РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Не предавай свою мечту
Ей многим пришлось пожертвовать ради возможности стоять на сцене, но она ни о чем не жалеет. Народная артистка Башкортостана Альфия Юлчурина поразила меня своей искренностью – качеством, которое в наше время редко кто может себе позволить: открывшись, надо иметь смелость принять удар на себя.
- Вы появились на башкирской эстраде достаточно поздно, почти в 30 лет. Почему? - Наверное, это должно было случиться намного раньше, потому что все детство я провела за кулисами. Моя мама, Фатима Гайнулловна, работала художественным руководителем Бурзянского дома культуры. Пела я с детства, но очень стеснялась выходить на сцену, не могла глаз поднять на зрителей. Не задумывалась, хорошо пою или нет, до тех пор, пока в классе шестом не поехала на республиканский конкурс в Сибай и заняла призовое место. Там впервые услышала: у тебя красивый голос. - Родители поддерживали ваше стремление к творчеству? - Да, моя мама – необыкновенный человек. У нее тяжелая судьба: в 34 года осталась одна с четырьмя детьми на руках. Отец умер очень рано, облучившись на полигоне в Семипалатинске. От мамы у меня никогда не было секретов, до сих пор удивляюсь, как можно быть такой молодой в душе. После смерти отца три года я жила в Уфе, училась в гимназии имени Рами Гарипова, здесь-то мои вокальные способности заметили, и я стала заниматься с педагогом. Но после девятого класса вернулась в Бурзян. Тогда и произошло событие, повлиявшее на всю мою жизнь, - я влюбилась в своего одноклассника. Влюбилась так, что не видела ничего вокруг. Но одно поняла: его семье певица не нужна. Там исповедовали другие ценности. И решила наступить на горло собственной песне, после 10 класса поступать в педагогический. Но судьба распорядилась иначе. Я честно пыталась ей сопротивляться: не поступив два раза, собиралась сделать третью попытку. И в это время в наш дом культуры приехала педагог по вокалу Раиса Рахимовна Ахмадеева. Прослушав меня, она вынесла однозначный вердикт: «Ты должна петь!». И уговорила меня поступать в училище искусств. Успешно сдав экзамены, написала жениху длинное письмо (он тогда был на сборах в Оренбурге): мы должны расстаться. Но прошло несколько месяцев, и любовь снова взяла свое. Конечно, успокаивала себя: ну и что, необязательно же после училища идти на сцену. Словом, мы поженились, и я снова оказалась в Бурзяне, где муж уже работал после окончания сельхозинститута. Раиса Рахимовна меня уговаривала: опять в свою медвежью берлогу, тебе на сцену надо. Но меня было не остановить. - Вы выбрали любовь, семью. Сегодня, с высоты прожитых лет, поступили бы так же? - Я была максималисткой: для ме ня существовало только белое и черное. Проблемы начались почти сразу, как только я стала работать в доме культуры. График ненормированный, все концерты, мероприятия – вечером, приходилось ездить с агитбригадами по соседним деревням. Муж же был категоричен: ты должна быть дома ровно в шесть. (Для меня такое отношение было удивительным, ведь в нашей семье никогда не было скандалов на этой почве.) Если я опаздывала хотя бы минут на 15, домой меня уже не пускали. Помню, когда родился первый сын, бегала в клуб с коляской, когда приглашали выступить. Переоденусь, спою и быстро обратно, чтобы муж не узнал. Но в деревне скрыть ничего нельзя. И чем больше он запрещал мне заниматься творчеством, чем больше натягивал уздцы, тем сильнее во мне росла тяга к пению. - Почему же не ушли от него? - Дети. Не хотела лишить их отца. По своему брату знала, что это такое. Да и папой он был хорошим. Вы знаете, я была готова к предательству. Навсегда запомнила тот осенний день, когда мы с мамой гуляли в лесу, и она мне сказала: «Альфия, рано или поздно тебе будет больно: мужская природа такова, ничего не поделаешь, но ты должна быть на высоте: следи за собой, не дай себе обабиться». И я старалась: делала зарядку, много читала, развивала голос. И когда пришел этот час, встретила его во всеоружии и дала себе слово: все выдержу. Роман у мужа закончился, и тогда он заметил, что его прежней любящей жены нет. Опять начались конфликты, он не мог поверить, что у меня никого нет. Я пробовала уходить с работы, была жуткая депрессия. - Всего через год вы уже появились на башкирском телевидении. Значит, все-таки ваша взяла? - В моей жизни появился замечательный композитор – талантище, Салават Низаметдинов. Я обожала его музыку, но даже не мечтала, что когда-нибудь буду петь его песни. Я училась у его второй жены – Альфии Каримовны. И когда рассказала ей о своей ситуации, она загорелась: устрой нам концерты в Бурзяне, это будет хорошим поводом уговорить твоего мужа отпускать тебя на выступления. Они действительно приехали. Салават, послушав мои записи, пришел в восторг: «Ты должна петь, Альфия, я буду писать тебе песни». Муж под напором такого известного человека первое время отпускал в Уфу: Салават обещал за мной присматривать. Я пела на его сольном концерте, после этого меня пригласили на телевидение. Успех прибавил уверенности, я стала смелее и уже уезжала из дома вопреки всему. - Такая жизнь не могла продолжаться вечно… - Настал час, когда муж поменял замки и сыновьям наказал: маму домой не пускайте. Было очень больно. Знала, что родня мужа настраивает детей против меня. Но когда семиклассник-сын сказал: «Ты нам не нужна», это стало последней каплей. Мне было 36 лет, прожили мы 13, до этого дружили семь. Огромный кусок жизни оставался позади. Решила: землю буду рыть, все перетерплю, но не вернусь. Слово свое сдержала. Но чего мне это стоило! Тогда я еще не понимала, что натворила, окунулась в работу. Мама и сестры поддерживали: только работать, только пахать – спасало творчество. - В вас удивительным образом сочетаются две, на мой взгляд, самые характерные черты башкирской женщины: смиренность судьбе и свободолюбие. - Внутренне я всегда была свободной, песня помогала мне выжить, не сломаться, хотя приходилось нелегко. Жила в общежитии поначалу, вкалывала, а в голове одна мысль: все ради детей, хотя они от меня и отказались, не винила их: поймут когда-нибудь. - Поняли? - Я искала любую возможность с ними сблизиться, но попытки заканчивались неудачно. Если встречала их в городе, проходили мимо, словно чужие. Младший Тайфур окончил авиационный. Он талантливый музыкант. Сегодня мы дружим. Когда встретились первый раз, проговорили полдня. Он поделился своими проблемами. Мы с мужем во многом виноваты в том, что нашим детям сложно обрести счастье. Сыну я дала один совет: откройся жизни, не бойся влюбляться. Главное – это любовь. Старший пришел ко мне раньше - через 16 лет после того, как я уехала из дома. Это было самое счастливое время в моей жизни. - Вы заплатили непомерно высокую цену за свой успех… - Это плата за свое место в жизни. Все делала, чтобы доказать своим сыновьям: ваша мать чего-то стоит, она – человек, я кровью и потом заработала себе индульгенцию перед богом. Моя история не про страдания, а про любовь. Если бы осталась тогда в Бурзяне, была бы глубоко несчастным человеком. Сегодня я счастлива, человеку не так много надо – просто не быть одиноким, заниматься любимым делом и не предавать свою мечту.
Народная артистка РБ Альфия Юлчурина с 2007 года солистка эстрадно-джазового оркестра Башкирской государственной филармонии, обладает меццо- сопрано широкого диапазона. Лауреат конкурсов «Йэш тауыштар» («Молодые голоса»), исполнителей башкирских песен «Язгы мондар» («Весенние мелодии»). В ее репертуаре - башкирские народные песни, песни и романсы З. Исмагилова, Т. Каримова, С. Низаметдинова, С. Сайдашева, З. Хакима, Р. Хасанова, старинные русские романсы.
Светлана ЯНОВА |