РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"О чем поет тростник
Три человека ворочают тяжелые камни. Один сетует, мол, гну спину, другой говорит: деньги зарабатываю, семью кормить надо. Третий улыбается - я строю дом для Всевышнего. Все трое делают одну и ту же работу, но намерения и понимание у всех разные. Кто из них станет богаче? Такой притчей ответил народный артист республики Роберт Юлдашев на вопрос, что заставляет выходить человека на сцену.
-Есть такие музыканты, которые во время концерта могут писать смски, и, конечно, уровень их воздействия на слушателей будет определенным. Что касается второго человека из притчи, то в нем вроде нет ничего плохого. А третий понимает, кто он и зачем пришел в этот мир. Исходя из такой установки он творит на сцене. Если переходишь на уровень служения, то он будет высшим. Аналогию можно провести с событиями в эпосе «Урал-батыр», где герой вместо того, чтобы жить самому вечно, расплескивает животворящую воду для всех. На эстраде так: кто-то поет про негатив, а потом ему врачи делают укол, чтобы разжать горло, другой, как Николай Носков, воспевает любовь в мире, созидание и может спокойно сильным голосом петь подряд два часа. Выходить на публику – очень ответственно: можешь быть проводником света или наоборот, что актуально во всех сферах деятельности. - Вы коренной уфимец, и вдруг – курай? Чем обусловлен выбор инструмента? - Вместо пионерского лагеря во время каникул родители часто отправляли меня в деревню, где вместе с мальчишками пас стадо, помогал косить, окучивал картошку, а вечером мы на конях неслись по полю под свет звезд и шум ветра. Наверное, все это помогло мне сформировать определенное восприятие мира и в отличие от детей асфальта почувствовать разницу. Курай услышал в первом классе, когда в гостях аксакал из Белорецкого района вытащил его из чертежного тубуса и заиграл. Все замолчали, у меня вдруг проснулась генная память, ведь у древнейшего инструмента есть такие вибрации, которые вызывают мурашки до кончиков волос. Вернувшись в Уфу, я пытался сделать курай на уроках труда, и спасибо учителю, он меня поддержал, познакомил с легендами и историями. - Как подбираете инструмент? Сколько стоит самый дорогой курай? - Сам по себе он недорог, но из тысячи инструментов созвучен тебе может быть один. Обычно я долго выбираю, мне нравится мастер Рамиль Хуснуллин из Кугарчинского района. В последнее время для себя открыл тростниковый курай: в его основе натуральное растение, которое произрастает в Уральских горах, по научному называется – реброплодник. С внутренней стороны у него есть мякоть, поэтому издает особенный звук. Для человека полезно дышать свежим воздухом, пить чистую воду, а есть звуки, которые помогают сохранять здоровье, в их числе – курай, так как вибрации у него естественные, природные. Когда-то первые звуки из него выходили, когда дул ветер, и по легенде тростник именно этим запал людям в душу. Наша программа так и называется «Музыка ветра». - Почему вы стали играть на курае эстрадные композиции и классику? Кто начал это направление? - Наверное, попытки сыграть с симфоническим оркестром были и до меня. В свое время учился в специальной музыкальной школе, где не было данного направления, поэтому пошел в класс кларнета, а затем и в консерваторию. Этот багаж дал о себе знать, и благодаря приобретенной технике получилось содружество с оркестрами Владимира Спивакова, Большого театра, Юрия Башмета, нашим Симфоническим. Приобретенные навыки позволили звучать кураю интонационно более чисто, появились штрихи, нюансы для оркестра. Как говорят, в судьбе случайностей нет. Ребенком видел, как на ответственных мероприятиях играют кураисты, но не слышат дирижера, убегают вперед. В итоге номер идет наперекосяк, и его убирают из репертуара. Однажды во время гастролей мы пересеклись в отеле с маэстро Спиваковым, с которым уже однажды сыграли. Он показал на меня пальцем: «Курай, потом добавил «Журавель». Запомнил не имя, а инструмент, который сопровождал его оркестр, и название композиции. Про него рассказывают почти мистические вещи: он узнает музыкантов по звукам, по тембру скрипки может определить изготовившего ее мастера и год. 6 марта мы выступили с ним в сопровождении Национального филармонического оркестра России на сцене московского Международного дома музыки с концертом «Рожденные в Башкортостане» в честь 100-летия образования республики. Вскоре со Спиваковым впервые в истории музыки сыграем сольный концерт в Международном доме музыки в Москве, на одной из самых престижнейших площадок. Считаю это большим прорывом для курая. - Как очутились в Ла Скала? - Учился в одной музыкальной школе с Абдразаковыми, дружба продолжилась и в сотрудничестве. Когда Ильдар готовился к концерту в Италии, то задумал исполнить песню «Азамат» в память об отце под аккомпанемент курая. Радостно, что признанный мэтр сохраняет свои традиции и помнит корни. На сцене стоял только рояль, из инструментов еще курай, подсвеченные одним прожектором, вместо декорации – черная стена. Слушатели приехали из Америки, Европы, Австралии. При этом публика весьма подготовленная. Во время номера она жадно впитывала каждую вибрацию, казалось, даже не дышала, зато после аплодировала с неистовством. Одна добравшаяся за кулисы женщина призналась, что закрыла глаза и представила невысокие зеленые горы, которые никогда не видела. Я почувствовал уровень слушателей, которые «улетают» вместе с музыкантом, чувствуют, что он хочет сказать, а не просто смотрят, начищена ли его обувь, как он одет и причесан. - Что сподвигло на сотрудничество с рокерами? - Каждый человек уникален, он может формировать свое пространство и даже события. Я занимаюсь духовными практиками, в свое время читал Норбекова и даже посетил курсы. Тогда выстроил свой приоритет: хотелось, чтобы курай звучал через всероссийские сцены. И вдруг в Уфу приезжает Дживан Гаспарян, легенда, мастер игры на дудуке - армянском музыкальном духовом инструменте, записавший саундтреки к фильму «Гладиатор». Купил билет, облокотился на парапет, закрыл глаза и слушаю. В зале оказался Николай Носков, чья группа «Парк Горького» в свое время первой из российских попала в мировой чарт Billboard. Он заинтересовался таким слушателем и спросил продюсера Радмира Усаева, кто это. Тот рассказал обо мне и попросил сыграть для Коли. Послушав, Носков признался, что был в Индии, Тибете в поисках нового инструмента для альбома «Овер-драйв», чтобы придать ему новое звучание. Он утверждал, что курай - настоящий роковый инструмент, который он искал по всему свету, а нашел на Южном Урале. Записал мои контакты и уехал. Прошел год, я перестал ждать, и вдруг прозвучал звонок с приглашением для записи альбома. Таким образом, если человек ставит себе цель, двигается во времени и в пространстве, то космос отвечает ему. Гарик Сукачев тоже меня сам нашел. Как-то зашел на суаре, так сразу присел около нас и слушал молча минут двадцать. После расспросов выдал: «В звуке этого инструмента звучит вечность». Тогда еще я не понял всей широты и тонкого восприятия мира рокера. В итоге мы записали композиции, два саундтрека с кураем, вместе выступали. В этом году аккомпанировал приехавшему на гастроли в Уфу Борису Гребенщикову, который признался, что курай гармонирует с песнями не хуже традиционной для «Аквариума» флейты. - С кем вы сейчас хотели бы выступить? - Такой цели себе не ставлю, судьба сама сведет меня с кем надо. Я сторонник того, чтобы быть созвучным миру, мне интересно играть на одной волне с людьми, независимо от того, имениты они или нет. - Говорят, музыканты по-своему воспринимают мир, чуть ли не по звукам, и даже различают характер человека по тембру его голоса… - Актуальное замечание. Да, у каждого из нас голос выражает его духовный мир, поэтому от некоторых веет теплотой, добром, к ним хочется подойти, заговорить. У курая природный звук, поэтому он так привлекает людей. И более того, он полезен для здоровья. Есть инструменты разных стихий, все они по-разному воздействуют на человека, некоторые благоприятно. После прослушивания таких хочется любить весь мир, делать добро. Ведь известно, что мы состоим из воды на 80%, поэтому мелодии могут структуризировать кровь. Не зря воду заряжают с помощью молитв. На одних из гастролей ко мне подошел зритель и сказал: «Я понял, почему надо слушать курай: это - орган, только переносной». Он хотел выразить мысль о том, что он сродни духовному инструменту, который всегда устанавливали в храмах. Знакомый монах, с трех лет воспитывавшийся в Шаолине, услышал курай и удивился тому, как нам удается издавать такие звуки. Буддисты для извлечения божественных мелодий практикуются в течение многих лет, а нам природа сама подарила таинственное поющее растение - тростник.
Эксперты считают Роберта Юлдашева одним из самых известных музыкантов, открывших миру курай. Он играет на нем не только народную музыку, но и мелодии русской, зарубежной эстрады, классические произведения. Выступал на сцене Кремлевского дворца (Москва), театра «Ла Скала», концертного зала «Русский Дом» (Берлин), объездил более 14 стран мира.
Зиля БАДРИЕВА. |