|
РУБРИКА "450"И рьяные кони несутся стремглав…
Любопытный "репортаж" я нашла в подшивке "Оренбургских губернских ведомостей" за июль 1859 года. К тому времени подобные соревнования проводились в Уфе не впервые, но в первый раз о них было рассказано столь подробно. "10-го числа сего месяца, устроен был в Уфе, по примеру прежних лет, зиин - мусульманский Derby day. Башкирцы - истые sportsmen'ы, они действительно любят лошадей страстно. Не говоря о том, что лошадь служит им, как и всем, весьма послушной движущей силой, она поставляет им любимую пищу и чудный, здоровый, упоительный кумыз. Татарин в особенности с любовью занимается торговлею лошадьми; он у нас барышник и коновал, как цыган в других губерниях. Кучер татарин - истинное благодеяние: он любит лошадей и не пьет вина - качества высокие для этой должности. День, назначенный Комитетом о губернском коннозаводстве для скачки, бывает всегда праздником, особым торжеством для мусульманского населения. Слово "зиин", которым обыкновенно называют у нас скачки, собственно означает собрание народа по случаю праздника, пиршества; и надо признаться, что не одне скачки привлекают народ на зиины, которые весьма распространены у нас в губернии: сладко поесть и попить любит мусульманин. В нынешнем году погода вполне благоприятствовала зиину. Городское население выделило из среды своей достаточное количество охотников [т.е. любителей лошадей] и любопытных. Пестреющие массы народа окружили место скачки; здесь, как и везде, при подобных случаях, были начальники, подчиненные, господа, слуги, мошенники, полицейские и пр. и пр. - все это суетилось, толкалось, бегало, поднималось на цыпочки, чтобы вполне насладиться этим пыльным удовольствием. Удерживаемые веревочной преградой башкирские скакуны и их оригинальные жокеи горят нетерпением, зрители сосредоточили на них свое внимание. Вот наконец преграда поднята, с верху беседки слышится "айда", и рьяные кони, поднявши густую пыль столбом, с визгом и шумом понеслись стремглав вдоль по арене. Впечатление, производимое скачкою, действительно глубоко и сильно, но оно столько же невыразимо и сбивчиво, как и само зрелище, где все как-то неуловимо сливается в одну неопределенную массу. Вот отдаляется от этой массы мощный скакун, вот бедный башкирец падает с лошади - шиканье, насмешки, остроты летят на несчастного со всех сторон; вот бородатые жокеи в остроконечных низеньких войлочных шляпах, размахивая руками и ногами и поощряя ударами своих скакунов, пронеслись мимо беседки. Удаляясь от нее, они опять образуют какую-то чудную волнующуюся массу, которая при помощи пыли густеет и становится чем-то неопределенным, необъяснимым… В нынешнем году записано было 16 лошадей, в том числе 14 башкирских. Башкирская лошадь составляет совершенно отдельную породу, господствующую в здешней губернии. Это степная, крепкая, сносная [выносливая] лошадь, которая недавно еще не знала у нас ни пристанища, ни попечения о себе. Зимою она питалась остатками травы, пробивая снег копытом; конечно, бывали нередко случаи, когда, вследствие разных атмосферических перемен, лошади не могли копытом добыть себе пищи, и тогда целыми косяками падали бедные животные. Охотники замечают, что башкирская порода лошадей мельчает. Башкирцы начали заниматься земледелием и разными промыслами, но, к несчастию, это повело к тому, что они по своей нерасчетливости и по другим добрым качествам стали изнурять своих лошадей, употреблять в упряжь молодых, недостаточно развитых, и, кроме того, помесь дурной породы действует неблагоприятно. Из башкирских лошадей, две получили 2 и 3-й призы; первый, в 66 рублей серебром, достался красивой лошади Починковского завода, принадлежащей Яранскому (Вятской губернии) крестьянину Лаптеву - она пробежала 6 верст в 10 минут [640 м/мин]. В нынешнем году зиин прошел с особой торжественностью: музыка, обильное угощение для дам, любезность и предупредительность распорядителя, наконец, самое зрелище было причиною общего удовольствия. Зиины бывают у нас в известное время года во всех почти сколько-нибудь важных татарских и башкирских селениях. Охотники переходят из одной деревни в другую; разумеется, это служит поводом к пиршествам. Богатые лица устраивают зиины на свой счет, с угощением и призами. Народ в праздничной одежде собирается всегда охотно на такие торжества; причем бывает не одна скачка, но и борьба, разные игры и пр. при звуках чибызги [курая], инструмента незатейливого и для европейского слуха не совсем привычного. В воскресенье, 12 числа, происходило за городом состязание лошадей по возке тяжестей. Причем лошадь, принадлежащая Стерлитамакскому государственному крестьянину Япрынцеву, доморощенная, 8 лет, вывезла 202 пуда [3308 кг] на протяжении 165 сажен и получила 1-й приз в 45 рублей серебром; 2-й в 30 рублей получила лошадь Стерлитамакского же государственного крестьянина Зайкова, которая привезла 182 пуда на протяжении 140 сажен; 3-й приз в 15 рублей достался жеребцу, принадлежащему тоже Стерлитамакскому государственному крестьянину Япрынцеву, который привез 178 пудов на протяжении 135 сажен. Всего на испытании было 5 лошадей - все из Стерлитамакского уезда". Заметка была опубликована даже без инициалов. Подозревать в авторе тогдашнего редактора неофициальной части газеты было бы слишком смело. Статский советник Петр Николаевич Чеглоков вел уроки истории и географии в Губернской мужской гимназии и Мариинской женской гимназии нашего города, а заодно был действительным членом Губернского статистического комитета в компании с Н.А. Гурвичем, В.А. Новиковым, В.С. Лоссиевским и другими энтузиастами. Вряд ли он был достаточно искушен в английском языке (немецкий и французский - дело другое), тем более, относился к знатокам ипподромных состязаний туманного Альбиона, ведь "дерби" появились в России лишь четверть века спустя, в 1886 году. Кандидатуру кого-либо из членов Комитета о губернском коннозаводстве я тоже с сожалением отбрасываю из-за очевидного привкуса дилетантства в "репортаже". Может быть, автором был кто-то из представителей административных верхов губернии, некогда сам побывавший в Англии и видевший британских конников на дорожке ипподрома, который постеснялся публично признаться в несерьезной склонности к сочинительству. Во всяком случае, этот человек прожил в Уфе уже несколько лет, знает, что такое зиин (в башкирском йыйын) и отчасти разбирается в особенностях башкирской породы. Денежные призы для победителей были весьма существенными. В том же номере газеты приводились базарные цены на съестные припасы в Уфе. Так, один фунт (чуть больше 400 граммов) ржаного печеного хлеба стоил всего одну копейку, пшеничного хлеба - три копейки, а фунт говядины - всего пять. Описанное действо происходило, скорее всего, на каком-нибудь общественном выгоне. Зрители, за исключением приглашенных в беседку, стояли толпой, теснясь и толкаясь. Благоустроенный ипподром появился в городе много позже. Помню резные трибуны по улице Пархоменко, сразу за нынешним Домом печати, простоявшие до конца 1960-х годов. Все знают ипподром "Акбузат" сегодня. Каким он станет после реконструкции, мы скоро увидим. Наш аноним упоминает о богатых лицах, устраивающих скачки за свой счет. Было, было такое, и не только в башкирских и татарских селениях. Лев Николаевич Толстой, к примеру, в своем самарском имении в 1875 году созвал всех соседей на большой праздник, выставил в качестве призов ружье, шелковый халат и серебряные часы и приказал специально откормить для угощения хромого жеребенка. Существовал у нас в Уфе еще один красивый конский праздник, отмечавшийся 18 августа по старому стилю. Лет триста назад по случаю прекращения конского падежа была поставлена в Уфе, близ Оренбургской переправы, маленькая деревянная церковь во имя святых Фрола и Лавра, покровителей лошадей. В день храмового праздника окрестные жители приводили к ней своих подопечных, убранных цветами и лентами, чтобы окропить святой водой и тем препоручить покровительству лошадиных заступников. Спустя столетие рядом поставили церковь во имя Ильи Пророка. В 1846 году обе обветшавшие церквушки снесли и на их месте воздвигли каменную Ильинскую церковь, куда перенесли древний образ святых мучеников. Но праздник не угас, только теперь он проходил в новой Ильинской церкви. Кто знает, не побывал ли в ней предусмотрительно и государственный Стерлитамакский крестьянин Япрынцев со своими доморощенными конкурсантами? И не обращались ли мусульмане к своему святому Камбару с очень похожей молитвой?
Анна МАСЛОВА |
|
|