РУБРИКА "МУЖСКИЕ ИГРЫ"Яркая индивидуальность
Отмыв автомобиль от толстого слоя весенней грязи, как-то сразу замечаешь однообразность его облика. Если у вас есть желание и немного денег, самое время заняться тюнингом - приведением внешности автомобиля в соответствие со вкусом владельца.
Мало кто знает, что первая попытка придать технике неординарный внешний вид имела место не в каком-нибудь продвинутом американском автоклубе, а над полями сражений Первой мировой. Пионерами "тюнинга" можно считать немецких лётчиков-истребителей. Свои самолёты они разрисовывали так, что противник окрестил их "летающим цирком". На истребителе известного лётчика Эрнста Удета присутствовала палитра из 34 цветов! А лучший германский ас Манфред фон Рихтгофен прославился тем, что покрасил свой "Фоккер" в ярко-красный цвет, за что получил прозвище "красный барон". С небес на землю тюнинг спустился лишь полвека назад. Причём наибольшее распространение он получил в России и США, почти не затронув старушку Европу. Но если американцы могли свободно обвешивать свои "Форды" и "Шевроле" всевозможными "наворотами", которые в изобилии лежали на прилавках магазинов, то у нас ничего подобного просто не было. Приходилось изворачиваться. Ведь машина частника была тогда предметом почти религиозного поклонения. Вот и чесались руки у людей изукрасить такую драгоценность максимально. Одним из первых самодельных украшений стали занавесочки на окна. Изнутри припаивались два металлических стержня по верху и низу окна, на них надевалась сшитая дома занавесочка - и готово. Обычай начисто исчез в середине шестидесятых, когда ГАИ занавески просто запретило. По мнению автоинспекторов, они мешали водителю видеть обстановку. Наряду с занавесками в конце шестидесятых появился и другой элемент тюнинга по-советски - разноцветные плексигласовые головки на рычаг переключения скоростей. В какой-то момент пошла мода ставить на капот пластмассовую прозрачную бабочку, как бы раскрывшую крылья с целью подтормозить движение машины. Про бабочку говорили, что она еще и полезна - рассекает идущий на ветровое стекло поток воздуха, отбрасывая в стороны пыль, насекомых. Такие вот были предрассудки. Чуть позже где-то на юге наладилось производство изукрашенных колпаков на колеса - с расходящимися металлическими лучами. Стоили они очень дорого. Комплект - вдесятеро дороже, чем обычный. Но купить все равно было сложно. Наиболее выразительным элементом современного автотюнинга считается аэродинамический обвес. Принцип действия - тот же, что и у крыла самолёта. Но если в небе крыло призвано создавать подъёмную силу, на земле наоборот - максимально прижать автомобиль к дороге, обеспечив безопасную езду на больших скоростях. Современный рынок предлагает покупателям целый ряд различных по форме и назначению элементов обвеса. Антикрылья, установленные на багажнике или на крыше автомобиля, прижимают к земле задние колёса. Их форма и размеры подбираются в соответствии с геометрией автомобиля и общим стилем. В основном они нерегулируемые, из пластика. Однако в последнее время популярны высокие антикрылья с регулировкой угла атаки, алюминиевые или карбоновые. Обвес переднего бампера прижимает передок автомобиля набегающим потоком воздуха, обвес порогов предотвращает боковые завихрения, а пластиковые зализы на заднем бампере исключают завихрения воздуха за машиной. Обвес может быть также изготовлен для декоративной отделки воздуховодов охлаждения систем автомобиля. Другой популярный и относительно недорогой способ выделиться из толпы - аэрография - нанесение на кузов всевозможных рисунков. В принципе аэрографом можно достигнуть фотографического качества изображения, но тогда работа с художественной точки зрения, как правило, теряет смысл. Полёт вашей творческой фантазии в аэрографии почти не ограничен. Например, можно заказать рисованную пасть тигра на капоте или дельфина, плывущего вдоль боковых дверей. Главное, чтобы после нанесения рисунков машина на 70% сохраняла свой первоначальный цвет и не имитировала окраску спецтранспорта.
При всей своей оригинальности рисунки и обвес всё же больше работают на зрителя. Между тем, существует особая категория водителей, для которых внешность - не главное. Для них важна динамика машины, возможность показать на трассе класс спортивной езды. Здесь начинается вторая разновидность тюнинга - апгрейд механической начинки автомобиля. Пожалуй, первое, что приходит на ум - форсировать двигатель, насколько возможно увеличив его рабочий объём. Но прежде чем пойти на сей смелый шаг, не торопясь, взвесьте все "за" и "против". Форсированный движок становится чрезвычайно прожорлив, сильно греется летом и плохо заводится зимой. Но главное, увеличение мощности резко снижает его ресурс - стандартные детали просто не рассчитаны на повышенную нагрузку. Альтернативный способ повышения мощности - турбонаддув. Турбина увеличивает плотность воздуха, поступающего в двигатель, что способствует лучшему сжиганию топлива. Чем больше сгорит бензина, тем большую мощность разовьёт мотор. Для двигателя без турбонаддува наибольшее давление - атмосферное, то есть 1 бар или 14.5 psi. Турбонаддув позволяет поднять этот показатель в разы. Но бесконечно увеличивать давление нельзя. Если турбина "перерабатывает", возникает излишнее тепло - следствие усиленной работы, что может не только вывести её из строя, но и повредить двигатель. Поэтому злоупотреблять увеличением давления не нужно, типичные значения - от 8 до 12-14 psi. Несколько лишних лошадиных сил может дать установка специального глушителя. Большинство этих агрегатов - универсальные. Их можно подогнать на все без исключения автомобили определенного типа (питание, литраж, класс). Главное - определиться в предпочтениях - хотите ли вы вороненую сталь, никелировку или тусклый белый металл, один или два выхода, прямые, загнутые вверх или вниз трубы, с вылетом или без... И, конечно, звук. Но учтите: после того как глушитель приработается, тембр и тональность немного меняются. На некоторых сайтах размещены звуковые дорожки, на которых записаны "голоса" глушителей. Думаю, перед тем как совершить столь знаковую покупку, их стоит послушать.
Журнал "Уфа" // Алексей ФАТЫХОВ |