|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Главный сказочник столицы
Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям... - Добрый день, Ильмар Разинович! Уже не за горами очередной театральный сезон. Чем планируете порадовать зрителей? - Открывать сезон мы будем спектаклем «Звездочка», который ставим для ребятишек примерно до третьего класса. А для зрителей постарше создан социальный проект – «Страна Намруд». Эту пьесу специально для нас написал молодой уфимский театровед Володя Аношкин. Сюжет ее направлен на борьбу с вредными привычками, связан с безопасностью детей. Каждый новый сезон стартует в Театре кукол какой-нибудь социальной акцией для детей школьного возраста. И если в прошлые годы в поле нашего зрения попадали пожарная безопасность, Правила дорожного движения, то в 2011-м нас заботит большая и серьезная тема - профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения. - В конце предыдущего сезона вы представили публике спектакль «Похороните меня за плинтусом...». Зрители его увидят осенью? - Несомненно. Это не совсем наш спектакль. «Похороните меня за плинтусом» был преддипломной постановкой студентов Уфимской государственной академии искусств. Работа над столь необычным материалом и стала для них своеобразным «входом» в нашу труппу. Лично у меня с этими ребятами полное совпадение интересов, мне будет приятно воплощать с ними в жизнь разные идеи. В частности, один из наших проектов на будущий год - Театр школьной классики. Это - новое направление для Уфы, когда театр сам приезжает в школу и играет спектакли. - И все-таки повесть Павла Санаева, которая легла в основу «Плинтуса», довольно жесткая... Вы думаете, дети смогут ее полноценно воспринимать? - По поводу жесткости санаевской повести поспорю. Я читал книгу, хорошо знаю этот материал. У меня она оставила светлые впечатления, не вызвав какого-то негативного и тяжелого отношения к этой истории взросления и любви. Но это не для детей проект, а для взрослых, максимум - для старшеклассников. Кстати, мы будем возобновлять практику показа в Театре кукол вечерних спектаклей, возобновлять «возрастной» репертуар. - Какие еще постановки планируются в новом сезоне? - О них я смогу больше сказать, когда наши проекты будут в стадии выпуска. А предварительно... Например, у нас есть идея привлекать в спектакли детей с ограниченными возможностями. В стадии развития - проект, связанный с изучением башкирского языка, точнее, со знакомством с ним. Мы хотим помочь и учителям, и школам, и семьям, которые стремятся обучить своего ребенка государственным языкам Башкортостана. С нашей стороны это своего рода духовно-инженерные поиски. Мы будем привлекать учителей башкирского языка, возьмем их сценарные разработки для классных часов. Сейчас такая работа идет совместно с Управлением образования администрации города. Малыши 25-го кадра - Какие спектакли необходимы в наше время и детям, и взрослым? - В первую очередь, о доброте. Это - мое глубокое убеждение. Нужны такие постановки, чтобы человек пришел в театр, посмотрел спектакль и начал делать добро. Ведь главная наша цель - одухотворение зрителя. Тот элемент чернухи, который есть на современных подмостках, временный и постепенно сойдёт на нет. Грязи достаточно и на экранах, а вот когда публика приходит в театральный зал, она хочет увидеть светлое, доброе, в чем-то проблематичное, но знакомое ей. Детство, похожее или не похожее на собственное, на ее жизнь. Человек должен получать добрый, качественный и умный спектакль, который бы заставил зрителя посмеяться, поплакать, задуматься и стать лучше. Это великая миссия театра. - Должен ли он развлекать аудиторию? - Я думаю, что любая детская сказка несет в себе и элементы развлечения, и элементы обучения. Малыши искренни, они во все верят. Только что была тыква, а тут - бах! - карета. Ребенок в восторге: вот это - сказка! За такие мгновения можно все отдать. - Чему театр может научить детей и чему - их родителей? - Вы посмотрите на взрослых, которые приходят со своими чадами к нам в театр. Когда в фойе к малышу вдруг обращаются сказочные персонажи (естественно, актеры в костюмах и масках), взрослые начинают улыбаться, у них теплеет взгляд, они становятся моложе. Ведь родители для чего приводят ребенка в театр? Чтобы он узнал нечто, чего они не в состоянии ему объяснить. А с помощью сказок, причем тех, на которых они сами выросли (плюс волшебство сценического перевоплощения), будет проще научить его всему. Ведь на ночь ребенку читают именно сказки. Ему же не рассказывают о том, что мы ходили сегодня в магазин, купили кило картошки, а гречка подорожала... Рассказывают сказку и обязательно - со счастливым финалом. - Чем отличаются нынешние дети от ребятишек предыдущих поколений? - Это маленькие интернет-пользователи, которые очень быстро «потребляют» информацию и моментально ее перерабатывают. И если информация растянута во времени, говорю о длиннотах в тексте, в спектакле, то она перестает быть для них интересной. Речь о так называемых детях 25-го кадра: они быстрее принимают решения и вполне осознанно в скоростном режиме выстраивают логические цепочки. Естественно, это иное поколение, которое живет уже по законам новейшего времени. Я не перестаю удивляться тому, что в выпускном классе детям на ЕГЭ дают какие-то ненормальные задания. Школа превращается в механотерапию, но не по интенсивности обучения, а по количеству стрессов. Хотя учителя совсем не виноваты, их поставили в такие рамки… У меня теща - учитель начальных классов. К ней уже дети ее первых питомцев приводят своих малышей, просят, чтобы она их научила читать. И она учит - по книгам, сказкам, учит любить, ценить слоги-слова. В результате даже самые отпетые неслухи у нее становятся прилежными учениками. Ничего нового не придумано, она просто их заинтересовывает предметом, не перегружает лишней информацией. Вот что значит старая школа! Недетские проблемы детского театра - Каким вы видите в идеале Театр кукол? - Наш театр должен быть самым лучшим. Потому что все, кто в нем работает, стараются не для себя, а... для будущего. Поэтому собираю команду, стремлюсь всегда идти на стопроцентный диалог с артистами, поскольку хозяева в театре - они. Решая их вопросы, я понимаю: тогда и они будут помогать мне в осуществлении творческих задач. Я не революционер в общепринятом понимании этого слова, не люблю взрывов, придерживаюсь теории маленьких шагов, столь характерной для китайцев. Ради большого дела нужно каждый день совершать что-то, приближающее тебя к цели. Каждый день нужно убираться в огромном доме. Начать с одного угла, потом перейти к другому - так за год наведешь порядок во всех комнатах. А главное - изучишь весь дом, его жизнь. - Есть ли проблемы, которые вызывают тревогу? - Безусловно, есть. Поэтому сейчас многое зависит от Закона о культуре, который осенью будет рассмотрен в Государственной Думе Российской Федерации. Я часто думаю о том, что представители силовых структур просто молодцы - как они быстро разработали свои законы! А наш закон с 2003 года висит в воздухе... - А вдруг благодаря автономии ситуация исправится? - Все не так просто. Обратимся к 83-му Федеральному закону, где сказано: нельзя учреждение культуры перевести в автономию без его согласия. Театр, концертную организацию и так далее нельзя заставить сделать это. Конечно, учредитель может пообещать применить административный ресурс. Но сейчас не те времена! Данная мера вызовет переполох, потому что опять за нас все решили - не проведя какой-то большой референдум, не собрав разные точки зрения, не выслушав людей из глубинки... Опять все было решено там, в центре, причем с мыслью о том, что это замечательно. А ты тут сиди и голову ломай! Им там совсем неплохо - покупаются билеты за 2-3 тысячи рублей, сдаются в аренду престижные здания, а здесь, на периферии, что делать? Напоминаю: мы живем за счет господдержки. - За счет дотаций живет и армия, и полиция, и образование, и медицина... - Да. Мне тут сказали с возмущением - а почему вы все сравниваете с Законом о полиции, там речь идет о людях в погонах?! Ну, а мы - люди в костюмах, и что?! Почему мы должны быть в социальном неравенстве? Это же на государственном уровне нужно понимать, что артист - столь же значимый человек, властитель дум в каком-то смысле, и он имеет право, просто обязан получать достойную зарплату. Я тоже хочу, чтобы мои артисты ездили отдыхать за границу, отдавали детей в лучшие школы; хочу, чтобы они спокойно брали кредиты, поскольку знают, что обеспечены финансово; чтобы эти люди хорошо одевались, жили в достойных квартирах, могли проплачивать ипотеку. Сейчас выпускники Академии искусств, придя в театр, получают только 5500 рублей. В какой стране может такое происходить! О каком будущем, о каком духовном обществе после этого можно говорить... Государственное значение и театр, и культура, искусство в целом получат только тогда, когда к ним станут относиться как к национальной идее, направленной на сохранение страны, народа и его наследия. «Пуля в башке» - Когда вы поняли, что сказки - ваше призвание? - Мне было пять лет, я жил в Ишимбае. Впервые увидел уличный театр. Там были Баба-яга, какой-то клоун... Актеры хотели со мной заговорить, но я испугался, убежал, однако продолжал следить за ними из укрытия. Именно тогда мне открылся театр, с его перевоплощениями, преображением действительности. В школьные годы играл в спектаклях драмкружка, даже грамоты получал. Тот кружок вели педагоги по литературе, в нем было интересно заниматься. И когда отец ругал, что я пошел «в артисты», бабушка его все время останавливала, говорила: «Не трогай ребенка, он такой, у него «пуля в башке». И я очень благодарен тому, что эта «пуля» не просто есть у меня, но и засела глубоко. Родственники хотели, чтобы их отпрыск стал врачом (по первому образованию я фельдшер-акушер). Сейчас понимаю: хороший бы из меня получился врач, наверное... Но театр и сказки - то, что пересилило. - А эти сказки сбываются? - Так ведь надо стараться! Они сбываются, когда ты делаешь их для кого-то другого, не для себя. Проще исполнять чьи-то желания и мечты, это приносит гораздо больше радости. Я - человек верующий. И с возрастом научился радоваться чужим успехам. Счастлив, когда у кого-то что-то получается, к примеру, в профессии. Прекратил завидовать. Стал понимать, что всего должно быть в меру. Мне, например, дано то, что не дано другому, зато у этого другого есть то, чего нет у меня. И за все придется отвечать: и за богатство, и за талант, и за то, как ты всем этим распорядился. А еще за то, смеялись у тебя дети в театре или плакали...
Экспресс-опрос Любимая сказка. - «Русалочка» Андерсена, сказка с очень грустным финалом: в конце истории героиня погибает, превращается в морскую пену. Когда я впервые увидел море, то подумал - сколько Русалочек погибло!.. Любимый праздник в детстве - 1 Мая! Я обожал ходить на демонстрацию. Вообще очень люблю весну, считаю дни, когда появятся первые ручьи и зазвенит капель. Необычный подарок На 35 лет брат подарил мне... прыжок с парашютом. Незабываемые впечатления. Но больше желания прыгать не возникает. Что мечтаете поставить на сцене? - «Вишневый сад» Чехова и «Короля Лира» Шекспира.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |
|
|