ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Реальная помощь
По распоряжению президента РБ Рустэма Хамитова в течение первого полугодия 2014 ...

Надежный щит
На коллегии Министерства внутренних дел России по РБ подвели итоги работы за п...

Экзамен для мэра
12 февраля в соответствии с Уставом города пройдет конкурс на замещение должнос...

«Семерку» разбавили
Ленинский район столицы возглавила Альбина Юсупова, в прошлом вице-мэр Уфы, впе...

Угощение от ректора
В Татьянин день студенты и преподаватели БГПУ сыграли в хоккей в валенках и сос...

Эффективный диплом
Два столичных университета - БГПУ имени Акмуллы и УГУЭС - объединятся в один вуз...

Блокадная память
27 января исполнилось 70 лет со 
дня снятия блокады Ленинграда. Тысячи жи...

Что с нашим «паровозом»?
Одно из старейших предприятий столицы - Уфимский тепловозоремонтный завод выс...

Для гостей саммита
Завершился очередной этап контроля качества строительства гостиницы Hilton Garden In...

На старт!
3 февраля в УГАТУ пройдет Russian Start-Up Tour. Тур проходит по 27 регионам, организаторы ...

Для юных Радуловых
Во дворе дома по Калинина, 7, на месте старой хоккейной коробки, появилась совре...

Лыжный марафон
Уфа вновь принимает любимую многими горожанами всероссийскую гонку «Лыжня Рос...

На пути к Паралимпиаде



     №02 (147)
     февраль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Изображая мысли


Мир – это не только то, что мы видим, слышим, чувствуем. Во все времена художники, философы, ученые доказывали: настоящий мир совсем не такой. Платон и вовсе утверждал, что окружающая действительность – на самом деле всего лишь тени, а люди, подобно напуганным зверям, прячутся в пещерах и всю жизнь верят, что реальнее отражений на стенах ничего не бывает. Авангардизм никогда не стремился к документальной фиксации, для него важнее передать мысль, идею.
Вот уже 24 года в Уфе действует уникальное объединение художников - группа «Чингисхан». Совместными усилиями авторы пытаются показать особый мир - мир вещей в себе.


Практический аспект 
Жизнь художника отнюдь не проста. Помимо собственно творческого процесса есть еще невероятное количество вопросов, которые необходимо решать. В годы господства соцреализма все художники объединялись в одну структуру - Художественный фонд. Они могли получить мастерскую при отсутствии заказов, им предлагали расписать стены учебного заведения или Дворца культуры, а, может, съездить в село и написать портреты самых передовых колхозников. Правда, чтобы получать все эти скромные заказы, следовало, как минимум, не противоречить общему тренду соцреализма. Модернист Наиль Лутфуллин находился в стороне от этих веяний.
В 1975 году он окончил училище искусств и устроился работать дворником. Параллельно руководил кружком юных художников, а вечерами писал свои первые полотна. Молодого художника заметили, стали приглашать на выставки, а в 1980 году он вошел в состав молодежного объединения Союза художников. В 1989 году в составе группы художников «Сары бия» участвует в выставке в Москве, а год спустя создает объединение «Чингисхан», куда вошли Василь Ханнанов, Ринат Харисов, братья Расих и Ильдар Ахметвалиевы, Мирас Давлетбаев и Ильдар Бикбулатов.
- Тогда даже предприятия культуры переходили на рыночные рельсы, и от художника требовалось не только писать полотна, но и быть менеджером, директором, пиарщиком, - говорит арт-директор галереи «Мирас» Ольга Рамазанова. - Поэтому художники стали массово объединяться в группы.
На тот момент в Уфе действовало сразу несколько творческих объединений: «Март», «Артыш», «Инзер». А значит, велика была опасность затеряться, стать очередной группой в списке. Тогда Наиль Лутфуллин решил действовать напролом.
Выставочная 
революция
Название «Чингисхан» родилось во время одного из мозговых штурмов. Планы у Лутфуллина были наполеоновские. «Если мы будем выставляться в Париже, - говорил он, - нужно найти такое название, чтобы все знали и понимали, откуда мы и что мы хотим сказать». «Чингисхан» подходил оптимально. Исторический деятель, представитель тюркского мира… теперь никто не будет, слыша про творческую группу из России, представлять матрешку, балалайку и медведя. Зато на ум приходят ковыль, степь, кони, походы, завоевания.
Первая выставка важна для любого художника. А уж если говорить про творческое объединение, то тут она играет просто решающую роль. «Чингисхан» должен был выстрелить сразу. Но в Париж еще не пускали, да и денег на поездку не было, и тогда художники поехали в Ленинград. Северная столица встретила их хмуро. Выставочные залы оказались заняты, так что картины уфимских авангардистов пришлось временно хранить у друзей на 14-й линии Васильевского острова. Художники бегали, договаривались, искали варианты, и наконец, их принял Дворец культуры имени Газа. Именно там в свое время стали проводиться первые авангардные выставки в стране, и вернисаж «Чингисхана», открывшийся 3 августа 1990 года запомнился ленинградцам надолго. Десятки газетных статей, восторженные отклики посетителей. 
Через два года Наиль Лутфуллин скончался. Не выдержало сердце. Руководителем группы стал Василь Ханнанов, который спустя несколько лет в мастерской, когда-то переделанной из коммунальной квартиры, создал первый в республике Музей современного искусства, дав ему имя Наиля Лутфуллина.
Ценители искусства 
переходного периода
В лихие 90-е художники оказались в довольно странном положении. С одной стороны интерес к российской живописи, а особенно к современной, вырос невероятно, с другой - среди покупателей картин редко можно было встретить любителя искусства хотя бы в третьем поколении. Часто полотна приобретали, оценивая богатство рамки или руководствуясь цветом обоев.
- Помню, меня попросили посидеть в галерее «Мирас» пару часиков, - вспоминает член группы «Чингисхан» Наиль Байбурин. - Все ушли, я остался один, вдруг заходит какой-то иностранец и присматривается к полотну Василя Ханнанова. Походив несколько минут вокруг картины, он меня спрашивает: «Сколько?». Но денежный вопрос обычно между художниками не обсуждается, и я не знаю, за сколько Василь хочет продать работу, и спросить не у кого, в итоге пожал плечами, а интурист пообещал зайти завтра. Прошло буквально полчаса, и в зале появился мужчина, как бы сейчас сказали, «из братков». И тоже прямиком направляется к этой картине. Я смотрю на него во все глаза, а он у меня спрашивает про цену. Чтобы не нарываться на лишние вопросы, я назвал какую-то сумму, заведомо высокую, и посетитель задумался. Вдруг на меня напал кураж, я ему говорю: «Если сейчас не возьмете, то завтра французы придут, купят, вот только что заходили, интересовались. Тогда мужчина махнул рукой, полез в карман, отсчитал нужную сумму и понес картину к выходу. На самом деле, приобретение полотен требует соблюдения определенных формальностей, просто так, как колбасу в супермаркете, вы картину не купите, и я попросил покупателя, чтобы он подождал полчаса. Он фыркнул и, несмотря на все мои протесты, направился к выходу. Я ему кричу: «Хоть замотайте ее чем-нибудь, а то охрана остановит, а он на меня посмотрел хитро и говорит: если прятать, то точно остановят». В итоге он совершенно спокойно вынес работу, и охранник ему слова не сказал! Вот какие времена были.
На самом деле художники не так часто пересекаются с посетителями выставочных залов и уж тем более с покупателями. Обычно с ними работают галеристы. Сейчас «братков» среди посетителей и нет. Часто приходит молодежь.
- Вот лет через 25, когда те, кто вырос на наших картинах, подрастут и начнут их покупать, тогда полотна будут стоить по-настоящему дорого, - усмехается Василь Ханнанов.
Хотя работы членов группы недешевы и сейчас. Особенность творческого объединения «Чингисхан» в том, что оно никак не связывает руки авторам. Каждый из них вправе выставляться как с группой, так и самостоятельно, может продавать свои полотна без ограничений и каких-то дополнительных взносов. Участники объясняют: так и было задумано. Состав группы несколько раз менялся. Сейчас в «Чингисхан» входят Расих Ахметвалиев, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Наиль Байбурин, Рафаэль Муратшин, Мидат Мухаметов. Все - яркие художники, работающие в разных стилях. 
Например, Расих Ахметвалиев - кубист, а Наиль Байбурин тяготеет к созданию арт-объектов - сказываются годы работы в кукольном театре. Кредо Рината Харисова - графичность, он использует авангардную стилистику для изображения простых бытовых моментов из жизни деревни, а Василь Ханнанов то составляет полотно «Похищение Европы» из черного квадрата, полумесяца и яйца, то представляет публике довольно реалистичные портреты. 
Точки соприкосновения
В далеком 1874 году прошла первая выставка импрессионистов. Тогда и слова-то такого никто не знал. Просто группа художников решила отказаться от классических приемов в живописи. Импрессионистами их сначала называли с издевкой, но живописцам так новое определение понравилось, и они стали себя так называть с гордостью. Передвижников объединял отказ от академических сюжетов. Они писали Россию такой, какой она была, безо всякой мифологизации. Правда, современные творческие объединения художников не преследуют цели причесать всех их участников под одну гребенку. У «Чингисхана» нет манифеста - только чистое искусство, причем искусство наше - тюрко-мусульманское. В каталогах и на ресурсах, посвященных искусству мусульманского мира, «Чингисхан» всегда указан как явление уникальное. С одной стороны, отсылы: символы религии, портреты женщин в платках, мужчин в тюбетейках. С другой - революция, авангард. 
- Знаете, как отличить настоящего художника от того, кто просто хорошо рисует? - Расих Ахметвалиев выдерживает театральную паузу. - Он работает с окружающей действительностью, преобразует ее. 
В конце 80-х, когда авторы только начинали свой художественный путь, российская живопись только освобождалась от влияния цензоров. Отсюда всплеск религиозных настроений, мистика, ню, а иногда и бесшабашные, разгульные полотна, будто кричащие: «Ура, мне все можно!». В это сложное время были и такие авторы, что потеряли свой стиль, погнавшись за модой, растворились в толпе. «Чингисхану» в этом плане повезло.
- Мы всегда относимся к творчеству довольно критично, - говорит Рафаэль Муратшин. - И если кто-то говорит, что получается не очень, конечно, прислушиваемся. Вместе легче искать какие-то новые формы. Например, четыре года назад, готовясь к выставке в Москве, писали новые полотна прямо в Уфимской художественной галерее. Оттуда было удобнее транспортировать масштабные полотна шириной 2,5 метра. Интересен был и способ: авторы не использовали кистей и наносили краску руками!
Вообще, необычный подход к выставкам стал одной из визитных карточек объединения. Например, 12 лет назад на еще одном вернисаже в Москве художники в течение полутора недель ходили в галерею как на работу и всем посетителям предлагали омыть ноги. Их перформанс назывался «Храм омовения» и был задуман как связь древних традиций и современного искусства. 
Перформансы проходили и в Уфе. М
ногие помнят, как в 2000 году во дворе Музея имени Нестерова прогуливались почти обнаженные девушки, а художники ритуально омывали их водой. К акции отнеслись по-разному. Были и те, кто обвинил членов группы в аморалке, появились и восторженные отзывы.
В последние годы художники остепенились. В своих интервью они все больше говорят про философию, духовные поиски. Перформансы они тоже проводят, но направленные скорее на знакомство с тюркской культурой.
Например, открывая очередную выставку в Уфе, отказались от традиционного шампанского и конфет на презентации. Гостей кормили элешем и вак-беляшами, а чтобы разлить по фужерам кумыс, пришлось побегать по всему городу. Шутка ли, в столице республики, славящейся своими лошадьми, еще лет пять назад нельзя было найти три ящика белого пенного напитка! 
В начале февраля у «Чингисхана» откроется выставка в галерее «Мирас». Подготовка ведется весьма серьезно. Сама группа в этом году отмечает 24 года с момента создания, а галерее исполняется 20 лет. На страницах журнала «Уфа» мы уже писали, что в конце прошлого года галерея переехала в новое помещение на Ленина, 72. Здание памятно многим уфимцам как бывшая «Ашхана». Поэтому одно из рабочих названий выставки «Чингисхан в «Ашхане». От общепита здесь ничего не осталось. Светлые стены, мягкий свет, просторные залы. Сейчас художники решают с галеристами рабочие вопросы, формируют экспозицию. Уже известно, что на выставке будет представлено и несколько совсем новых произведений. Их пишет Василь Ханнанов специально к открытию. Будут выставлены и полотна Наиля Лутфуллина. Организаторы обещают сделать и нестандартную презентацию.
- Эпоха гламура постепенно заканчивается, - уверен  Наиль Байбурин. - Люди устали от жеманства, когда этакие светские львы и львицы бродят по залам, удостаивая друг друга лишь кивком головы и делая вид, что они поглощены мыслями о высоком. Мы за порядочность, простоту, и на выставке сделаем все, чтобы люди смогли узнать о современном искусстве как можно больше, и им было бы это интересно. 



Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости