РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"Поцеловать родные лужи
Выражение «картина мира» не случайно – она состоит из множества мазков-стран, ярких и нежно-пастельных, созданных широкими мазками или скупыми, точными штрихами. В этом богатстве палитры Башкортостан, никогда не оставаясь в одной застывшей гамме, претендует на особую ипостась.
Начиная с наскальных рисунков Шульган-Таша и восходя к современным течениям, изобразительное искусство республики отображает образы древней и традиционной культуры края, его историю, фольклор, миропонимание. Пронзительные портреты первого профессионального художника Касима Давлеткильдеева, импрессионистические пейзажи Александра Тюлькина, наполненные внутренним поиском герои полотен Ахмата Лутфуллина, буйство цвета в картинах Бориса Домашникова и Александра Бурзянцева, строгая геометрия натюрмортов Адии Ситдиковой, жизнеутверждающие скульптурные композиции Тамары Нечаевой…И мэтр кубофутуризма Давид Бурлюк, пребывание которого открыло горизонты новых направлений и техник письма. Первая же коллекция в Уфе началась с выдающегося художника Михаила Нестерова, который в 1913 году подарил городу более ста работ известных живописцев, среди которых большую часть составляли его собственные картины.
Сергей Краснов: зрителя больше интересует сам художник Живописец. Народный художник РБ, действительный член Российской Академии художеств. Произведения хранятся в Третьяковской галерее, БГХМ им. М.В.Нестерова, Дирекции выставок СХ РФ (Москва), Русском музее в изгнании (Монжерон, Франция), Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США), в частных собраниях в России и за рубежом.
- Вы знаете, определить, из какой страны художник, очень легко, потому что есть характерные черты. Например, французские – домашние, камерные, что называется, для себя; итальянцы насквозь пропитаны религией; у немцев – что-то глубинное, идущее изнутри; у испанцев – мистика. У русских же такой черты нет. Мы – единственная нация, которая в художественном аспекте постоянно меняется, реагирует на все изменения в мире, на каждое движение. Отчасти это связано с молодостью нашей, российской, цивилизации. Я очень люблю художников XX века и назвал бы этот период новым Возрождением. Именно тогда мы отошли от некоторых штампов. Зрителя стал больше интересовать сам художник, а не то, что он пишет. Сегодня многие начинают с реализма, а потом отходят от этого. Ведь художник пробивает свое окно в мир, совсем другой, не тот, который здесь. У него нет таких законов, которые есть у физика – здесь все может быть ровно наоборот. Поэтому интересно узнавать, как конкретный человек видит этот мир. Может, он прав в своем видении?
Айрат Терегулов: искусство - это частица твоей жизни График, живописец. Заслуженный художник РФ и РБ. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, МСИ, БГХМ им. М.В. Нестерова, Фонде «Spase group of Korea» (Сеул), Тама Арт Университете (Токио), Национальной Королевской библиотеке (Копенгаген, Дания) и др. зарубежных музеях.
- На международных выставках с первого взгляда определяю – это из СССР. В работах наших соотечественников и представителей бывших соседей – украинцев, белорусов, казахов, помимо одной школы рисования чувствуется сходное отношение к жизни, сюжету, выражению чувств. Все-таки у нас один менталитет, который складывался столетиями. Творчество, как и сама жизнь, заставляют двигаться вперед, искать новые формы самовыражения. Если в картине есть узнаваемые фигуры, будь то человек, элементы пейзажа, интерьера или натюрморта, – я ее отношу к реализму. Вещи беспредметные основаны на эмоциях, это чистая игра с формой, светом, цветом, ритмом. Хотя законы, по которым они создаются, идентичны. Сейчас работаю над иллюстрациями к эпосу «Акбузат». Погружение в далекие времена еще раз заставляет понять, что в этом мире все уже было. Основные эмоции были пережиты и талантливо описаны человечеством много раз. И только если художник привносит в произведение частичку себя, тогда можно говорить об искусстве.
Расих Ахметвалиев: круговорот творчества Живописец. Заслуженный художник РБ, член Maison des Artistes (France). Произведения хранятся в Третьяковке, БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Новосибирском ГХМ, Музее Тулуза Лотрека (Париж, Франция), Лондонской Академии искусств (Англия) и других заведениях.
