ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Спасение шиханов
Указом врио главы Башкортостана Радия Хабирова поручено создать на территории...

Диалог с наукой
«Час науки»  провел врио главы региона Радий Хабиров с представителями науч...

Фрезеровщик. И не только
В республиканском конкурсе «Лучший по профессии» приняли участие более 800 спец...

Стипендии от мэра
Глава администрации Уфы Ульфат 
Мустафин вручил детям-сиротам стипенд...

Город для детей
В Москве в Совете Федерации РФ подведены итоги IХ Всероссийского конкурса «Гор...

Нескучные каникулы
В рамках проекта «Башкортостан Новогодний, удивительный» с 31 декабря по 3 январ...

Наша Кармен
Выпускница Уфимского училища искусств Айгуль Ахметшина дебютировала в опере «...

«Бузыкашки» в камне
В Центре современного искусства «Облака» открылась выставка карикатур Камиля ...

Кино с именем
Киностудии «Башкортостан» присвоено имя Амира Абдразакова - актера, сценарист...

Для всех и каждого



     №1 (206)
     Январь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

На контроле у мэра

Колонка редактора

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Семейный альбом

100-летие Республики

НАШ НА ВСЕ 100








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Решать проблемы образования, не обходя острые углы


На сегодняшний день в образовательной сфере накопилось слишком много вопросов. Они касаются не только инфраструктуры, кадров, но и методики, подходов в преподавании и организации системы в целом. Ответить на них непросто. Но и.о. министра образования РБ Айбулат Хажин во время своей первой в новом статусе пресс-конференции, прошедшей в медиацентре ГТРК «Россия», не стал обходить острые углы и откровенно прокомментировал  сложные темы. 

Об участии республики в  федеральном национальном проекте «Образование»  
- Наше министерство в этом году приняло максимальное участие в реализации мероприятий в рамках федерального национального проекта – во всех составляющих его подпроектах. Есть положительный сдвиг, планируются финансовые вливания со стороны федерального центра в 2019 году, где-то они пролонгируются на 2020-й. В конечном итоге мы застолбили за собой определенное место, и надо отметить, что республика достойно себя показала. Точно могу сказать, есть субъекты России, которые принимали участие всего в двух-трех проектах, есть субъекты, не принявшие участия ни в одном, причем крупные. 
Мы возлагаем надежды на то, что участие в федеральных проектах позволит республике динамично развиваться в сфере образования, активнее продвигаться по инновационным направлениям деятельности. Особенно важно, для региона в целом и для его граждан, что в итоге все это повысит качество образования. 
Каждый проект ориентирован на тот или иной уровень образования. Мы очень достойно выглядим в рамках программы «Молодые профессионалы». Есть очень неплохой задел по проекту «Современная школа», где мы надеемся на более серьезное материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса. «Успех каждого ребенка» – проект направлен на развитие одаренности в наших школах. 
Я хотел бы кратко остановиться на цифрах. В общей сложности с теми федеральными средствами, которые будут предоставлены в рамках субсидии республике в 2019 году, более миллиарда 200 миллионов рублей привлечено именно в систему образования. 
Есть смежные проекты, в частности, «Демография», который идет с нами параллельно. Он предполагает введение в дошкольных образовательных организациях новых мест, создание дошкольных учреждений в соответствии с майским указом президента России №204. И здесь есть хороший задел. В общей сложности за 2019-2020 годы именно по этому направлению будет привлечено дополнительно 4,4 млрд рублей. В республике построят 49 дошкольных образовательных организаций. Конечно, будет помощь и из бюджета республики. 
Мы ориентируемся на показатели, утвержденные главой государства к 2024 году: ликвидировать очередность в дошкольные образовательные организации для ребятишек, которые находятся в возрасте трех лет. Среди детей от трех до семи лет, я напомню, в рамках модернизации системы дошкольного образования в целом очередь по республике ликвидирована. Электронная очередь практически не фиксирует детей, за исключением отдельных муниципальных образований, которые не получали бы возможность обучаться в дошкольных образовательных организациях. 
Большая их часть введена в республиканскую адресную инвестиционную программу. Соответственно, они обеспечены софинансированием, в том числе из регионального бюджета. В 2019 году планируется завершить строительство 26 ДОУ, в 2020 году - 23-х.
Как я уже отмечал выше, из федерального бюджета выделяется 4 млрд 400 млн рублей. Из республиканского - около 2 млрд рублей. Средняя стоимость строительства стандартного дошкольного учреждения составляет от 100 до 150 млн рублей. 

О кадровом вопросе
- Дефицита кадров в новых учреждениях не должно быть. Вопрос в другом: чтобы выпускники профессиональных учреждений шли сюда работать. Вот это самое важное. В принципе сейчас выпускается достаточное количество дошкольных работников, но не все они идут трудиться по профессии. Вот проблема, над которой нам предстоит работать. 
Одно из поручений главы республики – создать программу аналогичную той, которая действует в системе здравоохранения, - «Земский доктор». Мы планируем разработать и внедрить программу «Сельский педагог». В любом случае категория педагогических работников, работающих в сельской местности, в конечном итоге будет профинансирована. 
Кроме того, есть гранты, есть премии правительства республики. Школьным педагогам, которые готовят победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, олимпиад из перечня, утвержденного Министерством просвещения РФ, выделяются неплохие гранты. В общей сложности более 12 млн рублей до конца года будут выплачены как детям, так и педагогам, подготовившим призеров и победителей олимпиад из вышеуказанного перечня. 
Что касается дошкольных учреждений в городах, то будем плотно работать с муниципалитетами в плане предоставления определенных льгот: социальное жилье, возможность получения социальной ипотеки для приобретения жилья. 
Проблема нехватки педагогических кадров и их старения очень серьезная и требует колоссальной координации сил и возможностей не только министерства, но и всех ведомств. Важно понимать ситуацию, в которой находится не только республика, но и вся страна. 
Не далее как месяц назад руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов озвучил результаты тестирования российских учителей по компетенциям. Картина складывается не очень радужная. Тестирование проходило по двум блокам. Первый - знание своего предмета, второй - знание методики преподавания, педагогических технологий, психолого-педагогических подходов в обучении, организации образовательного процесса. Если с первой частью практически большинство справилось, то со второй возникли проблемы. Из учителей-математиков половина не справилась. То есть каждый второй из них не владеет методикой преподавания. У учителей русского языка и литературы чуть лучше ситуация – четверть не справились. 
Нам сейчас необходимо усилить работу по дополнительному профессиональному образованию наших учителей. Министерство поставило перед собой такую задачу на ближайшее время. До 28 декабря должны разработать региональную систему оценки качества образования, которая позволила бы промониторить ситуацию в нашем субъекте, в том числе с малокомплектными школами. Определиться с путями решения, комплексом мероприятий, составить дорожную карту и ситуацию свести если не на нет, то до минимума. 
Семь-восемь лет назад активно шло старение педагогических кадров. В последние годы ситуация чуть-чуть начала исправляться. Приведу пример: в 2015 году доля молодых учителей со стажем до пяти лет составляла 5,3 процента, а сейчас цифра приближается к 10 процентам. Много это или мало? Наверное, мало. Потому что это ведь не всегда педагоги, которые пришли со студенческой скамьи, а зачастую успевшие поработать по другой специальности и потом пришедшие в школу. Так что по возрастному цензу ситуация пока не меняется…
По качеству образования у нас складывается непростая ситуация. По линии Обрнадзора в этом году произведено 67 приостановлений государственной аккредитации по несоответствию содержания и качества подготовки. Это каждая пятая проверка. То есть 20 % школ, проверенных в этом году, показали низкий результат по качеству подготовки. Система образования у нас достойная и имеет мощнейший потенциал,  который сейчас надо вытаскивать. Но извращена система стимулирования труда педагогов. Учитель должен понимать, за что он работает, и в конечном итоге результат должен транслироваться на его заработную плату.

О советской и современной школе
- Российская школа просто другая. Советская была идеологизирована. При этом было очень много позитивных моментов, связанных именно с воспитанием и комсомольской, пионерской организациями, которые тогда существовали. Если убрать налет идеологии, это был замечательный инструмент формирования человека как такового. Тогда это называлось, конечно, строители коммунизма. 
Сейчас – и это факт - воспитательный процесс в образовательных организациях сведен до минимума. Это проявляется в комплексе мероприятий, которые утверждаются в плане воспитательной работы, они есть в каждой школе. Но мы, мои коллеги из Обрнадзора, которые посещают школы, видят, что этот план большей частью существует на бумаге, классные часы в основном ориентированы только на обсуждение индивидуальных результатов обучающихся. 

О стимулировании работы учителей
- Начинает внедрение НСУР – национальная система учительского роста. Перед системой образования поставлена задача глобальная, амбициозная. Учителей мы должны побуждать не только финансово, но и морально в первую очередь, чтобы они развивались и работали в соответствии с современными тенденциями. Будет определенный ранжир педагогов – ведущие, старшие учителя, категорийность при этом сохранится. Учителя-методисты, которые появятся в школах, будут наставниками для всех остальных педагогов. 

Альбина Зубарева.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг