|
РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" Между строк
Когда-то мы были самой читающей страной в мире. Теперь, по данным ВЦИОМ, каждый россиянин читает по 16 изданий в год. В неделю за книгой мы проводим 7 часов и 6 минут. Больше всего читают в Индии (10 часов 45 минут), Таиланде (9 часов 24 минуты), в Китае (8 часов). Также впереди нас - Филиппины, Египет и Чехия. Зато россияне читают больше, чем во Франции (6 часов 54 минуты), Германии и США (в обеих странах читают 5 часов 42 минуты в неделю). Из развитых стран менее всего востребованы книги в Японии. Среднестатистический гражданин уделяет им всего 4 часа в неделю. С каждым годом время, проведенное за книгами, сокращается, есть много пессимистов, которые уверены: скоро книги уйдут в прошлое, уступив место электронным версиям. Так ли это? Сегодня журнал «Уфа» разбирается в книжном рынке столицы.
Вопросы оборота Только 7 процентов россиян за последние три месяца покупали книги. Такие данные приводит «Всероссийский центр общественного мнения». 77 процентов горожан в книжные лавки даже не заходили. Неудивительно, что при такой статистике книжный бизнес относится к числу рискованных и довольно затратных. Однако в Уфе он развит довольно неплохо. У нас есть и представительства федеральных сетей («Азбука», «Читай-город», «Библиосфера»), и собственные («Эдвис», «Планета»), существуют и несетевые магазины (например, «Знание»). Интересный момент: все книжные магазины занимают довольно обширные площади на первых этажах домов по красной линии. В торговых центрах арендует помещения только «Азбука», но и там под стеллажи выделены десятки квадратных метров. И это несмотря на высокую арендную плату. Причина вовсе не в том, что магазинам некуда девать деньги: только огромный ассортимент может позволить выжить такому предприятию. Вкусы-то у всех разные. Несколько лет назад помещение на первом этаже девятиэтажки на Зорге, где находилась всем известная «Академкнига», перешло к фирме «Ветна». Площадь книжного зала новые владельцы поделили на две части, в одной сделали аквариумный центр, во второй - оставили книжный. Однако места было так мало, что ассортимент получился более чем скромный: учебники, несколько методичек, сборники рецептов и пара серий детективных романов. Покупатель не пошел, и со временем помещение полностью перепрофилировали под зоомагазин. Еще одна особенность - сроки продажи товаров. Если в продуктовом магазине хлеб принято раскупать еще тепленьким, в бутиках одежды и обуви коллекция актуальна месяца три, а потом ее продают со скидкой, то в книжном деле ситуация совершенно иная. На полках любого магазина продаются книги, которые изданы два-три года назад, а то и раньше. Распродажи, конечно, тоже есть: на полках со скидкой можно приобрести издания 2006-2007 годов, а то и более ранних. В торговле есть два типа договоров с поставщиками. В первом случае магазин выкупает партию товара по оптовой цене, во втором – оплата следует после продажи продукции. В Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство крупнейших издательств, книжные магазины предпочитают вторую схему, позволяющую вернуть книги, которые залеживаются на прилавках. В регионах поставщики чаще всего стремятся сделать магазин собственником продаваемых товаров. Наценка совсем невелика, поэтому любая скидка фактически означает, что издание продается в убыток. О столпах литературы С начала года российские издательства выпустили более 59 тысяч книг и брошюр общим тиражом почти 259 миллионов экземпляров. Из них более 98 миллионов пришлись на учебники. Большая часть таких книг отправилась в школы и вузы, но и в магазинах партии учебников считают по тысячам. - Благодаря хорошему бюджетному финансированию большинство книг ребята получают в школе, - рассказывает Управляющий директор сипайловского магазина «Эдвис» Мария Дорина. - Но контурные карты, прописи, рабочие тетради