РУБРИКА "Некопеечное дело"«Нейлоновое сердце» бизнеса
Мы живем в мире упаковок. Львиную долю продуктов питания оцениваем именно по таре. Все товары складываются в коробки, утрамбовываются в пакеты. Маркетологи говорят, что в отпускной цене товара с завода или фабрики до 50 процентов приходится на упаковку. Что происходит на этом рынке? - Упаковка бывает двух видов: общая, в которую производитель складывает свой товар, чтобы доставить ее на оптовый склад, и индивидуальная, - объясняет технический директор компании «Лидер-пак» Отто Сабсай. - Исторически так сложилось, что изначально развивался первый сегмент. Вспомните советские магазины: печенье покупалось на развес, мыло заворачивали в бумагу. По сути, в индивидуальной упаковке предлагались только жидкие или сыпучие товары, в основном, бытовая химия. Даже масло продавалось в розлив и на развес. Тюбики для зубной пасты, которые были изобретены еще в конце XIX века, в СССР увидели лишь в 50-е годы. До этого пользовались зубным порошком. Показателен пример с фабрикой «Свобода». Это предприятие наладило производство кремов в тюбиках, но изначально они не покрывались изнутри защитным лаком, не было и мембраны. Крема, упакованные негерметично, портились. Переоборудовали фабрику только в 1985 году, после того, как «Свобода» получила заказ разработать тюбики, в которые можно было бы упаковывать еду для космонавтов.
В начале 90-х годов 70 процентов рынка упаковки занимали картон и дерево, далее шли полимеры, стеклотара и жесть. Сейчас количество дерева на этом рынке постепенно снижается: уж очень дорогое и неэкологичное «удовольствие», но общество потребления диктует свои законы, а потому в целом отрасль развивается. Ежегодно рост производства в сфере достигает 10 процентов. Для Дмитрия Абсаликова, директора «РемПолимерМаш», упаковка -бизнес сопутствующий. Предприятие существует с 1998 года, специализируется на литье пластмасс, изготовлении пресс-форм, фурнитуры, пластиковой мебели. Тара и упаковка - один из многих пунктов. - Например, делаем мы ящики для овощей или молочной продукции, отправляем их в магазины или на базы, - объясняет «кухню» Дмитрий Талгатович. Фирма Абсаликова работает на уфимском сырье, например, с «Уфаоргсинтеза». Также предприятие занимается переработкой вторичных полимеров. В регионе Абсаликов - практически единственный производитель такой продукции, но монополистом себя не ощущает. - Конкуренция есть, в основном, кстати, со стороны отечественных производителей, например, из Подмосковья, - говорит он. - Крупную пластиковую тару из Евросоюза или Китая не везут, так как там немного по-другому происходит упаковка молочной продукции и овощей. Как минимум, каждый второй стакан сметаны или кефира на уфимских прилавках произведен на фирме «Polex». В России это предприятие занимает 28-30 процентов рынка. Все началось в 2002 году, когда на улице Дмитрия Донского появился завод. С 2003 года «Polex» развернула производство в городе Протвино Московской области, купив предприятие, ранее входившее в структуру компании «Молочный Союз». На тот момент это был ведущий производитель пластиковой упаковки в центрально-европейской части России. С 2006 года в Уфе было налажено производство упаковки для молочной продукции. Сейчас головной офис компании находится в Москве, а в Уфе и Протвино расположилось производство. В уфимскую тару упаковывают свою продукцию такие гиганты, как «Вимм- Билль-Данн» или «Нестле». Активно закупают упаковку молокозаводы из стран ближнего и дальнего зарубежья. Тренд последних лет - каждый занимается своим делом. На молокозаводе производят кефир и сметану, а упаковку с уже напечатанной информацией предоставляет специальная фирма. На заводе ставят только дату выпуска и срок годности. Упаковку для молочной продукции делают из полипропилена. Он достаточно тверд, термостоек, имеет высокую сопротивляемость к жирам и кислотам, а, значит, оптимально подходит для того, чтобы в тару из него заливать сметану, йогурт. По СанПинам для упаковки продуктов детского питания рекомендуется использовать материалы только на основе полипропилена. Этот материал поставляет «Уфаоргсинтез». Также часто в отрасли применяется полистирол. Мода на его использование пришла к нам из США и стран Западной Европы. Он плохо реагирует на жир, однако, тара из вспененного полистирола есть в каждом супермаркете (белые мягкие контейнеры для фруктов и сладостей, желтые для курицы), из него производят контейнеры для яиц, а также «окошечки» в картонных коробках. В общем, возможностей масса, но… - Здравствуйте, вы производите контейнеры? Мы в журнале пишем статью о рынке упаковки, - вновь и вновь начинаю разговор с предприятиями, правда, выясняется, что все они, как один, дилеры. Пленку для колбасы, контейнеры для салатов, упаковку для курицы и рыбы, коробки для пирожных и прочие вещи, без которых уже и не обойтись, уфимские магазины заказывают у дилеров, а те в свою очередь везут их с оптовых складов Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, подмосковных городов… Не лезь в бутылку Импорт зажат и практически отсутствует в сегменте производства ПЭТ-бутылок. Только в Уфе автор этих строк насчитала дюжину производителей такой тары. Георгий Шатров - один из новичков. В ПЭТ-бизнесе всего полтора года. - Мы с друзьями открыли точку по продаже разливного кваса и пива, - вспоминает он. - Дело не пошло, уж очень много таких магазинчиков. Даже продавца не могли нанять, не говоря уже о бухгалтере. С тех времен отложилось в памяти, что наибольшую сложность мы испытывали не с квасом или пивом, а с покупкой пластиковых бутылок. На первый взгляд, идея проста и гениальна. ПЭТ-бутылки получаются путем выдува. Всего-то нужно купить одну машину и начать действовать. Но… - Машины для выдува бывают двух видов - автоматы и полуавтоматы. У первых, конечно, производительность выше. Цена одного полуавтомата от 320 тысяч рублей. Требуются также формы - каждая стоит от 45 тысяч рублей. Полуавтоматы для производства ПЭТ отличаются размером бутылей, которые они могут производить. Я сделал ставку только на небольшие емкости, - говорит Георгий. - Тару емкостью 10 литров и более, как правило, заказывают производители бутилированной воды. У некоторых из них есть свое производство ПЭТ. Теоретически полуавтомат Георгия может производить 880 полуторалитровых бутылей в час. Но в реальности в лучшем случае получается раза в два меньше. Причины две. - Во-первых, мне приходится работать на заказ, - объясняет он. - Продукция получается хоть и очень легкая, но объемная, поэтому запускать машину на полную мощность не могу, так как нет большого склада. Второе - очень жесткая конкуренция. Сейчас к владельцам таких точек по продаже кваса и пива наведываются сами производители, предлагают оптимальные условия, снижают цены так, что едва получается покрыть расходы. Но то ли еще будет… Георгий знает: его бизнес сезонный. Но вскоре все может закончиться: пиво вот-вот получит статус алкогольной продукции, а, значит, чтобы его продавать, понадобится выкупать специальную лицензию. Это приведет к сокращению точек по продаже разливного пива, а значит, и потребность в упаковке станет меньше. С чем Шатров не испытывает проблем - так это с поставками сырья для ПЭТ-бутылок. Их делают из полиэтилентерефталата. Предприниматель покупает брикеты, привезенные из Китая или Кореи. Один весит чуть больше тонны, на каждую бутылку уходит чуть больше 30 грамм. Можно в принципе покупать и в Уфе. Полиэтилентерефталат также производится на предприятиях Владимира, Курска и Твери. Прорывным в этом плане можно назвать открытие в 2008 году на предприятии «Полиэф» линии по производству полиэтилентерефталата. Ежегодно предприятие выпускает 136 тысяч тонн ПЭТФ в год. Сырьем для него является терефталевая кислота, и на «Полиэфе» ее делают сами. В России это единственное производство. К концу 2013 года планируется расширить производство ПЭТФ до 210 тысяч тонн в год. Полиэфирный комплекс Благовещенска был закуплен еще в советские времена. Долго строился, и запущена только первая очередь. В период, когда 100 процентов акций «Полиэфа» находилось в управлении «Селены», на предприятии разрабатывали производство терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата. Продукция была востребована не только российскими предприятиями, кислоту, например, активно закупал Китай. С 2007 года контрольный пакет акций «Полиэфа» принадлежит компании «Сибур». Изменения есть, построен индустриальный парк, куда привлекают предпринимателей. Планируется, что, имея доступ к сырью, они наладят производство ПЭТ-ленты (используется при производстве мебели) и ПЭТ-листа (из него делаю упаковку). Правда, к уфимским производителям Шатров не спешит. У него уже есть поставщики, договора заключены на долгие сроки, а особой разницы в цене он не видит. В прошлом году российский рынок ПЭТФ увеличился на процент. Это очень скромный показатель при том, что в поступающем на отечественные предприятия полиэтилентерефталате высокая доля импорта. Аналитики опасаются, что профицитным рынок может оказаться уже в следующем году. Казалось бы, что проще: если рынок «захватили» производители ПЭТФ из Азии и он грозит перенасыщением, то можно поддержать отечественных. Правда, здесь есть два нюанса. Не совсем понятно, как лоббировать свое производство в условиях вступления в ВТО, а, во-вторых, сами предприятия и рады бы увеличить мощности, но экономику отрасли определяет именно сырьевая доступность. Генеральный директор ОАО «Башкирская химия» Надежда Пинигина приводит пример с поливинилхлоридом. Объем российского рынка составляет полтора миллиона тонн, а предприятия получают только 500-600 тысяч. В то же время на поливинилхлорид (ПВХ) приходится порядка 30 процентов мирового производства пластмасс. Из ПВХ делают крышки для пластиковых бутылок, пленку и пакеты, тару для шампуней и отбеливателей. В общем, вариантов масса, однако, из-за того, что российские предприятия нефтехимии недозагружены, необходимое количество товаров из ПВХ приходит из-за рубежа. Везут в Россию также полиэтилен и полипропилен. Именно из них делают пакеты. Пакетное дело С философской точки зрения пакет из супермаркета - удивительный товар. Многие покупают его каждый раз при выходе из магазина, и свою функцию он выполняет только несколько минут: пока покупатель несет товары от магазина до дома. Первые пакеты в Уфе были замечены в конце 70-х. С ними, не скрывая гордости, ходили те, кто только прибыл из Москвы или Ленинграда. Пакет был отличным сувениром. А в эфире звучал модный тогда шлягер со словами «А если даже будет сердце из нейлона, мы заставим биться и его». Сейчас пакеты в привычном понимании в республике практически не делают. - Мы производим пакеты с рекламной информацией, - говорит маркетолог предприятия «Контрольный пакет» Ольга Ивушкина. - Их дают покупателям в фирменных магазинах, используют на промоакциях. Делаем мы и серийные пакеты, но немного. «Контрольный пакет» - практически единственное предприятие в городе, производящее «мягкую» упаковку, для мороженого, полуфабрикатов, кондитерских изделий, хлеба, снэков, стиральных порошков, удобрений и другой продукции. - В основе нашей продукции полимеры ПЭНД, ЛПЭВД, ПЭНД, полипропиленовая пленка. В основном, закупаем их на отечественных предприятиях, а добавки импортируем. Например, вот уже два года мы выпускаем биоразлагаемую пленку и пакеты из нее. Такие пакеты разлагаются через 1-2 года (а обычным пакетам на это нужно 150-200 лет!), - рассказывает Ольга Ивушкина. Конкуренция серьезная. На рынок упаковки республики поступает продукция компаний из Татарстана, Свердловской области и, конечно, Москвы и Подмосковья. В ассортименте встречается и импортная тара, так что производитель имеет возможность выбрать упаковку по душе. - Тренд последних лет - барьерные свойства. Покупатель хочет приобретать натуральные продукты с минимальным добавлением консервантов, - знакомит с цепочкой маркетолог. - Изменение в рецептуре возможно, если упаковка позволит сохранить свойства продукции и не даст ей испортиться. Поэтому тара сейчас - не просто кусок полиэтилена. Пакеты «дышат», не дают вытечь мороженому, не пропускают посторонние запахи, влагу, жиры. На предприятии уверены: клиенты будут. Единственная сложность - сырье. Фирма зависит от поставок с заводов. С аналогичной проблемой не понаслышке знакомы и на предприятии «Ufapack», занимающемся производством пищевых пакетов и мешков для мусора. Пакеты попрочнее (способны выдержать нагрузку от 7 до 20 килограммов) делают с применением полиэтилена высокого давления. Такой производят на нескольких предприятиях республики: «Салаватнефтеоргсинтезе» (и его дочернем предприятии «Политаре»), «Уфаоргсинтезе», «Унипаке», «Башполимере», «Центропласте». Полиэтилен низкого давления используется при производстве пакетов грузоподъемностью 3-5 килограммов. Именно они лежат на полках супермаркетов. Полиэтилен высокого давления «Ufapack» закупает на «Уфаоргсинтезе», а вот со вторым видом возникают проблемы. Недавно завод, находящийся в Татарстане, закрылся на профилактику. Перестал функционировать еще один завод, из ближайших поставщиков остались производители из Казани и Нижнекамска. Заводов, занимающихся полиэтиленом низкого давления, в