РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Идеям стены не нужны
Весна. В университете обычная суета – студенты готовятся к сессии. Кажется, так было и будет всегда, но многое меняется и здесь. Об этом наша беседа с доцентом факультета математики и информационных технологий БГУ, кандидатом физико-математических наук Шамилем Цыгановым.
-Как вы относитесь к реформам? - Образование - одна из сторон жизни, которую, как известно, нельзя регламентировать сверху, а это именно то, что сейчас и происходит. - Вы входите в республиканскую комиссию Единого государственного экзамена, но в то же время критикуете эту систему оценки знаний. - В глобальном процессе, каковым является ЕГЭ, обязательно будут отрицательные и положительные стороны. Важно сохранить баланс, чтобы плюсов было все-таки больше. Моя твердая позиция - альтернативы ЕГЭ нет. Так что давайте совершенствовать то, что есть. - Ваши коллеги, занимаясь научным творчеством, получают гранты? - Безусловно. Такова стандартная система в науке и даже обязательное требование к преподавателям. От чего зависит и наше финансирование. Считаю это очень правильным. Одно дело, когда ты получал зарплату, не показывая результат, а другое – за реальный проект. - Есть ли у вас интересные идеи? - То, чем занимаюсь в последнее время, относится к педагогической науке. С тех пор, как два года назад написал и издал в соавторстве с академиком Башмаковым очередной учебник, окунулся в текущую жизнь университета и сделал для себя немало выводов. - Поделитесь. - Как любое высшее учебное заведение, мы обязаны проходить процедуру аттестации. Процесс очень хлопотный, отнимает немало времени и сил, но самое интересное, стало ясно, что для высшего образования наступают нелегкие времена, и поле становится очень конкурентным, где действительно нужно бороться за абитуриента, за выпускника. Существующая же у нас система образования, конечно, во многом архаична (она уступает столичным вузам, не говоря уже о западных), и отставание измеряется годами. - Что нужно изменить прежде всего? - Наше образование по настоящему изменится, когда «придут» компьютеры и информационные технологии. Что такое лекция сегодня? На самом деле ситуация смодулирована экономическими причинами, когда есть преподаватель и только у него есть лекции, книги, которые только он и может предложить студентам. Собственно говоря, они ограничены тем, что им предлагают. Но эти лекции уже окажутся не нужны, если информация будет доступна, причем любая. Достаточно зайти в Интернет, и можно послушать московских, санкт-петербургских, новосибирских преподавателей, а если владеешь английским, то и западных – преподавателей Кембриджа, Оксфорда. Идея перевести все обучение в электронную форму принадлежит основателю корпорации Apple Стиву Джобсу. Он оставил человечеству этот проект, который всем открывает доступ к знаниям. Было бы желание! Данная система предполагает, что любой преподаватель любого вуза может выкладывать свои учебные материалы, лекции в бесплатный ресурс. Это уже распространено, особенно в Америке. Скажу больше, там появились вузы, в которых без айфона невозможно учиться. И его наличие входит в обязательное условие обучения. Про такой ресурс у нас пока мало кто знает. До недавнего времени на нем нельзя было размещать русскоязычные лекции, сейчас можно, и я собираюсь поступить так же. - Не допускаете мысли, что тогда ваши лекции сможет выдать за свои кто угодно? - В науке популярна присказка, что мы с нашими новыми теориями стоим на плечах Титанов прошлого – Архимеда, Ньютона, Эйнштейна. Делить на «твое-мое» часто просто невозможно. Сидеть, как собака на сене, и никому не давать свои лекции – нонсенс, и для настоящего ученого не приемлемо. - При такой системе вузу не нужны ни аудитории, ни классы, получается университет без стен. - Я не фантаст, но, по-моему, к тому все идет. Уверен, что через несколько лет станет обычным, что школьники, студенты свои работы, сочинения, контрольные будут отправлять преподавателю по электронной почте. - Что уже происходит. Но может ли это заменить живое общение? - Конечно, нет, просто примет другие формы. - Дипломы тоже будут не нужны? - Что вы! Как же иначе докажешь свою состоятельность, что достиг определенного уровня квалификации? Защита диплома, своего проекта, как и сам документ об образовании, необходимы. - Как вы оцениваете сегодняшних студентов? Что движет ими «грызть гранит науки»? - Иметь высшее образование престижно – так было и так остается. Но всегда внушают уважение те, кому учиться интересно, кто хочет найти себя в науке. Увы, многие молодые головы сейчас забиты ненужной информацией, но, безусловно, есть талантливые, кто идет в научную сферу не ради золотого тельца. - Понятия наука и бизнес совместимы? - Вообще нет. - А как же пример Билла Гейтса? - Он просто успешный менеджер, продвигающий свой бренд на мировом рынке, но к науке это не имеет отношения. - Недавно посмотрела фильм «Суррогаты». Смысл в том, что люди будущего создали роботы, которые все делали за них – не только работали, но и ходили на свидания, встречались с себе подобными. Итог был печальным. - Если человечество будет продолжать развивать робототехнику, то так и будет. Представьте, что появятся машины с интеллектом, превосходящим человеческий? Тут же найдется сумасшедший, который вложит в нее программу на размножение себе подобных с последующим уничтожением населения планеты. Так что мы рискуем. Но остановить прогресс невозможно. Информационные технологии развиваются стремительно. И если действительно размышлять с вселенским размахом, то ничего страшного в замене белковой формы жизни на кремниевую я не вижу…
Лилия ЗИМИНА |