родители приобретают сами. Случается и такое, что в течение учебного года дети теряют учебники, и тогда приходится покупать книги за свой счет. Мария Дорина объясняет: помимо собственно учебника и рабочей тетради, есть еще экспериментальные пособия, а также многочисленные справочники, энциклопедии. Все это интересно не только круглым отличникам. Сейчас тенденция такова, что практически каждый ученик участвует в олимпиадах, викторинах, научных конференциях, а, значит, родители стремятся купить максимум литературы для дополнительного образования. - В этом году лидерами продаж стали книги с описанием научных опытов, экспериментов, - говорит Мария Дорина. Второй столп, на котором держится отечественное книгоиздательство, - детская литература (с начала года выпущено более 45 миллионов томов). По данным Российской книжной палаты, самым издаваемым автором стал Корней Чуковский. В 2013-м разные издательства 75 раз обращались к его произведениям, общий тираж превысил миллион экземпляров. На втором месте - Маляренко, на третьем - Астрид Линдгрен. В числе самых издаваемых авторов - Носов, Шарль Перро, братья Гримм. Есть даже Лев Толстой (его выпустили тиражом 188 тысяч экземпляров). Такое количество классики в книжном рейтинге вполне объяснимо: сами дети редко выступают покупателями книг, а родители стараются приобрести ребенку книги, проверенные временем. С сентября прошлого года все фильмы, телепрограммы и даже газеты с журналами получили возрастную маркировку. В книжном деле революции не произошло. Мария Дорина напоминает, что в любой книге всегда была информация, на кого она ориентирована. Строчка «Для самых маленьких читателей» может быть синонимична маркировке «0+». Бывают еще пометки «Для младшего школьного возраста», «Для старшеклассников и взрослых», «Для широкого круга читателей». Если в кино дети издавна стремились показаться нарочито взрослыми, чтобы попасть на ленты «От шестнадцати и старше», то с книгами своя специфика. Маркировка «Для старшеклассников и взрослых» не означает, что на страницах кто-нибудь целуется или действует банда серийных преступников. Сама подача подразумевает, что читатель освоил школьную программу, много знает об окружающем мире. Нередко родители, для которых их ребенок всегда самый умный и талантливый, приобретают своим детям книги слишком сложные, что называется, «не по возрасту». Мария Дорина советует не забегать вперед. Детские книги составляются совместно с психологами, педагогами. Такие специалисты могут представить, каким ребенок видит мир, что он может воспринять, а что ему еще рановато. - Также стоит обращать внимание на иллюстрации, - советует Мария Дорина. - Они играют важную роль в развитии воображения. Есть признанные художники-иллюстраторы - Владимир Сутеев, Ювеналий Коровин, Леонид Владимирский. В книгах, оформленных этими авторами, сказочные герои как будто оживают. У самой Марии двое детей. - Сейчас читаем с дочками веселую повесть-сказку Турбьерна «Люди и разбойники из Кардамона». Очень добрая, интересная повесть, - говорит Мария. 50 оттенков вкуса Если учебники в магазины поступают тысячами, детские книги - сотнями, то каждое художественное произведение магазин берет из расчета 10-15. Поэтому и тиражи в этом сегменте относительно скромные. С начала года художественной литературы от классики до современности выпущен 41 миллион экземпляров. Больше всего наши люди читают детективы. Их, по данным книжной палаты, было издано 9 миллионов томов. Немалая роль в этом принадлежит Дарье Донцовой. Только эту писательницу издали и переиздали с начала года тиражом более 1,6 миллиона экземпляров. Это самая высокая цифра по стране, на втором месте Конан Дойль (650 тысяч томов), на третьем - Татьяна Устинова (510 тысяч). В двадцатке самых-самых из классиков присутствует Агата Кристи (410 тысяч экземпляров), Жорж Сименон (289 тысяч). Авторов, которых принято считать серьезными и сложными, в списке, увы, нет. Справедливости ради стоит отметить, что в рейтинге книг, которые выставляют на полках с бестселлерами, Донцова тоже есть, но новый роман писательницы «Добрый доктор Айбандит» занимает там лишь 36-е место. Лидером же является роман Э.