- Как книга должна быть продолжени ем всех книг, фильм - наследием кинематографа, так и живопись освящена достижениями прошлого. Меня в башкирском искусстве подкупает богатство палитры, декоративность, радость созерцания обыденных вещей. Когда я жил вдали от Родины, особенно отчетливо увидел со стороны нашу самобытность, искренность. Если ты понял что-то главное, то где бы ты ни был, твоя сущность останется с тобой. Меняется время года, деревья сбрасывают листву, становятся черно-белыми, все эти перемены проецируются на духовный опыт художника и передаются опосредованным способом. Бесконечное обновление, круговорот вещей в природе, лица и события становятся колесом творчества, которое никогда не останавливается.
Ляля Галеева: объединяя человечество Живописец, керамист. Член президиума общества башкиро-индийской дружбы. Работы находятся в БГХМ, галереях «Мирас», «Урал», а также в других собраниях в России и за рубежом.
- Мы с мужем долго путешествовали по Индии, меня приглашали преподавать в Институте Сарасвати, но постоянно тянуло на родину. Когда приехала в Уфу, захотелось даже целовать лужи. Здесь живется и творится в гармонии с собой. По моему мнению, Уфа - один из самых талантливых городов и феноменален по представленности преданных своему делу художников. Кто-то из астрологов даже сказал, что звезды расположились так, что именно на этой земле рождается столько одухотворенных людей. Сейчас в моде клиповое мышление, ход эволюции нельзя остановить, но тем не менее у нас сохранилась классическая школа, где меньше искусственности, больше идет от сердца, чем от ума. Есть нечто, объединяющее всех людей, поисками чего заняты художники, как кладоискатели – чаши Грааля. Это поиски духа, которые в моем творчестве переводятся в знаковые символы. Один из циклов работ посвящен изображению лиц, типажей – таким способом метафизически я объединяю человечество.
Фирдант Нуриахметов: завоевание пространства Скульптор. Заслуженный художник РБ. Произведения представлены в Третьяковке, Государственном русском музее, БГХМ им. М.В. Нестерова, ГМИИ РТ (Казань), Рязанском государственном областном ХМ им. И.П. Пожалостина, других музеях и зарубежных коллекциях.
- Всегда с интересом наблюдаю, как в международных проектах встречаются разные культуры, в результате чего получающие новый импульс своему развитию. Все же европейское искусство больше отличает материальность, удивление происходящим, тогда как у нас сильна внутренняя этическая позиция. Наш художник всегда в поиске нового, тем более скульптор. Любой смысл пластической культуры – это завоевание пространства. Красота изваяния зависит не от его внешнего выражения, а от сюжета, внутреннего содержания. Даже если постоянно вытачивать шары, и то они будут разными не только по весу, рисунку, но и энергетике, которая перелилась из рук скульптора в момент работы над ним.
Талгат Масалимов: общность и индивидуальность График, живописец. Заслуженный художник РБ. Работы находятся в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова, ГМИИ РТ (Казань), Новосибирском ГХМ, Калининградской ГХГ.
- Благодаря нашим классикам башкирская изобразительная школа признана одной из ярких и самобытных в стране. К тому же они были хорошими педагогами, что обеспечило прямую преемственность поколений в дружеском общении, совместных творческих пленэрах. Сохраняя все ценное, что представляет собой башкирская школа, в то же время современные художники республики отличаются индивидуальным взглядом на мир, своим почерком. Сама культура республики вдохновляет на поиски новых форм, направлений, стилей. Для меня детство, прошедшее в деревне, - неиссякаемый источник творчества. В тех впечатлениях, воспоминаниях есть все: сказки бабушки, наброшенное на подушки вышитое покрывало, скрипучий журавль, хранящий тайну колодца, песни, напеваемые за нескончаемой женской работой.
Михаил Назаров: дыхание земли Живописец. Заслуженный художник РБ. Произведения хранятся в Третьяковке, Музее современного искусства, БГХМ им. М.В. Нестерова и др. музеях.
- Общение с великими художниками дает многое. В свое время поговорить с Тюлькиным для меня было как в церковь сходить, причаститься. Творчество должно отражать правду. Мир прекрасен, поскольку тебе сейчас хорошо, но где-то затонул корабль, раздаются выстрелы... Нужно понимать, что красота и красивость - это абсолютно разные вещи. Главным в моих картинах становится бытийное и эмоциональное пространство, окружающие образы. Меня вдохновляют не конкретные события, а природа, деревня. Я до 75 лет косил - это удивительное ощущение, когда работаешь в поле и чувствуешь дыхание деревьев, глаза зверя, глядящего на тебя из глубины леса. Откуда мы приходим – туда и возвращаемся. Художник это понимает, как никто другой…
Зиля БАДРИЕВА |