ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Равнение на Путина
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов прокомментировал  результаты XII съе...

Рустэм Хамитов: «Нас ничто не разъединяет»
В Татарстане прошли Дни культуры Башкортостана. Официальная делегация из нашей р...

Третий возраст - достойно
В следующем году прожиточный минимум пенсионера будет составлять 5220 рублей. Нап...

Именины Башкортостана
11 октября в Уфе пройдет День республики. Программа празднества будет насыщенной. ...

Народный врач, кто ты?

20 октября в Уфе выберут победителей конкурса «Золотой экскулап». Лучших врачей ...


Ко Дню учителя
Обещанную 30-процентную прибавку к зарплате педагоги почувствуют уже на октябрьск...

Туризм с «социальным» лицом
В Уфе заработала программа социального туризма. Бесплатные экскурсии проводятся ...

Максимовке - 400!
7 октября пять с половиной тысяч жителей Максимовки отметят
400-летие со дня осно...


Обыденный храм
В Сипайлово на перекрестке улиц Баязита Бикбая и Юрия Гагарина возвели Обыденный ...

«Зимы не будет»
Юбилейный 150-й сезон отметит коллектив Государственного академического русского ...

Очистим город вместе
До самого Дня республики в Уфе будет проходить месячник по санитарной очистке и б...

VIP-детсадовцы
В восьмой раз в Уфе прошёл «Кросс Наций-2011», объединивший не только любителей спор...

От Сургута до Кемерово
В олейбольный клуб «Урал» стартует в регулярном чемпионате страны команд Суперли...

Ретрокалейдоскоп
110. В октябре 1901 года завершилось строительство Великого Сибирского пути длиной 740...




     №10 (119)
     октябрь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Главный сказочник столицы


Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям...
- Добрый день, Ильмар Разинович! Уже не за горами очередной театральный сезон. Чем планируете порадовать зрителей?
- Открывать сезон мы будем спектаклем «Звездочка», который ставим для ребятишек примерно до третьего класса. А для зрителей постарше создан социальный проект – «Страна Намруд». Эту пьесу специально для нас написал молодой уфимский театровед Володя Аношкин. Сюжет ее направлен на борьбу с вредными привычками, связан с безопасностью детей. Каждый новый сезон стартует в Театре кукол какой-нибудь социальной акцией для детей школьного возраста. И если в прошлые годы в поле нашего зрения попадали пожарная безопасность, Правила дорожного движения, то в 2011-м нас заботит большая и серьезная тема - профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
- В конце предыдущего сезона вы представили публике спектакль «Похороните меня за плинтусом...». Зрители его увидят осенью?
- Несомненно. Это не совсем наш спектакль. «Похороните меня за плинтусом» был преддипломной постановкой студентов Уфимской государственной академии искусств. Работа над столь необычным материалом и стала для них своеобразным «входом» в нашу труппу. Лично у меня с этими ребятами полное совпадение интересов, мне будет приятно воплощать с ними в жизнь разные идеи. В частности, один из наших проектов на будущий год - Театр школьной классики. Это - новое направление для Уфы, когда театр сам приезжает в школу и играет спектакли.
- И все-таки повесть Павла Санаева, которая легла в основу «Плинтуса», довольно жесткая... Вы думаете, дети смогут ее полноценно воспринимать?
- По поводу жесткости санаевской повести поспорю. Я читал книгу, хорошо знаю этот материал. У меня она оставила светлые впечатления, не вызвав какого-то негативного и тяжелого отношения к этой истории взросления и любви. Но это не для детей проект, а для взрослых, максимум - для старшеклассников. Кстати, мы будем возобновлять практику показа в Театре кукол вечерних спектаклей, возобновлять «возрастной» репертуар.
- Какие еще постановки планируются в новом сезоне?
- О них я смогу больше сказать, когда наши проекты будут в стадии выпуска. А предварительно... Например, у нас есть идея привлекать в спектакли детей с ограниченными возможностями. В стадии развития - проект, связанный с изучением башкирского языка, точнее, со знакомством с ним. Мы хотим помочь и учителям, и школам, и семьям, которые стремятся обучить своего ребенка государственным языкам Башкортостана. С нашей стороны это своего рода духовно-инженерные поиски. Мы будем привлекать учителей башкирского языка, возьмем их сценарные разработки для классных часов. Сейчас такая работа идет совместно с Управлением образования администрации города.
Малыши 25-го кадра
- Какие спектакли необходимы в наше время и детям, и взрослым?
- В первую очередь, о доброте. Это - мое глубокое убеждение. Нужны такие постановки, чтобы человек пришел в театр, посмотрел спектакль и начал делать добро. Ведь главная наша цель - одухотворение зрителя.
Тот элемент чернухи, который есть на современных подмостках, временный и постепенно сойдёт на нет. Грязи достаточно и на экранах, а вот когда публика приходит в театральный зал, она хочет увидеть светлое, доброе, в чем-то проблематичное, но знакомое ей. Детство, похожее или не похожее на собственное, на ее жизнь. Человек должен получать добрый, качественный и умный спектакль, который бы заставил зрителя посмеяться, поплакать, задуматься и стать лучше. Это великая миссия театра.
- Должен ли он развлекать аудиторию?
- Я думаю, что любая детская сказка несет в себе и элементы развлечения, и элементы обучения. Малыши искренни, они во все верят. Только что была тыква, а тут - бах! - карета. Ребенок в восторге: вот это - сказка! За такие мгновения можно все отдать.
- Чему театр может научить детей и чему - их родителей?
- Вы посмотрите на взрослых, которые приходят со своими чадами к нам в театр. Когда в фойе к малышу вдруг обращаются сказочные персонажи (естественно, актеры в костюмах и масках), взрослые начинают улыбаться, у них теплеет взгляд, они становятся моложе. Ведь родители для чего приводят ребенка в театр? Чтобы он узнал нечто, чего они не в состоянии ему объяснить. А с помощью сказок, причем тех, на которых они сами выросли (плюс волшебство сценического перевоплощения), будет проще научить его всему. Ведь на ночь ребенку читают именно сказки. Ему же не рассказывают о том, что мы ходили сегодня в магазин, купили кило картошки, а гречка подорожала... Рассказывают сказку и обязательно - со счастливым финалом.
- Чем отличаются нынешние дети от ребятишек предыдущих поколений?
- Это маленькие интернет-пользователи, которые очень быстро «потребляют» информацию и моментально ее перерабатывают. И если информация растянута во времени, говорю о длиннотах в тексте, в спектакле, то она перестает быть для них интересной. Речь о так называемых детях 25-го кадра: они быстрее принимают решения и вполне осознанно в скоростном режиме выстраивают логические цепочки. Естественно, это иное поколение, которое живет уже по законам новейшего времени.
Я не перестаю удивляться тому, что в выпускном классе детям на ЕГЭ дают какие-то ненормальные задания. Школа превращается в механотерапию, но не по интенсивности обучения, а по количеству стрессов. Хотя учителя совсем не виноваты, их поставили в такие рамки… У меня теща - учитель начальных классов. К ней уже дети ее первых питомцев приводят своих малышей, просят, чтобы она их научила читать. И она учит - по книгам, сказкам, учит любить, ценить слоги-слова. В результате даже самые отпетые неслухи у нее становятся прилежными учениками. Ничего нового не придумано, она просто их заинтересовывает предметом, не перегружает лишней информацией. Вот что значит старая школа!