Л. Джеймс «50 оттенков серого». В мире продано 15 миллионов экземпляров этой книги, тираж в России составляет 30 тысяч томов. Роман о женщинах, о семейных проблемах, в общем, о том, что касается каждой россиянки. Неудивительно, что еще одна книга этой же писательницы «На 50 оттенков темнее» находится в списке бестселлеров на 4-м месте, а «50 оттенков свободы» - на 10-м. В десятке есть Павел Санаев, Людмила Улицкая, два романа Бориса Акунина. Интересный момент: классика оказывается на полках бестселлеров в основном после экранизации. Яркий пример – «Великий Гэтсби» Фицджеральда. Роман был написан еще в 1925 году, его издавали в России в сериях классики. Перед выходом фильма с Леонардо Ди Каприо «Азбука» переиздала Гэтсби еще раз, обложка была выполнена в стиле афиши ленты. Еще несколько издательств, специализирующихся на выпусках серий классических произведений, незадолго до премьеры представили читателям томики с «Великим Гэтсби» в покетбуках. «Отверженные» Виктора Гюго только на 60-й позиции рейтинга, неудивительно, ведь с момента выхода мюзикла на экраны прошло более полугода. Кстати, покетбук от издательства «Азбука» выполнен в сокращенной версии. И все-таки, в перечне бестселлеров в независимости от всяких кинолент и премьер стоят «Над пропастью во ржи» Сэлинджера (48-е место), «100 лет одиночества» Маркеса (64-е) и «Лолита» Набокова (68-е). Цена и качество В среднем книга (а ею может считаться издание, в котором более 48 страниц) стоит 300 рублей. Конечно, есть и подарочные издания, цена которых переваливает за тысячу, стоят на полках и покетбуки. И число книг в мягкой обложке с каждым годом все увеличивается. Читатель все реже готов платить за переплет, сейчас в жесткой обложке выпускается только 32 процента от всех книг. Неудивительно, ведь расходы на изготовление книги занимают львиную долю от ее стоимости. Напечатать книгу - целая наука. Требуются бумага, краска, переплет. Есть правило: чем выше тираж, тем дешевле себестоимость каждого экземпляра. Но в секторе художественной литературы (не считая Донцовой) тиражи падают. 42 процента от всех наименований книг в стране выпущены тиражом до 500 экземпляров. Так издают совсем начинающих писателей, поэтов, а также научные сборники. Большинство художественных произведений признанных авторов выпускаются тиражом 2-3 тысячи экземпляров. При таком раскладе затраты на типографию довольно большие, а ведь нужно еще развезти эти книги по всей стране, мелкими партиями раздать в каждый город. А еще заплатить гонорар автору. Сейчас издательств много, и конкуренция между ними довольно жесткая, поэтому цены они стараются сделать как можно ниже. При этом нужно еще соблюдать все стандарты. - Каждая книга должна быть сертифицирована, - объясняет Мария Дорина. - Сертификаты предоставляют издательства и ежегодно их обновляют. Контроль ведется и в самом книжном магазине. Особенно это касается детской литературы, менеджеры следят, чтобы не было запаха краски или клея, а сама детская книга была легкой, имела закругленные края. Не в сети, или О минусах глобализации Итак, положение сложное, а потому и книжные магазины, и издательства берут курс на рост числа точек, большие тиражи. Только это гарантирует стабильность. По идее, в выигрыше должен остаться и читатель, ведь он получает довольно разнообразный выбор и настолько дешево, насколько это возможно. Но… - В типичных книжных магазинах есть далеко не все, - утверждает Роман Платонов. Он собирается открыть в Уфе альтернативный книжный магазин и уверен – покупатели будут. - Мы живем в эпоху больших предприятий, - говорит он. - Издательства объединяются, бывает, что и поглощаются одно другим. Но есть и мелкие, которые продолжают выпускать литературу тиражом 500 или 1000 экземпляров, но она остается невостребованной гигантами бизнеса. А зря. Если крупные издательства выпускают литературу, что называется, массового спроса, то мелкие выбирают нон-фикшн, научную литературу или альтернативные романы. Со специализированной научной литературой в Уфе сложно. Действительно, редкий сетевой магазин возьмет на себя смелость заказывать монографию по эволюции беспозвоночных в средней полосе России. Одна-две книги, может, и найдут своего читателя, но вот оставшиеся 13 так и будут лежать на полках. - Из-за этого мы получили ситуацию, когда в книжных магазинах можно найти произведения мэтров той или иной области науки, но монографии молодых ученых, прорывные открытия остаются за кадром, - считает Роман. До перестройки научный голод утоляли по всей стране магазины «Академкниги», но сейчас спрос на такую литературу упал, и магазины закрываются. Второе направление альтернативных книжных - подарочные детские издания. Роман держит в руках издание «Алиса в стране чудес». Книга выпущена в 2012 году, но выглядит как антикварная. Бумага не белая, а цвета слоновой кости, она как бы имитирует выцветание. Рисунки на каждой странице. Для книги предусмотрен футляр, чтобы страницы не мялись. В целом издание выглядит почти как произведение искусства. Правда, и стоит больше 1000 рублей. - До революции книги коллекционировали, - говорит Роман. – Особой популярностью пользовались детские издания. Такие книги не дашь на растерзание детям, они разрисуют, помнут. Но они могут стать украшением семейной библиотеки, передаваться из поколения в поколение. И опять же, сетевые магазины вряд ли возьмут такие издания на реализацию: слишком дорого. А в альтернативных книжных на реализацию берут всего 3-5 одинаковых книг, и там редкие и дорогие издания вполне могут раскупить. Еще один вид книг, которых в Уфе попросту нет, - графические романы. Это не комиксы, но текста в них практически нет. Только иллюстрации, выполненные с большим изяществом. - В России графические романы никто не пишет, в Санкт-Петербурге есть одно небольшое издательство, взявшееся выпускать переводы западных произведений, - рассказывает Роман Платонов. – Если учитывать, что на каждой странице идет полноцветная печать и используется мелованная бумага, то себестоимость такого издания получается довольно высокой. Роман уверен, что, появись в Уфе такие нестандартные книги, спрос на них будет даже несмотря на ценник. - В Уфе шоколадные зайцы продаются по 500 рублей за штуку, думаю, найдутся люди, готовые вместо них купить книгу, - говорит он. …Ну а пока книжные магазины столицы ищут дополнительные варианты по привлечению покупателей. В каждом из них есть большой отдел канцтоваров, многие стали делать и полки с развивающими играми. Но нам еще далеко до Питера, где в сети «Буквоед» стали продавать орехи и шоколадные конфеты. Между тем уфимские продуктовые супермаркеты все чаще выделяют места под книжные полки, они есть даже в моллах. В основном речь идет о серийных изданиях с тиражом 20 и более тысяч экземпляров. Издатели делают ставку на классику и популярную современную литературу. Так что в тележках между кефиром и апельсинами может затесаться новый роман Донцовой. Наверное, и в этом есть свой плюс. Существует странный закон жизни: если какое-то явление оказывается как бы выдернутым из массового спроса, то оно автоматически оказывается окруженным таким романтическим ореолом подполья, полузапрета, тайны. В такой ситуации сейчас оказался весь нон-фикшн, а говоря по-русски, научно-популярная литература. Подростки, жаждущие перемен, все реже выбирают саги о вампирах и прочий книжный спам и ищут книги по естествознанию или философии, ведь это - редкость, почти экзотика, а, значит, заведомо в тренде.
Рита ЛЕСНАЯ |
|
|