ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Италия - в зоне доступа
По инициативе Президента РБ Рустэма Хамитова XX заседание Российско-Итальянской Р...

Шанс для сирот
В ГДК состоялась церемония вручения детям-сиротам ключей от квартир. Счастливыми ...

На троллейбусе – в детство
В Международный День зашиты одним из подарков для ребятни и их родителей стало то...

Экология по-фински
В администрации Уфы состоялась встреча с официальной делегацией, представляющей ...

Праздничный июнь
12 июня Уфа отметит целый калейдоскоп знаменательных событий - День России, День г...

«Букет» белых фартучков

Впервые Последний звонок собрал выпускников Уфы вместе на площади Ленина. В это...


Йогурт по карточке
В Уфе запускается пилотный проект – электронная молочная карта.
Теперь молодые...


Клубника от бабушки
В этом сезоне в Уфе будут работать 165 летних кафе. Большая их часть расположится на...

Амуры без прикрас
В Национальном музее работает выставка, посвященная войне 1812 года, это первое мер...

«Театральный перевал»

С 1 по 18 июня на сцене Русского драматического театра пройдут 30 спектаклей обме...


Звезд собрал Нуреев
Уфа вновь встречает Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа ...

Встреча на Эльбе
В Гамбурге в знаменитой галерее Эрнста Михаэля Винтера открылась персональная вы...

К Лондону - готовы!

Башкортостан в составе сборной страны на летних Олимпийских играх в Лондоне пр...


«Биатлон» - к чемпионату
Чемпионат мира по летнему биатлону пройдет в Уфе с 18 по 23 сентября. В турнире приме...

Ретрокалейдоскоп
200. 12 (24) июня 1812 года французская армия перешла через реку Неман и вторглась в пред...




     №06 (127)
     июнь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Автобус мне, автобус!


В это самое время «партия и правительство» приняли очередное постановление - о сокращении числа служебных машин. Летом 1961-го в самом популярном тогда журнале «Огонёк» появился материал об Уфе. Но упомянутые в статье люди не радовались. Кому, скажите, приятно про себя читать такое: «Да, выкручиваются в Уфе некоторые работники за счёт государства. Болезнь!». Или: «Интересно, пользуется ли общественным автобусом начальник Башкирского управления автомобильного транспорта 
Г.Божуховский?». Нет, конечно, не пользовался - у него имелась «Волга». Персональная.
Интересное было время: культ личности уже разоблачили, времена разоблачения «волюнтаризма и субъективизма» ещё только надвигались. Вспомните слова героя Никулина из «Кавказской пленницы»: «Вы даёте нереальные планы». Так вот, фельетон, по сути, об этих самых планах.
Когда было приказано волевым порядком сократить число служебных машин - на 20, 30, даже 50 процентов, бедные чиновники стали выкручиваться, кто как мог. Некоторые пересели на автобусы - служебные, конечно (о чём с гневом и поведал автор фельетона). Впрочем, горожанам от этих перестроек управленческого аппарата ничего не досталось: они по-прежнему ездили в забитых до отказа трамваях и автобусах. О чём и свидетельствовал снимок: на нём - остановка у моста в Орджоникидзевском районе.

Считается, что первые автобусы в нашем городе появились в 1924 году. Хотя, если разобраться, три грузовика, в которых вместо кузовов были установлены сиденья для пассажиров, автобусами можно было назвать лишь с большой натяжкой. Тем не менее, процесс пошёл. Во второй половине 1930-х в городе было целых четыре автобусных маршрута: от базара на Верхнеторговой площади можно было добраться не только на вокзал или в Старую Уфу, но ещё и в Затон и даже на моторный завод в будущем Черниковске. Выбор моделей автобусов не был широким: юркие ГАЗ-03-30 да неуклюжие ЗИС-8 («Фердинанд» для фильма «Место встречи изменить нельзя» был сделан именно из ЗИС-8). В 1938-м появился элегантный ЗИС-16 с сиденьями для 27 пассажиров, а вот очередная новая модель автобуса вышла на линии только в 1949-м.

В конце 1950-х газета «Советская Башкирия» едва ли не каждую неделю печатала критические материалы о работе пассажирского автотранспорта. Автобусы после критики лучше ходить не стали, пересменки в 10 часов утра исчезли лет так через тридцать после этого, зато из этих материалов можно узнать, какие маршруты в то время были популярны. На остановке в Дёме корреспонденты простояли больше 40 минут - позже им объяснили, что маршрут считается невыгодным, и потому машин на него выделяется мало.
14-й и сегодня ходит нечасто, зато толпы на конечных остановках пропали. Исчезли и почти все остальные упомянутые в статье маршруты автобусов. Правда, насчитывалось этих самых маршрутов полвека назад чуть больше десяти на весь 500-тысячный город.

Пассажиров тогда возили медлительные и тяжело вздыхающие на подъёмах ЗИСы, ЗИЛы и ЛиАЗы. Только в середине 1960-х на улицах города появились и обосновались там почти на 40 лет автобусы венгерского завода «Икарус». Они были гораздо мощнее и быстрее своих советских собратьев. Да и современнее. К небольшим бело-зелёным «Икарус-620» вскоре добавились красно-белые «гармошки» - «Икарус-180». Маршрут 29-э, который они в основном и обслуживали, сразу стал невероятно популярным. А в середине 1970-х появились цвета охры гиганты 200-й серии.

Вот только после окончания рабочего дня всё так же собирался на улице Свердлова людской муравейник из желающих ехать в Дёму, а неподалёку от «Детского мира» в это же время толпа едва ли не перекрывала улицу Октябрьской революции. Но «Огонёк» эта тема уже не волновала. Да и при фотосъёмке в давнем
1961-м журналисты, возможно, больше интересовались милой девушкой в юбке в горошек, нежели другими пассажирами и самой посадкой. Им, приехавшим из Москвы, где с транспортом всегда всё было в порядке, даже трудно было представить, что и критикуемый начальник Башкирского управления автотранспорта тов.
Г.А.Божуховский рад был бы выпустить на линии больше автобусов, да та же Москва не давала - лимит, дескать: «Включим вас в план следующего года». Какой разительный контраст с сегодняшним днём, когда полупустые автобусы подходят с интервалом в минуту-две.


Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг