РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Под маской - то, что хочешь ты увидеть
«Скажи мне просто: Нина, Кинь свет, я буду жить с тобой И для тебя. …. Скажи мне это… Я готова, В деревне молодость свою я схороню, Оставлю балы, пышность, моду И эту скучную свободу». Можно ли не поверить этим словам, этому чистому юному голосу? Но почему произносящая их Нина (Ирина Звягина) одета в такое простое черное платье? Какой контраст с блеском только что пронесшегося перед нами маскарада! Может быть, дело в том, что Нина была там? А «маскерад» - это совсем не великосветская вечеринка в полумасках: на публичных увеселениях в доме Энгельгардта мог появиться любой заплативший за вход. Причем раз муж об этом не знал - значит, Нине пришлось переодеваться в маскарадный костюм и обратно вне дома. «И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело». Так только что поступила некая дама в домино, оставив счастливцу - князю Звездичу (Вячеслав Виноградов) - свой браслет… И чтобы продолжать пользоваться состоянием мужа и всеми остальными благами своего положения, от нее требуется лишь соблюдать условности и хорошо владеть собой. Лишь вовремя говорить мужу нужные слова. «Так ездит к вам тот смуглый и в усах?» - говорит Арбенин Шприху (Сергей Басов). Мужей, которым можно это сказать, тысячи... В то самое время, когда Лермонтов работал над «Макарадом», в петербургском свете разыгрывалась драма Пушкина и Дантеса. Можно верить Нине или нет - на этот счет у самого Лермонтова было два мнения: ведь он создал несколько разных версий «Маскарада». Итак, Нина в черном: ее душа - потемки, а рядом - ее другая ипостась, в белом. «Вы можете придать ее словам /Улыбку, взор, какие вам угодно». Ориентиров нет. Муж - Арбенин - должен верить либо собственным чувствам, либо разуму. Но кто такой сам Евгений Арбенин, с которым мы знакомимся за карточным столом? Хладнокровный игрок? Нет. Настоящие игроки, готовые повернуть все себе на пользу, - его враг Шприх и друг Казарин (Валерий Гриньков). Арбенин - человек одной страсти, будь то игра или любовь. «Но чтобы здесь выигрывать решиться/ Вам надо кинуть все: родных, друзей и честь… годы/ Употребить на упражненье рук». Он сумел нажить состояние там, где многие другие разорились (вернее - разорив многих) - стало быть, исключительная личность. Наполеон. Восхищение и любовь света - без них он обойдется. Но чувство собственного превосходства - вот главный стержень лермонтовского героя. Это ощущается с первых же шагов и реплик Александра Федеряева. И ему - смириться с ролью обыкновенного обманутого мужа, чье несчастье обсуждается во всех гостиных? Во втором акте Нина - уже в белом платье… Да, поначалу кажется, что жизнь - игра, где счастье на стороне опытных игроков - Арбенина, баронессы Штраль (Айгуль Шакирова) - ей ничего не стоит выпутаться из своего небольшого приключения в маскараде… Недаром на заднем плане перекатывается колесо Фортуны. Но есть здесь и еще одна доминанта: красный треугольник, который по мере того, как накаляются страсти, опускается все ниже. Сценография Александра Дубровина (как и режиссер - петербуржца) выразительна и точна. Красный и черный, серебро и золото, шахматы и карты, фигуры двоятся - костюмы в стиле модерн от петербургской же художницы Ирины Лебедевой и пластика москвича Артура Ощепкова завораживают и увлекают в вихрь маскарада. Задача режиссера - обнажить пружины чувств. (Ее можно прочитать по-разному: например, поместить одну из героинь в ванну - разумеется, с соблюдением всех театральных условностей). Захватить в плен роковых страстей. И с этой задачей Игорь Селин и ансамбль Русского драматического справились блестяще. В конце все, даже демонический Неизвестный (Тимур Гарипов), окажутся лишь обманными масками. Становится ясно: Арбенин сам лишил себя счастья, потому что слишком мало в него верил. Слишком доверял опыту. (Кстати, и не только он, но и все серьезные игроки этой драмы - ведь все тут же поверили сплетне о Нине). Так красное или черное? Игрокам, ставящим на кон все, чаще выпадает черное. Им лучше не играть.
О своем пути на сцену Русского драматического мне рассказала звезда мюзикла «Голубая камея» и исполнительница роли Нины - Ирина Звягина: - Я родилась, закончила школу и архитектурно-строительный колледж в Мелеузе, потом поступила в Оренбургский госуниверситет. Параллельно занималась в мелеузовской эстрадной студии «Тоника» и участвовала в эстрадных конкурсах. Например, я финалистка московского арт-фестиваля «Роза ветров», заняла I место на международных конкурсах в Болгарии и в Сочи. Родители сказали: «Вокал - это не профессия». Но совсем отказаться от сцены я не могла. Когда Ким Брейтбург объявил кастинг на «Голубую камею», я готовилась к защите диплома. Но поучаствовать в настоящем мюзикле было безумно интересно! И в последний день я все-таки пришла на кастинг… Методы у двух режиссеров, с которыми мне удалось поработать, совершенно разные. Михаил Исакович сначала искал в нас внутреннее наполнение, а потом переносил все «в ноги». А Игоря Геннадьевича, наоборот, сначала волновала форма. Но я в этом смысле всеядна: мне интересно все! - Что было самым трудным в «Маскараде»? - Игорь Геннадьевич взял меня потому, что ему нужна была искренность, живая эмоция. И я, можно сказать, не играю, а на самом деле переживаю все это. Когда смотрю в глаза своему партнеру, мне становится и правда страшно… - Не могу не задать вопрос о ваших дальнейших планах. - Может быть, я получу театральное образование... Пока не знаю. Я фаталистка: верю, что все предначертано и сбудется само собой. Строить далеко идущие планы - дело неблагодарное.
А о закулисных секретах этой постановки поведал ее главный герой - Александр Федеряев: - У режиссера было уже сложившееся видение образа Арбенина: он считал его просто очень жестким человеком. Такой машиной с отрицательным запалом. Я переиграл в своей жизни много отрицательных героев. Если раньше, в молодости, мог изображать злодея как в комиксе - злодеем от начала и до конца, без всякого второго дна… то теперь мне интересно: почему он так себя ведет? В театре ведь что интереснее всего? Развитие характера, превращение, которое происходит прямо на глазах у зрителя. Я видел его сначала человеком. И в конечном итоге точка зрения, которую отстаивал и я, и художественный руководитель театра Михаил Рабинович, была принята режиссером спектакля. - Интересно, сколько времени артист находится в образе? Занавес падает - и все? - Это зависит от роли. На Арбенина я начинаю настраиваться за полчаса до спектакля. А отхожу еще дольше. Сыграл две премьеры подряд - и мной еще долго владело арбенинское настроение подавленности, внутренней противоречивости… Только вчера, на «Дачниках», более-менее пришел в себя. - Одна из главных тем спектакля - игра. А вы азартный человек? В карты играете? - Нет. У меня хобби совпадает с профессией. Театр - это такой азарт, такой адреналин, что картам до него далеко. А адреналин - это, наверное, самый сильный наркотик.
Екатерина КЛИМОВИЧ |