России немного, и цены на это дефицитное сырье ползут вверх с февраля. В принципе, такой полиэтилен можно везти из Евросоюза. По совершенно не понятным причинам у стран-экспортеров нефтепродуктов такая продукция стоит дешевле. Но с учетом стоимости перевозки полиэтилена в Россию и растаможки, получается работать с импортным сырьем не выгодно. Сторонники применения пластика говорят, что производство пакетов из полиэтилена более экономично, затрачивается всего 18 процентов от того количества энергии, которая понадобилась бы при выпуске бумажных аналогов, а также всего 3 процента от объема пресной воды на таком же производстве. Весят полиэтиленовые пакеты меньше, они более компактны. Лен vs синтетика А вот Гузель Латыпова - региональный лидер движения «ЭКА» - имеет свой взгляд на пакеты. - Их слишком много. Когда-то в советские времена хозяйки стирали даже полиэтиленовые пакеты для продуктов, они были прочны и выдерживали все эти манипуляции, теперь они в полном смысле этого слова одноразовые. Я не призываю совсем отказаться от пластика, но можно же носить с собой один такой пакет в сумке и класть в него покупки из супермаркета. Зачем каждый раз покупать новый? В рамках Федеральной программы «Распаковка» Гузель лоббирует моду на авоськи. Авоськи нового поколения сшиты из натуральных материалов (например, льна) и не вредят окружающей среде. Такие сумочки уже появляются в сетях супермаркетов и висят на отдельном стенде. Стоят от 50 рублей. Гузель проводит мастер-классы на классных часах, уроках труда. Она показывает юным уфимцам, как рисовать красками для ткани, и те с интересом разрисовывают сумки. Многие потом носят в таких авоськах сменную обувь в школу. Директор ГУП «Табигат» Рустам Габитов утверждает: от 7 до 9 процентов всего производимого человеком мусора приходится на упаковку. Красивая этикетка - первый кандидат на очередь в мусорное ведро. - Как вы думаете, что экологичнее: тетрапак или полиэтиленовый пакет из-под молока? - спрашивает он. На ум, естественно, приходит первый вариант, но… - Полиэтиленовый пакет переработать относительно не сложно, а вот тетрапак - это не просто картон, внутри упаковки либо фольга, либо пленка. В России есть одно-единственное предприятие (относится к ЗАО «Тетрапак»), которое перерабатывает такую продукцию. Теоретически, переработать можно все. Но в реальности львиная доля упаковочных материалов, в том числе и тех, что разлагаются столетиями, оказывается на свалках. Особенно эта проблема актуальна в сельских населенных пунктах. В крупных городах есть сортировка, все больше людей понимают, что на мусоре можно реально заработать. Однако свалки на окраинах деревень и сел несравнимо меньше городских, приезжать туда за мусором попросту невыгодно. В странах «золотого миллиарда» проблема решается просто: в стоимость упаковки заранее заложена сумма на ее утилизацию. Собранные средства поступают в фонды, которые инициируют строительство технологичных мусороперерабатывающих заводов. А без вливаний извне и не обойтись, ведь переработать пищевую упаковку не так просто. Вспомните, сколько йогурта остается в бутылочке, когда вы выкидываете ее в ведро. К приезду на свалку бактерии в остатках уже переходят на сторону зла, стоит задача - очистить тару и только затем отправить ее на новое производство. Это не так просто. Получается следующая ситуация: купив товар, тара для которого произведена за рубежом, отечественный покупатель фактически спонсирует появление в стране-производителе мусороперерабатывающего завода. А на свалки родного города добавляет гору неразлагающегося мусора. Но и отечественную тару не всегда перерабатывают. Например, контейнеры из вспененного полистирола в России делают, а завода по утилизации такой продукции в стране нет. Рустам Габитов надеется, что осенью депутаты Госдумы примут закон, аналогичный европейскому. …На единственном в городе полигоне твердых бытовых отходов упаковку отделяют в первую очередь. Картон, полиэтиленовая пленка, ящики из-под бутылок, баллонов, пищевая жесть - всего на полигоне ТБО извлекают 18 наименований продукции. В месяц на «Эко-Уфа» получается до 500 тонн стеклобоя, 300 тонн макулатуры (в основном за счет упаковочного картона), до 200 тонн пленки, до 200 тонн полиэтилена. Все это поступает на предприятия, перерабатывается, а затем рождаются новые товары, которые на прилавке покупатель встретит именно по упаковке.
Маргарита ТИЛОВА |