ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Сберегая ресурсы и время
В республике начал работу пилотный проект «Бережливое правительство». Эксперимент проводится в целях совершенствования системы госуправления, обе...

Чествуя героев
В Конгресс-холле состоялось торжественное собрание, посвященное Дню защитника Отечества.
Спустя десятилетия после Великой Победы башкир...

Но помнит мир спасенный…
23 февраля в парке Победы прошло торжественное возложение цветов к Вечному огню и к памятнику Героям Советского Союза Александру Матросову и Минн...

Технологии - в экономику
На площадках ВДНХ-ЭКСПО состоялся Российский промышленный форум. Его участниками стали 150 компаний из 15 регионов, в рамках деловой программы де...

Под защитой
Управление госохраны объектов культурного наследия РБ включило в реестр регионального значения два «адреса» -  дом Поликарпова на улице Комм...

Весенний наряд Уфы
В оранжереях и теплицах МУП «Горзеленхоз» началась подготовка к весеннему сезону. Всего здесь планируется вырастить около 261 тысячи штук рассады...

Сети - под землю
На месте «Арт-Квадрата» - в квартале, ограниченном улицами Чернышевского, Мустая Карима, Ленина и Коммунистической, проведена реконструкция тепло...

Для дальних заплывов
В микрорайоне Инорс на пересечении улицы Тухвата Янаби и бульвара Баландина ведется строительство бассейна. Объект включен в перечень 106 объекто...

«К своему огню зову я вас!»
Международный журналистский конкурс «Золотой курай» вошел в федеральный перечень мероприятий, приуроченных к вековому юбилею народного поэта Башк...

Нуреев - в сердцах
В Башкирском театре оперы и балета пройдет серия встреч «УФА.NUREEV», посвященная 80-летию со дня рождения великого артиста балета Рудольфа Нурее...

Феерия музыки и вокала
В Уфе состоится I Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, который приурочен к 20-летию творческой деятельности артиста.


Плавали «моржи» в Солдатском
Завершился Открытый кубок Уфы по зимнему плаванию.



     №3 (196)
     март 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Молчаливые хранители веков


Здесь узкой лентой вьется Урал и высится гора Кантуба, седеет степной ковыль и, конечно, живут люди… Как и сто и тысячу лет назад. Об этом напоминают не только легенды, но и древние курганы у деревни Москово. Когда же в середине 60-х годов Нияз Мажитов начал их исследование, местные жители встретили экспедицию настороженно. Оказывается, они верили, что погребенный у горы воин помогал их предкам (а в случае чего, поможет и им) отражать вражеские набеги. Для этого его «призывали» специальным ритуалом.


- При возникновении угрозы жизни местное население обращалось к невидимому стражу, который вставал на их защиту и обеспечивал победу в битве, - говорит научный сотрудник Института этнологических исследований имени Кузеева УФИЦ РАН, кандидат исторических наук Айнур Тузбеков. - Раскопав его последнее пристанище, археологи, по мнению сельчан, лишили их защиты и покровительства сверхъестественных сил, поэтому посещение этих мест прекратилось. 
Хотя курган там был не один. Из 14 насыпей тогда ученым удалось «вскрыть» лишь две, и результат оказался неожиданным. Место было выбрано некрополем дважды: впервые здесь предавали земле останки соплеменников еще в бронзовом веке, а много веков спустя прощались с родными, молясь уже другому богу - на курганах возникло мусульманское кладбище. В 1995 и 1997 годах экспедицией Национального музея было раскопано еще два кургана. Были среди погребений и мужские, да только того ли «воина»? К слову, защита была не лишней, затерянная в зауральских степях деревушка не раз становилась ареной кровопролитных боев. Крестьянское восстание Емельяна Пугачева дорого обошлось ее жителям. Согласно архивным документам, карательные отряды выжгли поселение, не пожалев ни детей, ни стариков, ни женщин. Деревню восстановили, но беда пришла снова в годы Гражданской войны, среди холмов до сих пор находят гильзы тех лет. 
В экспедициях по Башкирскому Зауралью подобные верования в «стража» фиксировали не единожды. Курганы на холме вызывают священный трепет и у жителей деревни Калуево. Сегодня здесь проходят все мусульманские праздники. Но если старшее поколение сакральным считает лишь сам некрополь, то молодые сельчане уверены в святости всего холма. Деревню Верхнее Сазово также «охраняет» древний воин. А каждый башкир из Сураманово знает: заболела лошадь - сведи ее к насыпи и води кругами - духи помогут… Так, по рассказам старожилов, мудрые люди поступали и в XIX веке, и даже в атеистическом ХХ. Сегодня каменный курган эпохи раннего железного века не только не утратил актуальности, но и расширил свои «возможности». Его стали считать «аулия кабере», ассоциируя со святым человеком, якобы захороненным в древности на этом месте. Сюда приходят в трудные времена и обращаются с мольбами к Аллаху. 
- Подобные верования до сих пор широко распространены среди башкир благодаря суннизму ханафитского мазхаба. Последователи этой школы достаточно «либерально» относятся к отголоскам доисламских верований и ритуалам кочевников, в том числе и к обряду почитания предков, - поясняет заведующий отделом археологического наследия Южного Урала Института этнологических исследований имени Кузеева УФИЦ РАН Илшат Бахшиев.
Кто-то приходит к святыням с просьбами о здоровье, кому-то не хватает любви или денег. Другие - потому что туда шли их бабушки, для «чего» и «зачем» уже стерлось из памяти, а традиция осталась. 
Печально и то, что иногда древние некрополи становятся невольными «пособниками» преступлений. Так, запрещенная на территории республики секта «Орда» («Ата - Жол» и «Путь предков») часто использовала погребения для совершения своих ритуалов. 
- Построенная по типу финансовой пирамиды, организация занималась «исцелением» путем организации платных поездок к могилам мусульманских святых, - говорит Айнур Тузбеков. - Несмотря на то, что большинство из них совершают намаз и соблюдают пост, приверженцы культа обещают вновь обращенным адептам очищение, исцеление от любых недугов и даже посвящение в ранг «святых». 
Их последователи создали общины в деревнях Халилово, Ишбулдино, Абдульмамбетово и Махмутово в Абзелиловском районе. Местное духовенство называет их «батасылар» - «верующие по-новому». Сектанты не чураются создавать легенды, что называется, «на ходу». У курганов они входили в транс и получали необходимые «сведения» у погребенного. На «святом» месте совершалось жертвоприношение, могила накрывалась белой простыней и обязательно оставлялась «садака» - деньги, завязанные нитки или платки. Не исключено, что новорожденный миф затем мог обрести самостоятельную жизнь и уйти в народ… В результате таких ритуалов страдают не только обманутые люди, потерявшие финансы, а главное - надежду, но и памятники культурного наследия. Неоднократно обряды сопровождались нарушением целостности курганной насыпи.
…Верование в святость камней связано не только с некрополями. В деревне Кадырша Зилаирского района в особом почете валун «Пейгамбер Таш» (с башкирского - камень ангела). К нему обращаются, моля о здоровье, перед дальней дорогой и в сильную засуху.
 - Часто объектами поклонения становятся камни, напоминающие облик человека. Если валунов несколько, их выстраивают в иерархию, дают имена - «Брат» или «Дедушка», ассоциируя с легендарными предками, - продолжает Тузбеков. 
Подобные «святыни», установленные над могилой, есть и в деревне Зириково, в междуречье Белой и Зилима. Их называют «Камни Лета». Датировка и культурная принадлежность кургана не установлена. Они не имеют каких-либо следов искусственной обработки, но в природную выемку люди до сих пор вкладывают пожертвование. Так же как и надгробный камень на могиле святого в деревне Абдрашитово (Дуванский район), валуны используют для обряда вызова или остановки дождя. Их смазывают маслом, обливают водой. Местные жители уверяют - камни всегда исполняют их просьбы и меняют погоду.

Границы мира
Случается и так, что слава о местном чуде выходит далеко за пределы селенья и даже края. Ахуновские менгиры, получившие в печати известность как «башкирский стоунхендж», сегодня не только археологический памятник, но и туристическая достопримечательность. Местные жители и раньше знали о «плохих камнях», здесь бытовала легенда, что это могила Алпамыша - «Алпамыса-кабере». Несмотря на «героическое прошлое» батыра, место считалось опасным, и его предпочитали обходить стороной.
Впервые памятник был изучен в середине 90-х, а в 2002-2003 годах раскопки на нем проводила экспедиция Челябинского университета под руководством Федора Петрова. Примерно тогда же сюда потянулись различные эзотерики, экстрасенсы, уфологи и многочисленные псевдоученые. В 2010 году «стоунхендж» пытались разрушить, проведя на нем варварский обряд «обезвреживания».
Менгиры довольно часто встречаются в нашем регионе, но для чего их устанавливали, однозначно никто сказать не может. Исследователи условно делят их на три группы: ритуальные, пространственные и поминальные. К первым относятся камни на Кынгыртау, Улькан-Сеялык и Абзаково. Поминальными, а возможно и погребальными могут быть сооружения на Сыгылтау, Янзигитово, Талкасе. А вот в Ахуново следов погребального обряда обнаружено не было. Наиболее понятными считаются пространственные маркеры - менгиры, обозначающие границы владений.
 Еще одним способом разделить мир на свой и чужой было возведение каменных пирамид - караскы и убы. Их также связывают с культом гор. Подобная пирамида установлена на Иремеле, а одна из самых высоких, не менее шести метров, была зафиксирована рядом с ныне исчезнувшим аулом Гадельша Баймакского района. В 80-е годы караскы разобрали на стройматериалы.
- При подъеме на вершину горы для совершения обряда, посвященного духам родовой местности, надо было прихватить камень, поднявшись, положить его в каменного «стража» и принести жертву. Так пирамиды постепенно достраивались, - поясняет Тузбеков. - Иногда в качестве основы служили курганы раннего железного века.
Нередко возле пирамид встречаются березовые ветки, а в некоторые воткнуты шесты, на которых насажены черепа баранов. Удивительно, но современное население Южного Зауралья сохранило традицию, хотя уже мало кто может объяснить ее духовный смысл. Еще незадолго до Великой Отечественной войны старики каждый год весной, в середине мая, подымались на вершины гор, где стояли такие объекты, и совершали жертвоприношения: резали барашков, читали молитвы из Корана. Теперь их используют сугубо утилитарно: для отпугивания волков или отдыха во время пастьбы скота. 

Хвост виляет собакой
- Пройдя по сложенному из камней лабиринту, я вдруг ощутила необыкновенный прилив сил. Домой вернулась другим человеком. 
- Мы поехали дальше и увидели почти у самой дороги менгиры. Один был больше других. По рассказам Сергея, здесь ему открыли дар целителя, и здесь же он проводит свои ритуалы по исцелению женщин (из отзывов посетителей Аркаима).
Ни «золотые» курганы Филиповки, ни древнейшее на территории Евразии поселение кроманьонцев - Костенки, ни другие археологические памятники России не стали столь популярны у широкой общественности, как Аркаим. Поселение, считающееся ровесником египетских пирамид, привлекает ежегодно тысячи туристов и постоянно входит в различные топы необычных и мистических мест страны. 
За три десятилетия посреди степи вырос настоящий оазис: одноименный музей-заповедник сегодня включает в себя не только привычные витрины с находками, но и законсервированный раскоп, реконструкции жилищ различных эпох, мастерских и даже модель колесницы и чудом уцелевшую ветряную мельницу начала ХХ века. Однако, несмотря на то, что исследователи памятника стараются вести просветительскую деятельность, основной поток туристов на Аркаим манит вовсе не научный интерес.
Так в чем секрет популярности археологического памятника? Почему именно он стал гаванью для различного рода экстрасенсов, целителей и эзотериков? Ведь примерно в это же время в степных районах Южного Зауралья были открыты и другие поселения синташтинского типа: Ольгино (Каменный Амбар) и Устье-1. 
Некоторые исследователи склонны считать, что вся шумиха вокруг Аркаима инициирована его первым исследователем - Геннадием Здановичем, который уж осенью 1987 года выступал с громкими заявлениями об уникальности и сенсационности открытия. Но миф об Аркаиме рождался не сразу. 
- В 1995 году на раскопках гостей, особенно экстрасенсорного толка, было немного, - вспоминает кандидат исторических наук, преподаватель Челябинского государственного университета Елена Куприянова. - Но уже через три года поток отдыхающих вырос в разы. На наших глазах Грачиная сопка превращалась в гору Любви, а зацементированная для геодезической съемки площадка вдруг стала истинным центром поселения, из которого исходит мощный энергетический столб. С каждый годом количество таких рукотворных «святынь» только росло.
Примечательно и то, что никогда прежде жители окрестных деревень не считали эти места особенными. Только с раскручиванием бренда в Аркаиме вдруг все стало значимым - и порыв ветра, и появившаяся после дождя радуга, и даже выпавший зимой снег. 
Казалось бы, что плохого, когда памятник археологии пользуется такой популярностью, ведь интерес со стороны туристов - это возможность привлечь дополнительные финансы на исследования, развитие инфраструктуры. Однако тот факт, что количество псевдонаучной литературы в разы превосходит публикации специалистов, сослужил Аркаиму дурную славу. Зачастую под видом популяризации распространяются фантазии, которые подхватывают и развивают особо экзальтированные поклонники древнего поселения. И переубедить людей, что столь «вкусные» факты всего лишь выдумка, бывает очень непросто.
- Люди слышат только то, что хотят услышать, - продолжает Куприянова. - Туристы приходят на раскоп и задают вопросы, а ответы интерпретируют так, как удобно им. Одни из них, казахи по национальности, спросили, кости каких животных находятся в жертвеннике. На ответ, что это в основном овца и корова, они среагировали однозначно: «Свинины они не ели, значит, это были казахи, мусульмане». 
Так и рождаются мифы, возникают гипотезы и теории, которые, подхваченные дилетантами, далекими от археологии, истории и в целом науки, развиваются до абсурдности, становясь предметами антинаучных спекуляций. Но вся соль в том, что древность и так полна тайн и загадок, и современному обывателю нет нужды придумывать новые.

История одного превращения
Но Аркаим - далеко не единственный археологический памятник, ставший «святым местом». Религиозный туризм сегодня вообще в центре внимания. Так, в республике разработан и реализуется 12-дневный «Зеленый маршрут «Башкортостан: Земля Урала». Акцент в нем сделан на созерцание природных красот и посещение святых мест. В их числе и гора Нарыстау в Миякинском районе республики. По неофициальным данным, ежегодно источник посещает несколько десятков тысяч человек. 
По легенде, на ней находится могила эпического Идукая, богатыря, противостоящего ордам жестокого хана Туктамыша. Мусульмане же уверяют, что на горе покоятся сподвижники Пророка - Зубаир и Абдрахман, отправившиеся на земли башкир в 630 году. Как место захоронения сахабов Нарыстау была определена и шейхом из суфийского ордена Накшибандия Мухаммадом Назимом Хаккани (Турецкая Республика, Северный Кипр) в 2010 году.
Однако на источник приезжают не только мусульмане. «За чудом» к горе обращаются независимо от вероисповедания русские, татары, башкиры, калмыки, казахи. Приезжали даже из Китая. Однако так было не всегда. В 60-х годах мало кто знал о ключе, а паломников и вовсе не было. Одно время источник даже использовали для охлаждения молока. Об этом факте писал уфимский археолог Геннадий Гарустович, который в 1986 году проводил здесь археологические работы. Их итоги, к слову, несколько расходятся с легендой.
- Ильчигуловский могильник расположен на вершине горы, еще в XIX веке его исследовал антрополог Н. М. Малиев, а почти спустя сто лет - Геннадий Николаевич. Тогда было вскрыто две выкладки. Одна оказалась пустой, а под второй обнаружено погребение кочевника раннемусульманского времени, то есть XIV-XV веков, - говорит Айнур Тузбеков.
Тем не менее именно над пустой выкладкой в 2011 году сооружается памятник с указанием имен сахабов, а над второй - куполообразная беседка.
- Мы считаем, что на таких местах стоит устанавливать и таблички с данными, полученными официальной наукой. А уж во что верить, каждый пусть решает сам, - уверен ученый.
Но далеко не всегда лопата археолога разбивает легенду, иногда данные, полученные в результате раскопок, напротив, подтверждают ее. 
О том, как мудрая Бэндэбике пыталась прекратить распри с соседями-казахами, знает каждый житель деревни Максютово. В память о ней современники воздвигли на ее могиле мавзолей. Полуразрушенное кэшенэ в конце 60-х исследовал археолог Нияз Мажитов. Согласно его отчетам в могиле были обнаружены останки женщины без какого-либо погребального инвентаря. По воспоминаниям участников экспедиции, местное население было очень взволновано начавшимися раскопками, никто не хотел тревожить прах почитаемой и любимой святой. Договориться удалось благодаря энтузиазму Нияза Абдулхаковича, который планировал восстановить по черепу облик Бэндэбике. Но не сбылось - костяк был передан в институт антропологии при МГУ Марии Степановне Акимовой, которая вскоре скончалась. А находка так и хранится в фондах. Опустевшая могила, по мнению аксакалов, теперь притягивает в село неудачу. А некоторые даже уверены в проклятье, снять которое может только возвращение останков. Ведь обрел же наконец вечный покой в своей усыпальнице Хусаин-бек!
- Люди уезжают из села, оно умирает. Может, вернув Бэндэбике в мавзолей, мы вернем жизнь в Максютово, - надеется местный житель Амир Абдрахимов. 

На территории республики зафиксировано 113 археологических памятников, являющихся местами паломничества мусульман. Более 70 процентов находится в восточных предгорьях хребта Уралтау и лесостепном Приуралье. Они располагаются в основном на возвышенностях и сопках на расстоянии от 1 до 5 км от населенных пунктов, основанных не позднее XIX века, преимущественно башкирских. Наиболее посещаемые из них - на вершинах одиноких гор или холмов. В большинстве случаев сакрализации подвергаются каменные курганы и могильники, а также каменные выкладки диаметром от 2,5 до 7 метров. 

Продолжение следует…

Екатерина МАРКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг