РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Глобальный диалог культур
-Есть афоризм, что Россия - это страна с непредсказуемым прошлым. Как вы к этому относитесь? Какие факторы могут влиять на изменение отношения к тем или иным историческим событиям? - Эта ситуация стара как мир. Современные археологи, изучающие надписи, славящие древнеегипетских фараонов, нередко сталкиваются с одним очень интересным феноменом. Некоторые иероглифы с именами правителей выскоблены, и поверх них вписаны фараоны новой династии. К сожалению, в России шараханье из крайности в крайность всегда было неотъемлемой чертой менталитета, которую не раз отмечали в своих мемуарах иностранные путешественники. Примерам нет числа: красные и белые, репрессии, XX съезд, перестройка и т.д. Поэтому утверждение о том, что история - это политика, обращённая в прошлое, для нас не лишено смысла. Но, во-первых, история, как и всякая наука, должна стремиться к объективности, а, во-вторых, к своему прошлому всё же надо относиться уважительно. И здесь Башкортостан может служить достойным примером. Наш многонациональный народ одинаково уважает и основателя первой башкирской автономии А.З. Валиди и основоположника БАССР Ш.А. Худайбердина. Да, при жизни они были непримиримыми политическими противниками. Но они оба были патриотами своей Родины и шли к одной цели, пусть и разными путями. - В начале марта прошла презентация первого тома «Истории башкирского народа». По заявлению авторитетных учёных, этот проект состоялся благодаря Президенту нашей республики. Когда стоит ждать появления оставшихся шести томов? Знакомы ли вы с первым томом? Что вас, как историка, поразило или восхитило? - Башкирский народ обладает уникальной историей, и охватить всё многообразие, повороты и стадии древнего народа - это колоссальная задача, которую не могли решить прежде. С этой стороны замысел семитомника грандиозен. Обучаясь в университете, мне не раз приходилось держать в руках «Очерки по истории БАССР». Однако содержащийся в них материал во многом устарел, накоплена масса новой исторической информации. Данный проект - это значительный шаг вперёд. Безусловно, в науке всегда будут разные мнения и подходы, иначе нет этого самого движения вперёд. Что же касается сроков издания остальных книг, то этот вопрос надо переадресовать научному коллективу. Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов всегда оказывал и будет оказывать всемерную поддержку исторической науке, поэтому проблема здесь не в деньгах. Вы же сами понимаете, что фундаментальные исследования - это очень долгий творческий процесс, который сложно загнать в узкие рамки подрядного графика. Поэтому не требуйте от наших учёных «пятилетки за четыре года». - В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Ахмет-Заки Валиди. Вклад этого учёного в отечественную тюркологию огромен. Неоднократно в научных публикациях о его деятельности указывалось, что после него не было учёных столь высокого уровня. С чем это связано? Правда ли, что тюркология сегодня переживает упадок? - Мне, как политологу, трудно судить. Тем более, что и на историческом факультете БашГУ я специализировался на новой и новейшей истории. Ахмет-Заки Валиди - выдающийся учёный, тем не менее могу вас заверить, что тюркология, как и любая живая наука, тоже не может стоять на месте. Вот мы изучаем науку логика. Аристотель - её основатель и крупнейшая величина. Но возьмётся ли кто-либо утверждать, что логика не развивалась после Аристотеля? Конечно же, тюркология развивается и будет развиваться. Вспомните имена хотя бы Льва Николаевича Гумилёва и Джалиля Гиниятовича Киекбаева. Ну а вклад каждого выдающегося учёного - это, если хотите, новый шаг за горизонт к очередным вершинам познания. - В соседней Челябинской области, Аргаяшский район которой, кстати, в своё время входил в состав «Большой Башкирии», открыт для посещения комплекс «Аркаим», привлекающий тысячи туристов со всей страны. Устроители этого проекта проповедуют идею исхода из Аркаима всей арийской расы, вплоть до рождения в этих местах Заратустры. Как вы к этому относитесь? - Ну, прежде всего, «арийская раса» - это не научное понятие, а одно из идеологических клише гитлеровской пропаганды. Её в природе никогда не существовало, как нет «тюркской» или «китайской» рас. Опять же, о столь «седой древности» мне, как политологу, трудно судить объективно. Тем более, что на этот вопрос есть противоположные точки зрения. Вместе с тем, великий тюрколог Лев Гумилёв писал, что этносы, как и люди, рождаются, развиваются и исчезают. Причём предельный возраст для этноса он устанавливал в 1200 - 1500 лет. А его члены входят в состав новых этносов. И, как у каждого из нас есть отец, мать, двое дедушек и две бабушки, у любого народа есть не один этнос-предок. Не случайно многие исследователи башкирского эпоса «Урал-батыр» находят в нём и иранско-зоро-астрийские, и финно-угорские, и тюркские мифологические традиции. Ведь в многообразии красота и залог вечного развития жизни на земле… - У нас в республике есть уникальные памятники палеолитической культуры, такие как Шульган-таш, Мурадымовская и Заповедные пещеры, буквально совсем недалеко от Уфы находится мавзолей Хусейнбека, в Учалинском районе ведутся раскопки так называемого «башкирского Стоунхенджа». Что делается для того, чтобы эти памятники были доступны для посещения туристами, и нужно ли это? - Все упомянутые вами памятники являются культурным достоянием не только многонационального народа Республики Башкортостан, но и всего человечества. Более того - они принадлежат даже не нам, а будущим поколениям. Сегодня, проводя археологические раскопки, мы разрушаем культурный памятник. Неограниченный доступ туристов - его гарантированное уничтожение. Ведь в своё время автографы современных вандалов чуть не погубили палеолитическую живопись пещеры Шульган-таш. Для того чтобы сделать эти памятники общедоступными, необходимо превратить их в музеи со всей необходимой инфраструктурой. А пока на это нет средств, единственный путь спасти памятники - ограничение доступа к ним. Понимаю, что имеющиеся в музеях Башкортостана точные копии древнего искусства - слабое утешение для туристов. Но это, поверьте мне, меньшее зло… - В октябре этого года, объявленного в Башкортостане Годом Республики, пройдёт ряд праздничных мероприятий. Что, на ваш взгляд, станет их кульминацией? - Ну, конечно же, День Республики! Причём, как показал анализ опыта организации торжеств в честь Дня Республики прошлых лет, созданию атмосферы подлинного праздника мешало совмещение общереспубликанских мероприятий с городскими и районными. Поэтому предлагаем в 2010 году план организации торжеств построить на других принципах. Возможно, проводить торжественные мероприятия, посвященные Году Республики Башкортостан и Дню Республики, синхронно с предстоящими юбилейными презентациями целого ряда районов в Уфе. В свою очередь лучшие творческие коллективы столицы республики покажут свои достижения жителям отдалённых городов и районов в рамках мероприятий под общим названием «Республика поздравляет», а юбилейные даты со дня основания городов и районов должны сопровождаться традиционными концертами самодеятельных коллективов, историческими реконструкциями шежере башкир, выставками и встречами районных землячеств. - В Башкортостане традиционно уделяется внимание сохранению культуры всех народов, проживающих на территории республики. В то же время в мире всё чаще говорят о глобализации и некой унификации всех традиций. Как вам видится перспектива? - Я думаю, всё будет зависеть от самих людей и не в последнюю очередь от культурной политики государства. Культурная политика, проводимая в Республике Башкортостан, рассматривает глобализацию не как унификацию, а как «глобальный диалог культур». Вот ансамбль имени Файзи Гаскарова срывает аншлаги в Париже - это тоже процесс глобализации башкирской культуры. А вот в Уфе проходят гастроли турецкой театральной труппы - ведь это также проявление глобализации, но без разрушения матрицы культурной самобытности народов. - Как вы относитесь к заимствованию западных традиций? - Вопрос - на вопрос: а вы можете назвать хоть одну западную традицию, которую мы заимствовали? Пожалуй, не сможете, потому что заимствовали мы в основном элементы материальной культуры и некоторое количество слов, пополнивших сленг нашей молодёжи. Унификация в рамках глобализации - это не европейская культура. Против неё сильнее всего протестуют именно в странах ЕС. Хотя, пожалуй, одну западную традицию нам всем необходимо перенять - это научиться уважать себя. - Сергей Николаевич, в начале марта вы провели круглый стол с местными лидерами представленных в республике политических партий. Каковы ваши личные впечатления, получился ли диалог конструктивным? - Каждое цивилизованное государство заинтересованно в развитии гражданского общества и установлении конструктивного диалога с его представителями. Это один из приоритетов внутренней политики Президента Башкортостана М.Г. Рахимова. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 7 республиканских отделений Всероссийских политических партий. К сожалению, далеко не все из них проявляют политическую активность, работают с избирателями в городах и районах, выдвигают своих кандидатов во власть. А в результате «хромает» реализация принципа многопартийности представительной власти всех уровней. 10 марта я обсудил эту и ещё много других проблем с представителями «Единой России», «КПРФ», «ЛДПР», «Правого дела», «Яблока» и «Патриотов России». Мне кажется, что мы поняли друг друга. - В последнее время в России активно обсуждается возможное объединение всех мусульманских организаций. Уфа вот уже более 200 лет является центром российского мусульманства, именно здесь Указом Екатерины II образовано в 1789 году Духовное Управление мусульман. Как вы считаете, существует ли опасность, что столица республики потеряет статус, и ЦДУМ будет перенесено, к примеру, в Москву? - Согласно Конституции, наши религиозные организации независимы от государства, а потому окончательное решение будут принимать лидеры и члены мусульманских общин. Что же касается возможных прогнозов, то вряд ли в исламе, как одной из традиционных религий, возможен такой радикальный разрыв с более чем двухвековой традицией. Конечно, сегодня мечети Центрального Духовного Управления мусульман открываются в Москве, мечети Совета муфтиев России строятся в Башкортостане, но это нормальный эволюционный, а не революционный процесс. - Совсем немного времени остаётся до открытия III Всемирного Курултая башкир. Удовлетворены ли вы подготовкой к нему, приглашены ли гости из-за рубежа? Стоит ли ожидать каких-то сенсационных решений по итогам его работы? - Каждый Всемирный Курултай башкир является крупным историческим событием для Республики Башкортостан. По своему статусу он является Всемирным конгрессом башкирских общин, в котором примут участие делегаты из многих стран мира. Подготовка к нему уже давно идёт полным ходом. Однако меня удивляет ваш вопрос о сенсациях. Курултай башкир - это не ритуал и не театральная постановка, а живой национальный форум башкирского народа, информационная площадка для обмена мнениями, место для дискуссий, в горниле которых рождаются решения. Но вот какими именно они будут - это вопрос к делегатам. - Вы являетесь государственным советником Президента Башкортостана. Как вам работается в тандеме с Муртазой Губайдулловичем? Что больше всего вас поражает в этом человеке? - Рабочий день Муртазы Губайдулловича начинается в семь утра, а заканчивается поздно вечером. Причём это не авральный, а обыкновенный будничный трудовой график, выдержать который далеко не просто даже молодому человеку. Вместе с тем, работа с Президентом - это такой мастер-класс для руководителя любого уровня, что начинаешь понимать: в мире нет невыполнимых задач… И сегодня не я один пытаюсь раскрыть загадку, как удаётся Муртазе Губайдулловичу так легко находить общий язык с академиком и колхозником, студентом и ветераном Великой Отечественной войны. Как он может лидировать в рейтингах популярности российских СМИ, ни разу не прибегнув к заказным, приплаченным из бюджета республики публикациям, как это делают некоторые руководители. «Лучше приобрести для села лишний трактор, чем оплачивать заказной сюжет на центральном телевидении о себе самом, а народ со временем сумеет отличить правду от лжи и дать каждому справедливую оценку» - эти слова М.Г. Рахимова войдут в новейшую историю Башкортостана XXI столетия.
Венера ГАЛИМОВА |