Недетские проблемы
детского театра
- Каким вы видите в идеале Театр кукол?
- Наш театр должен быть самым лучшим. Потому что все, кто в нем работает, стараются не для себя, а... для будущего. Поэтому собираю команду, стремлюсь всегда идти на стопроцентный диалог с артистами, поскольку хозяева в театре - они. Решая их вопросы, я понимаю: тогда и они будут помогать мне в осуществлении творческих задач.
Я не революционер в общепринятом понимании этого слова, не люблю взрывов, придерживаюсь теории маленьких шагов, столь характерной для китайцев. Ради большого дела нужно каждый день совершать что-то, приближающее тебя к цели. Каждый день нужно убираться в огромном доме. Начать с одного угла, потом перейти к другому - так за год наведешь порядок во всех комнатах. А главное - изучишь весь дом, его жизнь.
- Есть ли проблемы, которые вызывают тревогу?
- Безусловно, есть. Поэтому сейчас многое зависит от Закона о культуре, который осенью будет рассмотрен в Государственной Думе Российской Федерации. Я часто думаю о том, что представители силовых структур просто молодцы - как они быстро разработали свои законы! А наш закон с 2003 года висит в воздухе...
- А вдруг благодаря автономии ситуация исправится?
- Все не так просто. Обратимся к 83-му Федеральному закону, где сказано: нельзя учреждение культуры перевести в автономию без его согласия. Театр, концертную организацию и так далее нельзя заставить сделать это. Конечно, учредитель может пообещать применить административный ресурс. Но сейчас не те времена! Данная мера вызовет переполох, потому что опять за нас все решили - не проведя какой-то большой референдум, не собрав разные точки зрения, не выслушав людей из глубинки... Опять все было решено там, в центре, причем с мыслью о том, что это замечательно. А ты тут сиди и голову ломай! Им там совсем неплохо - покупаются билеты за 2-3 тысячи рублей, сдаются в аренду престижные здания, а здесь, на периферии, что делать? Напоминаю: мы живем за счет господдержки.
- За счет дотаций живет и армия, и полиция, и образование, и медицина...
- Да. Мне тут сказали с возмущением - а почему вы все сравниваете с Законом о полиции, там речь идет о людях в погонах?! Ну, а мы - люди в костюмах, и что?! Почему мы должны быть в социальном неравенстве? Это же на государственном уровне нужно понимать, что артист - столь же значимый человек, властитель дум в каком-то смысле, и он имеет право, просто обязан получать достойную зарплату. Я тоже хочу, чтобы мои артисты ездили отдыхать за границу, отдавали детей в лучшие школы; хочу, чтобы они спокойно брали кредиты, поскольку знают, что обеспечены финансово; чтобы эти люди хорошо одевались, жили в достойных квартирах, могли проплачивать ипотеку. Сейчас выпускники Академии искусств, придя в театр, получают только 5500 рублей. В какой стране может такое происходить! О каком будущем, о каком духовном обществе после этого можно говорить... Государственное значение и театр, и культура, искусство в целом получат только тогда, когда к ним станут относиться как к национальной идее, направленной на сохранение страны, народа и его наследия.
«Пуля в башке»
- Когда вы поняли, что сказки - ваше призвание?
- Мне было пять лет, я жил в Ишимбае. Впервые увидел уличный театр. Там были Баба-яга, какой-то клоун... Актеры хотели со мной заговорить, но я испугался, убежал, однако продолжал следить за ними из укрытия. Именно тогда мне открылся театр, с его перевоплощениями, преображением действительности. В школьные годы играл в спектаклях драмкружка, даже грамоты получал. Тот кружок вели педагоги по литературе, в нем было интересно заниматься. И когда отец ругал, что я пошел «в артисты», бабушка его все время останавливала, говорила: «Не трогай ребенка, он такой, у него «пуля в башке». И я очень благодарен тому, что эта «пуля» не просто есть у меня, но и засела глубоко. Родственники хотели, чтобы их отпрыск стал врачом (по первому образованию я фельдшер-акушер). Сейчас понимаю: хороший бы из меня получился врач, наверное... Но театр и сказки - то, что пересилило.
- А эти сказки сбываются?
- Так ведь надо стараться! Они сбываются, когда ты делаешь их для кого-то другого, не для себя. Проще исполнять чьи-то желания и мечты, это приносит гораздо больше радости. Я - человек верующий. И с возрастом научился радоваться чужим успехам. Счастлив, когда у кого-то что-то получается, к примеру, в профессии. Прекратил завидовать. Стал понимать, что всего должно быть в меру. Мне, например, дано то, что не дано другому, зато у этого другого есть то, чего нет у меня. И за все придется отвечать: и за богатство, и за талант, и за то, как ты всем этим распорядился. А еще за то, смеялись у тебя дети в театре или плакали...


Экспресс-опрос
Любимая сказка.
- «Русалочка» Андерсена, сказка с очень грустным финалом: в конце истории героиня погибает, превращается в морскую пену. Когда я впервые увидел море, то подумал - сколько Русалочек погибло!..
Любимый праздник в детстве
- 1 Мая! Я обожал ходить на демонстрацию. Вообще очень люблю весну, считаю дни, когда появятся первые ручьи и зазвенит капель.
Необычный подарок
На 35 лет брат подарил мне... прыжок с парашютом. Незабываемые впечатления. Но больше желания прыгать не возникает.
Что мечтаете поставить на сцене?
- «Вишневый сад» Чехова и «Короля Лира» Шекспира.


Жанна ВЕРТИНСКАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости