации объем вредных выбросов, поднимаемой в воздух пыли и шума сокращается даже не на десятки процентов, а в разы. К примеру, в Москве после строительства многоуровневой развязки, связывающей Нахимовский проспект, Варшавское и Каширское шоссе, площадь прилегающих дорог, где в пробках отмечалось десятикратное превышение ПДК по вредным веществам, сократилась в 41 раз. Несмотря на возросший поток автомобилей, положительный эффект достигается благодаря работе их двигателей в режимах, при которых в воздух попадает минимально возможное количество вредных веществ.
Газ против газов
Снижению вредных выбросов от автотранспорта способствует и применение более экологичного топлива, прежде всего попутных нефтяных (пропан, бутан) или природного газа - метана. По сравнению с бензиновым правильно отрегулированный двигатель на «голубом топливе» выбрасывает в атмосферу в 5-10 раз меньше угарного газа, выброс оксидов азота снижает в 1,5-2 раза, а углеводородов - в 2-3 раза. При этом газовое оборудование приносит прямой экономический эффект: расходы на ГСМ снижаются в среднем на 40 процентов, ресурс двигателя возрастает в полтора-два раза.
Казалось бы, при таких плюсах автомобили в такой газовой стране, как Россия, должны были давно перейти на «голубое топливо», но этого не происходит. В 2011 году в республике было всего около 85 тысяч автомобилей (8 процентов автопарка), работающих на газу, из них около трети - в Уфе. В основном газ приживается в коммерческих автотранспортных предприятиях с интенсивным использованием парка - на нем ездит большинство уфимских «ПАЗиков» и «Газелей». По разным оценкам доля переоборудованного транспорта частных перевозчиков колеблется от 70 до 90 процентов. Массовый же автолюбитель продолжает использовать более токсичный бензин. В качестве основной причины можно назвать пресловутое нефтяное лобби и связанное с ним малое число газозаправочных станций. На Уфу с ее почти четырехсоттысячным парком автомобилей их всего 12, а на всю республику - около 100. Отчасти это также связано с весьма жесткими требования к размещению АГЗС, например, они должны быть на 1,5-4 километра удалены от объектов инфраструктуры, что довольно затруднительно в городских условиях.
Экономная экология
Программа перевода транспорта на газ, впервые принятая в Уфе еще в 2001 году, пока может похвастаться лишь весьма скромными результатами. Впрочем, такая ситуация характерна для городов всей страны. По уровню газификации автопарка Россия находится на одном из последних мест, в два раза уступая даже Украине. Сдвинуть вопрос с мертвой точки может Федеральный закон «Об использовании газомоторного топлива», проект которого был внесен в Госдуму в конце прошлого года. В нем впервые сделана реальная попытка прописать конкретные меры стимулирования перехода на газ. В качестве таких мер предлагается регулирование доли газа в топливном балансе для государственных и муниципальных нужд, упрощение порядка размещения АГЗС, запрет на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки оборудования для заправки «голубым топливом», а также предоставление госгарантий и бюджетных кредитов для профильных муниципальных программ.
Свой вклад в дело снижения выбросов вне зависимости от сроков принятия закона могут внести и заинтересованные коммерческие компании. В прошлом году «Газпром трансгаз Уфа» и Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ подписали резолюцию о совместных действиях в целях перевода общественного автотранспорта на наиболее безопасный природный газ - метан. По данным СМИ, компания планирует модернизировать сеть метановых АГЗС и расширить ее. Сейчас из 11 заправочных станций лишь две располагаются в Уфе. К 2014 году в столице могут появиться еще две новых заправки, а остальные реконструированы.
Пока же «Башавтотранс» использует автобусы с дизельными двигателями, правда, отвечающими стандартам «Евро-3». Но, к примеру, в Казани с прошлого года ездит первый в стране автобус «НефАЗ» со специализированным двигателем на сжатом природном газе (метане), выхлоп которого соответствует самому строгому на сегодня экологическому стандарту «Евро-5». Широкое распространение нового транспорта, как и у нас, сдерживает малое число заправочных станций, ориентированных на метан, - в столице Татарстана их всего 3.
Но эта проблема разрешима. При содействии федеральных и местных властей газовые компании и перевозчики готовы вкладываться в программу перевода парка на новое топливо - экономия позволяет относительно быстро отбить все затраты и существенно снизить расходы на эксплуатацию.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг