ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Евразия: навстречу интеграции
Глава республики Рустэм Хамитов принял участие во встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова с руководителями регионов по вопросам евразий...

Прогноз стабилен
Агентство Standard & Poor`s вновь подтвердило стабильный прогноз Уфы в рейтинге кредитоспособности на уровне «ВВ-» по международной шкале и «ruAA-...

Инновациям - зеленый
22-24 марта на площадках ВДНХ-Экспо в рамках Российского промышленного форума прошло пять специализированных выставок: «Машиностроение», «Станки. Инст...

Чей двор лучше?
Столичная мэрия выступила с инициативой проведения нового общегородского конкурса на лучшее содержание придомовой территории многоквартирного дом...

«Сбросились» на подгузники
Депутаты городского Совета провели благотворительную акцию в детской клинической больнице №17. На собственные средства они закупили питание и подгузни...

Питание по-новому
С 1 апреля детские сады столицы республики перешли на аутсорсинг. Теперь питание будет организовывать специальный оператор.
Реформа коснется всех 2...


Черниковка хорошеет
В текущем году в рамках Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Уфимской агломерации запланирован ремонт 29 участков улично-дорожн...

Жи-ши - с буквой «И»
8 апреля в 13.00 начнется Международная образовательная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант».
Уже с 17 февраля проходили бесплатные ку...


Корона для Земфиры
17-летняя уфимка Земфира Байдавлетова стала обладательницей Гран-при конкурса красоты «Хылыукай-2017». Первая красавица республики получила в подарок ...

Такие взрослые куклы
21 марта Башкирский государственный театр кукол отметил 85 лет со дня образования.
От имени правительства и главы республики юбиляров поздравила м...


«Папа» уфимского джаза
Саксофонист Марат Юлдыбаев выступит 7 апреля в Башкирской государственной филармонии на ежегодном Международном джазовом фестивале «Розовая пантера». ...

Победил всех
Рапирист Тимур Сафин успешно выступил на Кубке мира по фехтованию-2017.
В финале турнира серии Гран-при в Лонг-Бич (США) он огорчил хозяина дорожки...


Забуксует ли «Локомотив»?
В начале апреля футболисты ФК «Уфа» проведут две встречи с московскими железнодорожниками.
1 апреля уфимцы в рамках 21-го тура российского чемпиона...


Ретрокалейдоскоп
775. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера.
140. 4 апреля 1877 г. в Бостоне ус...





     №4 (185)
     апрель 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Экологическая весна


Многие уфимцы хорошо помнят весну 1990 года, когда в столице Башкирии произошла масштабная техногенная катастрофа. Во время весеннего паводка фенол с территории завода «Химпром», специализировавшегося на производстве средств химической защиты растений, попал в реку Шугуровку, впадающую в Уфимку  выше южного водозабора. В результате от действия опасного химического вещества пострадало более 600 тысяч горожан, а чистую питьевую воду пришлось подвозить в город автоцистернами.
По словам экспертов, сегодня возможность повторения такой катастрофы исключена. «Химпром» фактически прекратил свою работу еще в начале 2000-х годов, а в 2004-м был объявлен банкротом. Сейчас основную проблему представляют накопленные ранее отходы и загрязнения. На момент закрытия предприятия основную опасность представляли 47 гектаров загрязненной территории, где до сих пор стоят бывшие производственные цеха, а также химические отходы, собранные в шламонакопителях.  
Для предотвращения попадания в реки загрязненных  вод с бывшей заводской территории на «Химпроме» есть локальные очистные сооружения (цех №41), собирающие поверхностные стоки со всей бывшей производственной территории. Механическая очистка идет в песколовках, после чего вода отстаивается и откачивается на биоочистку. Поскольку «Уфахимпром» является банкротом и не может оплачивать очистку сточных вод, цех №41 был передан уфимскому муниципалитету, а содержанием и обслуживанием очистных стало заниматься МУП «Специализированный центр «Защита».
В паводок, когда риск загрязнения рек значительно возрастает, за работой очистных ведется усиленное наблюдение. Для исключения перелива воды из резервуаров и шламонакопителей предусмотрена система перекачки в дополнительные емкости. В крайнем случае в дело вмешается городская «Служба спасения»: для откачки лишней воды на территории 41-го цеха установлен мощный насос.

