РУБРИКА "ПРЕМЬЕРА!"«А вас, комсорг, попрошу остаться»
Женька. К черту! До двадцати пяти лет молодость, а потом можно и воспоминания писать! И кто же это говорит? «Взрослая» сегодняшняя студентка, героиня эпохи перестроечного бунта? А вот и нет! Ударница-прядильщица, член лучшей комсомольской бригады, героиня пьесы Александра Володина «Фабричная девчонка» Женька Шульженко.
Самая живая, остроумная девушка из всей группы. Если честно, комсомолок я представляла другими. Такими, например, как комсогрупорг Леля Комелькова - серьезными, выполняющими все поручения старших товарищей. А вот теперь ей поручено написать в «Комсомольскую правду» статью «о девушке, которая относится легкомысленно, в общем, о моральном облике». И независимая Женька - подходящая кандидатура… Да, город Ленина вместе со всей страной готовился к встрече тридцать девятой годовщины Великого Октября, и в стране царил сплошной коммунизм. Все это в оттепельной пьесе показано довольно сатирически - чего только стоят одни ухаживания комсомольского вожака Бибичева («Что такая бледная? Иди на улицу, там кислород!»). Или лекция «Любовь. Брак. Семья»: «В капиталистическом обществе вся любовь сводится к влечению одного пола к другому…» Но все это, конечно, не мешает девушкам мечтать о любви. Автор выписывает четыре женских характера, и каждый по-своему привлекателен. У кокетливой Надюши есть жених, но уже хочется кого-то другого. Ирина собирается замуж за товарища из соцстраны, но все же заграницы - Болгарии. «Ведь если ты его любишь, то считаешь самым лучшим человеком. Так? А он почему-то вдруг любит тебя!» - озвучивает она дилемму всех застенчивых девушек. И «правильная» Леля знает о любви больше, чем говорит. У «самоуверенной» Женьки тоже есть своя тайна, и она о ней не кричит – прячет за напускной дерзостью, никогда не показывает своей боли. «С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться…» Видно, авторы тех песен, которые украсили спектакль и стали отдельным подарком для зрителей, действительно что-то знали о любви и жизни. В конце концов затравленная Женька уходит из общежития. А конфликт с коллективом или партией тогда обходился дорого. Показателен диалог Бибичева с вахтершей: человек на маленькой должности может себе позволить слегка насмехаться над начальством. Однако параллельно режиссер прочерчивает и линию дружбы. В конце концов государственный строй, начальство - внешние обстоятельства. Но если после четырех лет жизни в одной комнате нет подруг, готовых помочь, то это - приговор не только группе, но и всей фабрике. И стране, и даже миру.
Товарищ в красном платье Успех постановки создан прекрасной игрой всех актеров, невыразительных ролей здесь просто нет. А я решила побеседовать с исполнительницей роли Женьки Ларисой Капустиной, влившейся в труппу в этом году. - Вам нравится ваша героиня? - Очень. Женька как мотылек: порхает, порой раздражает, но когда она исчезает - жизнь становится скучнее. Она живой, свободный человек, в отличие от практически всех остальных персонажей. - Сегодня считается, что уверенность в себе (а верней, любовь к себе) - необходимое женщине качество. Здесь героиня довольно современна. Или нет? - Мне кажется, раньше отношение к женщине было другим. Пусть ее называли «товарищ» и прорабатывали на комсомольских собраниях, зато больше уважали, уступали место в транспорте. А сегодня - при всей якобы свободе, равноправии - внутренне мы все довольно зажаты. Готовясь к спектаклю, мы очень много перечитали и пересмотрели. Я изучала, в чем ходили, о чем думали… Кстати, это исторический факт: с 1953 по 1958 год в Москве и Ленинграде открылось немало магазинов одежды, было очень много красивых, ярких платьев. (А у нас пьеса про Ленинград). Поэтому и у нас в спектакле яркие наряды. Потом Хрущев запретил артельное предпринимательство, и новая мода сошла на нет. - Верите ли вы в женскую дружбу? - Верю и считаю, что эти девочки на самом деле – семья. Вместе на работе, вместе в общежитии. Тем более это много значит для Женьки, ведь у нее нет родных. - Можно многое простить подруге, но то, что сделала Леля… - Когда мама или бабушка хотят тебя вразумить, они могут сделать очень больно. Но все-таки Женька и Леля - лучшие подруги. В этой пьесе каждый получает свой урок, в том числе и Леля. «Мы слишком оберегаем личное пространство» Режиссер, сумевший через конфликт ушедшей эпохи сказать нечто важное нам и сегодня, уже знаком уфимскому зрителю по спектаклю «Преступление и наказание». Это доцент кафедры актерского мастерства ВГИКа, автор постановок в Москве, Екатеринбурге, Познани, Ханое, новый художественный руководитель Севастопольского драматического театра Григорий Лифанов. - Мне кажется, эта пьеса скорее антисоветская, - заявила я ему. - Не соглашусь с вами. Через нее проходит посыл: любите, берегите друг друга! А сейчас время диктует иные отношения: появилось очень много агрессии. Тогда люди были более уверены в завтрашнем дне, были добрее, потому что больше общались. Раньше мы недоумевали: как это на Западе неудобно пойти к соседке попросить, скажем, соли? А сегодня сами живем в таком мире: с соседями незнакомы. Появились компьютеры, айфоны, и мы слишком оберегаем свое личное пространство. Самым трудным было снять карикатурность, с которой молодые актеры изображали комсомол, заставить их полюбить то время: без этого пьесу хорошо не сыграть. Мы же просто с этим жили. А вообще здесь мне удалось поработать с одной из интереснейших в стране трупп. Есть актеры всех возрастов, и все они не простаивают, все «разогреты» - долго настраивать никого не надо. - Вы сказали, что современная драматургия вам нравится меньше… - Прочитаешь пьесу современного автора - и жить не хочется. Такое впечатление, что он вложил в нее все плохое, что только может быть. Правда, в начале 2000-х появилась Ольга Мухина. Но в целом я думаю: чтобы создать произведение о сегодняшнем дне, должны прийти драматурги, которые рассматривают его более отстраненно.
«Она была под юбкою герой» «Отказалась принять специфический женский удел и одевалась, сражалась и вела солдатскую жизнь наравне с мужчинами. Она пренебрежительно отвергала планы генералов и приводила их войска к победе на основании собственных планов. Неудивительно, что ее сожгли», - заключил Бернард Шоу. (То есть Жанна д’Арк была, кроме всего прочего, и первой феминисткой). В то время как король Карл VII ухаживал за Агнессой Сорель и уже готовился к изгнанию, молодая девушка, считая себя посланницей Бога, возглавила войско и сняла осаду Орлеана. Однако нашлись люди, усмотревшие в этом козни дьявола, Жанна же не может считать себя праведницей - ведь, вопреки обету, она полюбила бургундского рыцаря Лионеля… Романтическая драма Шиллера о ней была очень популярна в прогрессивных кругах российского общества, Мария Ермолова нередко читала монологи из нее на вечерах студенческой молодежи. Затем ею заинтересовался и Чайковский. 16 сентября Театр оперы и балета открылся премьерой оперы «Орлеанская дева». В партии Иоанны блистали Лариса Ахметова и прима из Екатеринбурга Надежда Бабинцева, Агнессу Сорель воплотили Резида Аминова и сопрано из Перми - Зарина Абаева, партию слабого, но благодарного короля Карла спели Артем Голубев и Сергей Сидоров, партию Лионеля – Эдуард Морозов (Пермь) и Ян Лейше, партию верного рыцаря Дюнуа - Владимир Копытов, ее отца Тибо - Раиль Кучуков. Высокие стены Орлеана, чертоги дворца, луг, где девушка услышала голоса святых, - все это создал на сцене художник из Германии Эрнст Гейдебрехт (а в сцене казни пригодились и новые возможности, появившиеся после реконструкции: Иоанна эффектно вознеслась на небо, а все проклинавшие ее опустились еще ниже). Драматизма всему происходящему добавили пластические сцены в духе современной хореографии (постановщик - Ольга Даукаева). - Это одна из вершин творчества Чайковского, она полна потрясающей лирической музыки, - считает дирижер-постановщик спектакля - художественный руководитель театра, лауреат «Золотой Маски» Валерий Платонов. - Можно было пригласить маститого режиссера и получить добротный спектакль. Но откровение случилось бы необязательно. Я очень рад, что пригласил Филиппа: чувствую его молодую дерзость. Есть много спектаклей, в которых персонажи переодеты в современные костюмы, но это не мешает им быть совершенно архаичными. Мне кажется, у нас получилась опера XXI века. Главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртии Филипп Разенков известен также своим видением «Аиды». Обновленная опера уже три года с успехом идет в его родном театре. - Сегодня я бы поставил ее по-другому, - считает он. - Есть вещи, которые с годами беспокоят все острее: желание быть любимыми, умение любить и бороться с тем ужасом, который нас окружает – неисчерпаемая тема. Жанна д’Арк - уникальная личность, она идет в самый мрак и побеждает его, не боится смерти. К сожалению, жизнь так устроена, что лучшие люди человечества часто оказываются в руках худших. Так в чем же современность оперы? Я увидела не сценическое воплощение героического эпизода Столетней войны, а историю любви к родине и абсолютной веры, возникшей практически из ниоткуда и всепобеждающей - среди обычных людей, отягощенных саном, должностью, предрассудками, желаниями. Но настоящая чистота не может считать сама себя «святой и чистой», правой во всем - потому Жанне и не защититься, не выжить в этом мире своекорыстия. В финальной сцене она стоит в клубах дыма, а толпа меняет жалость на злобное торжество: люди падки на зрелища и легко управляемы. А главное, будучи грешниками сами, не могут поверить в высокие чувства других.
Екатерина КЛИМОВИЧ |