|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Рифкат Исрафилов: «Наша задача - потрясти»
Как выбрать пьесу, чтобы она «выстрелила»? Что такое национальный театр? Кто лучшие мастера отечественной сцены? На мои вопросы согласился ответить художественный руководитель Оренбургского театра - народный артист России Рифкат Исрафилов. - У нас основная линия - серьезный, классический репертуар. Сегодня в театре идут «Чайка» и «Три сестры», «Бешеные деньги» Островского и «Прощальная гастроль князя К.» по повести Достоевского «Дядюшкин сон». «Свидания в предместье» Вампилова, который уже тоже считается классиком, мы показывали в Москве, со спектаклем «А зори здесь тихие» ездили на фестиваль в Марселе, где он был высоко оценен. А с комедией Марии Ладо «Очень простая история» мы на днях побывали в Ростове, на фестивале «Русская комедия». Взяли четыре номинации из пяти. Но, конечно, все театры ищут злободневные пьесы, стараются затронуть болевые точки, которые есть в обществе. У нас это, например, «Между чашей и губами» - здесь тема войны в Афганистане и Чечне. Из последнего - «Берег неба»: жизнь заброшенного городка, увиденная глазами великого сценариста Тонино Гуэрры. Наша задача - потрясти. Если не получается - значит, надо искать новые пути. Например, «Вестсайдская история» - последняя наша премьера - это, по сути, та же «Ромео и Джульетта», но здесь конфликт разыгрывается на улицах Нью-Йорка, среди американской и пуэрториканской молодежи. А 30 лет назад Азат Абдуллин написал пьесу «Тринадцатый председатель». Ставить ее разрешили когда-то только вахтанговскому театру, и она шла с большим успехом. Драматург предупреждал, что если мы будем отворачиваться от проблем, которые есть, то получим разрушение. И так оно и вышло. Театр - это барометр, определяющий атмосферу в обществе. (Прим. авт.: Также в репертуаре оренбуржцев - «Недоступная» Сомерсета Моэма, «Невидимый любовник» немецкого экспрессиониста Вальтера Газенклевера, «Мамапапасынсобака» лауреата Европейской театральной премии сербки Биляны Срблянович, «Шикарный мужчина» москвича Сергея Белова). - За какую тему вы планируете приняться теперь? - Будем ставить «Ричарда III» Шекспира. По-моему, эта пьеса очень соответствует сегодняшнему дню. Не так страшно физическое уродство, как уродство нравственное, причем этот человек, бросая вызов небесам, рвется к власти. И если такие люди побеждают - вот тогда беда. - 24 года вы отдали нашему Башкирскому театру драмы. Были ли любимые пьесы? - Интересных постановок было очень много, начиная с преддипломной - «Галиябану». Но самым ярким событием в театральной жизни не только республики, но и страны стала инсценировка повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство». Наш спектакль назывался «Судьба - не судьба», участвовал во многих фестивалях, был на слуху в культурном пространстве Советского Союза. Позднее я ставил «Долгое-долгое детство» и в Москве. - В одном из интервью вы сказали, что показать пять хороших пьес в национальном театре - это из области фантастики… - Каждый национальный театр должен в сезон поставить не менее пяти пьес. Одну можно взять из русской или зарубежной классики, а остальные? В национальный театр народ ходит на своих драматургов, это лаборатория национальной драматургии, и надо работать с авторами. Руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Рейхельгауз получает в год по 300 пьес, из них пригодны для сцены немногие. А здесь? Однако я думаю, что в Башкортостане и Татарстане с этим все обстоит более-менее благополучно. Да, Мустай Карим, Асхат Мирзагитов, Нажиб Асанбаев, Ибрагим Абдуллин и Флорид Буляков, с которым мы делали мою последнюю постановку в этом театре - «Бибинур, ах, Бибинур!», отмеченную Государственной премией, - это был золотой век башкирской драматургии. Но я думаю, что талантливая молодежь есть и сейчас. - У вас есть любимые драматурги? - Антон Павлович Чехов. - Хотелось бы поставить в Уфе еще что-нибудь? - Пока у меня нет такой перспективы. Мы с Таном Гумеровичем Еникеевым уже поставили в Москве, в театре имени Ермоловой, «Рабу своего возлюбленного» Лопе де Вега, и сейчас у меня тоже есть приглашение в столицу. Если время позволит, хочу еще испытать себя. Я учился в Москве, жил там 7 лет после окончания учебы, очень ее люблю и часто там бываю - по общественной работе, как секретарь Союза театральных деятелей России. И смотрю все спектакли, которые считаются лучшими. - Посоветуйте и нам. - Мне очень нравится Чеховский фестиваль. Далее прежде всего я интересуюсь постановками Петра Фоменко - это выдающийся режиссер. Слежу за творчеством Камы Гинкаса, своего однокашника Бориса Морозова, Анатолия Васильева, Иосифа Рейхельгауза - я считаю, что они очень талантливые ребята. Интересно работают Юрий Бутусов, Сергей Женовач. А самое сильное впечатление на меня произвел спектакль «Ромео и Джульетта» Мюнхенского театра. Он потряс всю нашу делегацию - мы ездили с Михаилом Ульяновым, Юрием Любимовым, ведущими театроведами. Я помню его, как будто видел вчера. Имени немецкого режиссера я не помню, но учился он в ГИТИСе. Многие из тех, кто задает тон даже сегодня, учились там. - Скажите, московские театры чем-то отличаются от провинциальных? - Иногда в Москве можно увидеть такие провинциальные спектакли, что в провинции уже давно так не играют. И наоборот. - А в кино нашем в последние годы происходило хоть что-нибудь достойное? - «Ворошиловский стрелок». Фильмов такого масштаба я в последнее время больше не видел. А на днях здесь, в Уфе, я со всей семьей ходил на «Мастера и Маргариту» Юрия Кары. И понял, что такого я давно не видел. Хотя у некоторых режиссеров - не у тех, о которых слышно больше всех, - есть интересные работы. А то, что происходит на современном телевидении - это просто театр абсурда. В плохом смысле. Но я надеюсь, что оно в конце концов оправится… - А что питает вашу надежду? Многие ее уже потеряли. - Пессимистические настроения надо преодолевать. - Наверное, у вас были в Уфе любимые места… А теперь и в Оренбурге появились… - Когда я жил в Уфе, утром всегда бегал по набережной, делал гимнастику. Белая - очень красивая река, от памятника Салавату Юлаеву открывается великолепная панорама, это все знают - наши артисты вчера только там были. А в Оренбурге есть замечательная Зауральная роща. Мы с Павлом Леонидовичем там на лыжах катаемся. (Павел Церемпилов - директор театра. - Прим. авт.)
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|