Удвоенный контроль
Несмотря на снижение экологических рисков, весна, особенно в период таяния снегов, остается горячим временем для коммунальных служб, отвечающих за подачу питьевой воды населению. На время прохождения паводка число точек отбора проб воды в распределительной сети города возрастает с 25 до 40-45 в день. Периодичность контроля по приоритетным показателям и показателям технологического контроля увеличат в 3 раза. Для получения оперативных данных о возможном присутствии в водоисточнике и питьевой воде специфичных для нашего региона техногенных загрязнителей в Центре аналитического контроля МУП «Уфаводоканал» выполняется обзорный анализ более 300 наименований загрязнителей. Под особым контролем находятся такие вещества, как фенол, нефтепродукты, хлорированные углеводороды.
- Если судить по опыту прошлых лет, то за период половодья дополнительно к плану работы в штатном режиме выполняется около 15 тысяч анализов в 1700 пробах, - пояснил главный специалист Центра аналитического контроля качества воды МУП «Уфаводоканал» Игорь Мельницкий. -  Мы предпринимаем все необходимые меры для того, чтобы последствия паводка не отразились на качестве питьевого водоснабжения, хотя нужно сказать, что уровень загрязнения техногенными веществами сейчас заметно меньше, чем в советские годы. На это сказалось как общее уменьшение объемов производства, к примеру, у нас перестал работать печально известный завод «Химпром», так и внедрение новых производственных технологий, дающих меньший объем вредных выбросов. Основную опасность сейчас представляет возможность попадания в реки нефтепродуктов.   
Важный момент успешного прохождения паводка связан с подготовкой водозаборов и городской распределительной сети. Для того чтобы в прибрежные скважины не попала грязная талая вода, их герметизируют, что обеспечивает поступление чистой воды только из водоносного горизонта. Создаются резервы реагентов, необходимых для работы в условиях характерного для весеннего паводка повышения мутности воды. Если летом данный показатель составляет 1,5-3 миллиграмма на литр, то в период паводка может доходить до 45 миллиграммов на литр, в связи с чем применяется большее количество реагентов для очистки воды перед подачей ее потребителям.
Параллельно на сетях водоснабжения и водоотведения ведутся проверка технического состояния и герметизация водоразборных колонок, осмотр водопроводных и канализационных сетей, герметизация узловых камер и колодцев, попадающих в зону затопления.

Транспортный фактор
Начиная со второй половины 2000-х годов, основной вклад в загрязнение атмосферы Уфы вносит не промышленность, а автомобильный транспорт. Этот процесс связан с увеличением автопарка, который значительно опережает рост пропускной способности дорог. Как известно, выхлоп автомобильного двигателя содержит минимально возможное количество вредных веществ при движении со средней скоростью, а так называемый городской цикл с постоянными разгонами-торможениями на перекрестках и в пробках резко увеличивает токсичность отработанных газов. Таким образом, экологический вред автотранспорта во многом зависит от совершенства дорожной сети – общей ширины магистралей, наличия развязок, переходов и путепроводов.
Основа  дорожной системы Уфы закладывалась в 1950-1970-е годы в расчете на совершенно иной, чем сейчас, уровень автомобилизации населения. Разработчики тогдашних генпланов просто не могли представить, что когда-нибудь на двух уфимцев будет приходиться по автомобилю, а сегодня это уже стало почти реальностью. Если в 1991 году в Уфе было всего 60 тысяч автомашин, то в 2005-м – уже 250 тысяч, а сейчас городской автопарк приближается к  полумиллиону единиц – в Уфе зарегистрировано свыше 493 тысяч машин. То есть за 26 лет число автомобилей выросло более чем в восемь раз, а площадь дорог увеличилась всего на несколько десятков процентов. Перегрузка транспортных магистралей ведет к заторам и пробкам, что напрямую влияет на объем вредных выбросов в атмосферу.  

Топливный эффект
Снижение экологического ущерба от автотранспорта возможно несколькими путями. В числе наиболее очевидных – использование менее токсичного топлива. Наш регион в числе первых отказался от этилированных бензинов и дизтоплива с содержанием серы выше 0,2%. Эта мера позволила исключить попадание в воздух соединений свинца и значительно сократить выбросы сернистого ангидрида. Освоено производство метилтретбутилового эфира, используемого в качестве добавки в бензин, на 30% снижающей содержание окиси углерода в отработанных газах автомобилей.
Дальнейшему снижению выбросов способствует переход на топливо класса Евро-5. В нем предусмотрены требования по снижению окиси углерода, окислов азота и углеводородов для бензиновых двигателей на 25%, для дизельных двигателей окиси углерода, окислов азота – на 20%, выбросов сажи – на 80%. Сейчас практически сто процентов топлива, производимого на уфимских НПЗ, соответствует классу Евро-5, что положительно сказывается на городской экологии.      
В числе других эффективных мер - перевод транспорта на сжиженный и природный газ, которые при горении дают гораздо меньше вредных веществ, чем бензин или дизель. В этом направлении у Уфы уже есть определенные достижения. Так, 43% уфимских автобусов, которыми ежедневно пользуется несколько сот тысяч человек, работает на газе. Благодаря поддержке со стороны правительства республики Уфа получила более 120 работающих на природном газе комфортабельных автобусов марки «НефАЗ». В рамках программы,  реализуемой в Уфе на условиях софинансирования с Российской Федерацией, правительством РБ и муниципалитетом, парк коммунальных служб пополнила новая техника с двигателями, работающими на метане.  
Основную проблему на пути более широкого внедрения газа в качестве моторного топлива представляет относительно малое число заправочных станций, что особенно чувствительно для владельцев легковых машин. Но этот вопрос постепенно решается. К действующим в Уфе 13 газовым заправкам в 2015 году прибавились еще 2 метановые газокомпрессорные станции.

Дороги с интеллектом
Наряду с внедрением более экологичного топлива, сокращению объемов автомобильных выбросов способствуют строительство новых дорог и развязок, а также расширение и модернизация существующих. Однако этот процесс длительный и дорогой, а во многих местах расширение проезжих частей невозможно из-за застройки. Выходом может стать оптимизация транспортных потоков. К примеру, внедрение автоматизированных интеллектуальных систем управления движением позволяет значительно повысить пропускную способность дорог. При росте данного показателя на 30% объем автомобильных выбросов снижается в среднем на 15. В этом направлении Уфа  уже сделала первые важные шаги. В прошлом году первые детекторы автоматического контроля транспортного потока были смонтированы на нескольких перекрестках улицы Заки Валиди.
- Детекторы движения позволяют в режиме реального времени получать точную информацию о транспортных потоках, - заявил директор МУЭСП «Уфагорсвет» Ильдар Чанышев. – Раньше такая работа проводилась только вручную. В дальнейшем мы планируем создать систему, которая будет в автоматическом режиме регулировать работу светофоров в зависимости от числа проходящих машин, и тем самым оптимизировать транспортный поток, повышая безопасность движения. Как показывает мировой опыт, пропускная способность дорог, охваченных интеллектуальной системой управления движением, повышается в среднем на 30% с перспективой дальнейшего увеличения.
Улучшению ситуации в сфере транспорта также будет способствовать создание в Уфе  специализированной муниципальной структуры по управлению дорожным движением, в  состав которой войдут специалисты различных профильных управлений и предприятий. Она будет использовать все современные наработки, в том числе технологию «Умный город», в рамках которой создан современный диспетчерский центр для автоматизированного управления наружным освещением и дорожным движением.

Атмосферный фронт
Будучи индустриально развитым городом, специализирующимся на нефтехимии и нефтепереработке, экология Уфы неизбежно страдает от промышленных выбросов, прежде всего в атмосферу. Для оценки экологических последствий работы промышленных предприятий в столице республики создана специальная система контроля.  Мониторинг атмосферы ведется на 9-ти стационарных станциях Башгидромета и 2-х АНК «Башнефть», мобильными лабораториями контроля воздуха, одна из которых принадлежит Минэкологии РБ, а вторая - «Башнефти». Также отбор проб ведется Управлением Роспотребнадзора по РБ в 11-ти мониторинговых точках города.
- В основном жалобы населения на химический запах, по которым выезжает наша мобильная лаборатория, поступают из Черниковки и  Сипайлово, - рассказывает начальник отдела Управления государственного аналитического контроля Минэкологии РБ Ильдус Галинуров. - Однако во время неблагоприятных метеоусловий, к примеру, когда дует северный ветер, приходится выезжать в Кировский, Ленинский и другие районы Уфы. Бывает, химическое облако по руслу Белой, не встречая естественных преград, переносится ветром на значительные расстояния. Наше оборудование может работать с широким спектром веществ, наиболее часто встречающихся в атмосфере Уфы и характерных для промышленных выбросов. Но есть сложные  соединения, которые невозможно определять в автоматическом режиме. В этом случае мы берем пробы воздуха, которые затем анализируются в стационарных условиях. Превышение предельно допустимых концентраций обычно регистрируется в северной части города, где расположен один из крупнейших в стране комплексов нефтепереработки и нефтехимии.

Дело – в законе
Несмотря на в целом непростую экологическую обстановку, по данным средств автоматизированного контроля, в последнее время случаев загрязнения воздуха со стороны предприятий Северной промзоны Уфы стало меньше. В целом по России состояние воздуха в городах характеризуется таким показателем, как индекс загрязнения атмосферы. По данным Башгидромета, его расчетное значение для Уфы в 2015 году было  равно
4-м, что для крупного промышленного центра является неплохим показателем. На это повлиял ряд объективных факторов, прежде всего, обновление производственных мощностей. Что касается сверхнормативных сбросов, то их причиной часто служит халатность персонала или неисправности оборудования. - Я не могу сказать по Уфе, но по Стерлитамаку  80% зафиксированных превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих атмосферу веществ связано с человеческим фактором и нарушением техрегламента, - говорит начальник Управления государственного аналитического контроля Минэкологии РБ Валентина Сафарова. – При штатной работе оборудования негативных последствий для окружающей среды быть не должно. Если же фиксируется превышение ПДК, значит, происходит нарушение каких-то процессов. Поэтому предприятиям нужно повышать технологическую дисциплину и модернизировать производство. Важным фактором снижения промышленных выбросов в атмосферу эксперты называют изменения в федеральном законодательстве, повышающие юридическую ответственность предприятий.
- Использование современных автоматизированных систем контроля качества воздуха наиболее эффективно, если виновных удается привлечь к ответственности, что, к сожалению, получается не всегда, - поясняет Валентина Сафарова. – Представим: мы зафиксировали факт превышения ПДК и отдали информацию  в диспетчерскую. Затем эти данные поступают в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратуру. А дальше, по закону, предприятие можно привлечь к ответственности, только если превышение было выявлено непосредственно на источнике выброса - трубе. Если это условие не соблюдено, привлечь нарушителя затруднительно. То есть мы фиксируем загрязнение атмосферы и с большой долей вероятности знаем виновника, но из-за несовершенства законодательства нарушитель, как правило, избегает ответственности. Для того чтобы ликвидировать этот пробел, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, что, несомненно, поможет сохранить воздух чистым.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг