РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Кто за этим стоит?
Игорь Стравинский уехал в Швейцарию в 1914 году, а вернулся только в 1962-м, с концертами. О своих ощущениях от музыки композитора-эмигранта мне поведал дирижер спектакля Герман Ким. - Я обожаю Стравинского! Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» написаны в тот период, когда он работал с Дягилевым для «Русских сезонов». Такого в начале XX века еще никто не писал, это был революционный шаг! Поэтому в России его музыка и была воспринята неоднозначно. Стравинский обращается к русскому фольклору: например, в «Петрушке» цитируются две народные песни. Это очень яркая, образная, именно театральная музыка: так и представляешь себе образы, причем многие решены в комическом, даже гротескном ключе. Здесь нет никакой двузначности: все определённо, прямолинейно, четкие, жесткие ритмы. Его музыка узнается сразу. При этом она очень сложная. - Расскажите, пожалуйста, о себе… - Я родился в Южно-Сахалинске. Когда мне было восемь лет, мы поехали в отпуск в Ленинград. И там мне представился случай пройти прослушивание в музыкальной школе при консерватории. Вернулись домой, и через некоторое время пришло письмо, что я зачислен в эту школу. Я закончил ее, а потом и консерваторию - сначала как хормейстер, а потом как симфонический дирижер. Работал в театре имени Мусоргского (он считается вторым по значимости после Мариинского в Санкт-Петербурге). Потом за границей. Далее в Челябинске и Екатеринбурге. Оттуда меня пригласили в Уфу. Дирижером я мечтал стать с тех пор, как попал на один концерт: оркестр Ленинградской филармонии играл шестую симфонию Чайковского. Я до сих пор помню свое тогдашнее состояние. Что такое дирижер? Если инструмент скрипача - скрипка, то мой инструмент - целый оркестр. Причем инструмент живой. Дирижер зависит от каждого музыканта оркестра, и его задача - объединить их всех в единый коллектив.
-У нас это будет «полнометражная» двухактная постановка, - рассказывает автор либретто и постановщик «Марионетки» - заслуженный артист РБ Ринат Абушахманов. - Для этого мы с дирижером-постановщиком Германом Кимом добавили еще семь отрывков из симфонических произведений композитора. Это очень сложная музыка, но и очень интересная. Если Стравинский появится и задержится в нашем репертуаре, это будет большой шаг вперед и для оркестра, и для балета, и для зрителя. - Раз «Петрушка» - новое слово в балете, то и хореография, наверное, не чисто классическая… - Еще на дягилевских «Сезонах», когда «Петрушку» ставил Фокин, это уже не было чистой классикой. Михаил Фокин и сам был новатором: у него есть элементы, которые отрицают классику. И в классический урок, которым артисты балета занимаются каждый день, он вносил свои новшества: например, заставлял их делать «колесо». И балеты на музыку Прокофьева - это уже не «голубая классика» вроде «Жизели» и «Лебединого озера». Музыка всегда идет впереди, вслед за ней перестраивается хореография. Под воздействием Стравинского я несколько отхожу от классики, соединяю ее со свободой тела, как в модерне. Но женщины будут танцевать на пуантах (чистый модерн - это свободная стопа). Музыка - это абсолютно точное выражение времени. Чайковский, Адан - это романтическое сознание XIX века. А современной молодежи тесно в этих рамках. У наших молодых танцовщиков есть огромное желание танцевать новый авангардный репертуар! А тело-то «настроено» на классику. Было бы полезно пригласить, например, педагога по джазовому танцу… - Расскажите, как подбирались артисты на главные роли? - Для Балерины нужна была… балерина: красивые линии, чистая форма. Эту партию будут исполнять Римма Закирова и Ирина Сапожникова. Римма - уже зарекомендовавшая себя солистка. Ирина и Руслан Абулханов дебютировали в моем же балете «Том Сойер», затем участвовали в «Неклассическом дивертисменте». Ирина - выносливая, как мы говорим, крепкая балерина, одаренная актерски. Еще мне очень нравятся ее трудолюбие и обязательность. Мой Петрушка - влюбленный герой. Здесь нужен легкий танцовщик - это будут Андрей Брынцев и Руслан Абулханов. Андрей Брынцев - это мой артист, мой, так сказать, пластилин, из которого я вылепляю нужную мне форму, то же самое можно сказать о Руслане. А для Арапа требуется возмужавший, хорошо подготовленный технически исполнитель: это очень сложная партия. Его будут танцевать Олег Шайбаков и Артур Новичков. - А как становятся солистами? Неужели разница между солистом и рядовым танцовщиком настолько велика? - Шанс есть у каждого, если, коне чно, человек в принципе профпригоден. Но артист - очень зависимая профессия. Доверили тебе ведущую партию - ты стал солистом, не доверили - не стал. В этом случае остается пробовать себя в других театрах. - Чего еще вам хотелось бы достигнуть в этой постановке? - Для меня важно мнение балетных критиков. Без профессиональной критики ни артисты балета, ни тем более хореографы не могут развиваться. Так что я планирую отослать видеосъемку своей работы в Петербург - в училище имени Агриппины Вагановой, которое окончил.
-Первая сцена у нас - молодежная вечеринка, - рассказывает художник-постановщик Фания Низамова. - На заднике - панорама города. Далее сцена трансформируется в комнату одного из персонажей, где на диване сидят куклы. Это такой посыл в прошлое: они одеты так, как были одеты исполнители у Александра Бенуа - создателя костюмов оригинальной версии «Петрушки». Там действие начиналось в ярмарочных балаганах на Царицыном лугу, одна из целей была - познакомить французов с русской жизнью. Все это надо собрать, работать с осветителями, когда пошьют костюмы - смотреть, как сидят, пробовать, переделывать: многое рождается «в процессе», под диктовку хореографии... Подготовка к премьере - вообще процесс напряженный, а когда создаешь что-то совершенно новое - ответственности и нервов еще больше. Я закончила художественно-графический факультет БГПУ, четыре года отработала в школе. Поэтому считаю, что надо выпускать как можно больше детских спектаклей и красивых, романтических сказок. В театр пришла в 1994 году, и сейчас у меня на счету уже около пяти спектаклей. Мои принципы - декоративность, поэтичность и простота. А с Ринатом Абушахмановым мы уже делали «Тома Сойера». Костюмы для этого балета - как у сегодняшних парней и девушек. Конечно, они должны быть нарядными: простой элегантный крой пиджаков и блузок, красивая фактура ткани. Молодежь сейчас очень яркая. Но если весь этот букет высыпать на сцену - получится салат «Оливье». Костюмы кордебалета должны быть несколько приглушенных тонов, и на этом фоне - главные герои. Балерина - эпатажная красотка. Петрушка - в яркой рубашке. У Арапа - элегантный белый костюм с черными вставками, белые джазовки - это такие балетные туфли, имитирующие ботинки. - Значит, «Марионетка» - калейдоскоп современности… А в нашем театре делают пачки? - Конечно, делают! И мы отправились в пачечный цех - в гости к мастерам Светлане Селезневой и Ольге Артамоновой. Здесь же кроятся и женские костюмы для наступающей премьеры. - Каждая пачка - вернее, только юбочка, она называется «тюник» - это 13 метров ткани, только один верхний ярус - 100-120 складок, - рассказывает Светлана Селезнева. - Все 15 ярусов держатся на стальном обруче, гибко скрепляются между собой: они должны быть единым целым. Для каждой артистки пачка делается индивидуально. Костюм должен быть в первую очередь удобным. - А сколько времени уходит на одну пачку? - Около двух дней. У нас работала девушка, которая могла за один день заложить складки для четырех пачек, но я пока что столь космической скорости не достигла. Вообще работа здесь такая, что остаются не все: нужно быть фанатиком своего дела. Но я работаю уже пять лет - а кажется, будто пришла только вчера! Помню, на репетиции ходить было некогда, и я пришла сразу на премьеру «Риголетто». Это было замечательно! Так же было на «Томе Сойере», когда при виде наших «скелетов» дети визжали и забирались с ногами на кресла! Так действует театральное освещение: ты просто не узнаешь своих костюмов. А еще это означает: ты выложилась настолько, что это работает.
Парча и диско, капроновый тюль, крупная сетка, на которую приклеивается позолота, мешковина… Есть даже такое правило: чем грубее ткань - тем эффектнее смотрится на сцене. И из всего этого рождается нечто совершенно противоположное. Сказка. Мечта. То есть то, какой должна быть реальность…
Екатерина КЛИМОВИЧ |