ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Возможности - безграничны
Во Дворце спорта пройдет праздник  в честь побед башкирских спортсменов на з...

И кроль с брассом
На базе спортивного комплекса «Локомотив» в Деме открылся 25-метровый бассейн. &...

Музею Уфы - быть
Закончен ремонт помещения будущего Музея Уфы по улице Ленина, 72. Сейчас здесь у...

Новый госпиталь
По соглашению с правительством республики в доме № 31 по улице Карла Маркса буд...

Пристрой вместит всех
Строительство пятиэтажного пристроя Башкирского государственного художестве...

Планы на сезон
В этом году планируется расширить улицу Рихарда Зорге, будет проведен  ремон...

В «копилку» добрых дел
В апреле состоится подведение итогов премии «Меценат года». Благотворителям Уфы ...

Уфа - Крыму
Республика направила в Крым автокараван с гуманитарной помощью для жителей. Че...

Знай свои права
В Уфе подведены итоги конкурса «Доверие потребителей». 
В этом году он ...

Шиханы под защитой

Постановлением правительства Башкортостана введен режим охраны памят...

По копеечке - на площадку

В марте учащиеся гимназии № 111 присоединились к акции «Народная копееч...

В объективе камеры



     №04 (149)
     апрель 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Колонка редактора

На контроле у мэра

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Тайны овального портрета








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Время действия - несрочная весна


«На меня надвигается по реке битый лёд…» – именно в апреле всегда вспоминаются строки Геннадия Шпаликова, написанные полвека назад. Сегодня о том времени вспоминают то с нежным придыханием, то с гневным чертыханием. И тем не менее первая половина 60-х почему-то у большинства людей, несмотря на памятные всем очереди 
в магазинах, кукурузу в газетах и волюнтаризм повсеместно, ассоциируется с запахом намокших стволов деревьев, тающим снегом, ледоходом. С весной.


Возможно, и в вашем семейном фотоальбоме есть давнишние снимки, сделанные в апреле 1963-го или 1964-го. По неписаным законам вместе с пробуждением природы «просыпались» и тогдашние фотолюбители. С появлением первых проталин мирно дремавшие на полочках шкафов аппараты заряжались новой плёнкой и… И начиналось чудо. Почти незаметные на службе инженеры или дававшие всего лишь 100,1 процента плана токари, вмешиваясь в популярный спор о физиках и лириках, вдруг осознавали себя творцами, хотя бы и узко семейного масштаба. Пока все остальные молча (либо громко) восторгались бурными изменениями, наблюдая таковые невооружённым глазом, фотолюбители фиксировали буйство природы на плёнке. Нет, разумеется, в кадре были их близкие – в первую очередь дети и жёны, подарившие им эту, говоря словами другого поэта – Константина Ваншенкина, «вершину любви». Иногда к ним добавлялись тёщи и другие любимые родственники. И вся эта семейная идиллия подавалась на фоне всезаполняющего апрельского солнца и всеобщего праздника жизни.
Но среди этой весёлой весенней братии всегда находились (и сейчас находятся) люди, которые видели и чувствовали хоть чуть-чуть, но больше остальных. Кому из нас придёт в голову запечатлеть аллею Якутовского парка, если в самом конце марта грязный подтаявший снег по причине встречи атмосферных фронтов неожиданно покроется свежим. Снимок выглядит вполне январским. Если бы не откровенно весеннее солнце… И разве полезет серьёзный отец семейства в сугроб, для того, чтобы только увидеть, как просел снег под заметённым за зиму заборчиком? А вот полезет! Правда, если он увидит красоту там, где на неё никто даже внимания не обратит. Понятно, что это дано не всем, а только человеку талантливому.
…Николай Петрович Храмов держал пасеку близ Благовещенского завода. Деньги у него водились, и в начале прошлого века он купил дом в Уфе, на Бекетовской улице в Северной слободе (позже Миасская улица). Именно там в сентябре 1937 года родился его правнук Юрий Николаевич Борецкий. В детстве и юности Юра всегда что-то конструировал, обычно это было связано с радио, но как-то раз смастерил  для младшего брата подзорную трубу из газет и линз. После школы окончил авиаинститут, год провёл на  целине. Потом стал работать на 40-м заводе, в КБ, имел изобретения. Говорят, незаменимых людей нет. Глупости – к Юрию Николаевичу даже в выходные домой советоваться приходили.
С биографией, вроде, всё ясно. Только вот не понять из неё, почему успешный конструктор вдруг берёт в руки фотоаппарат и снимает. Вроде бы занят выше крыши, минуты свободной нет. Да ещё семья, маленькая дочь. Но ничего не успевают только патологические бездельники, а Борецкий не просто идёт гулять с женой и дочерью, но и фиксирует эти прогулки на плёнку. Именно прогулки. Сегодня он и сам не сможет объяснить, почему вопреки всем канонам фотоликбеза нередко фотографировал жену со спины. В результате главными объектами съёмки становились грязные сугробы на улице Цюрупы или Якутова, а жена с коляской оставалась лишь скромной деталью антуража, без которой, впрочем, кадр бы не состоялся. Благодаря такому неожиданному и весьма нестандартному подходу мы сегодня можем видеть сгинувший навеки отрезок улицы Якутова с троллейбусной сетью – нынче от домов и улицы с троллейбусными проводами  осталось только три столба в межквартальном проезде от улицы Пархоменко у Дома печати до Центрального рынка. 
Почти пустая улица Революционная со «звёздным» трамваем КТМ-1 сегодня завораживает, но можно уверенно сказать, что полвека назад эта картинка никого бы не удивила. И тут вновь возникает вопрос, который можно было задать ещё летописцу Уфы дореволюционной Аполлонию Зираху: «Для чего снимали, ведь ни денег, ни выставок за этим не последует?». Ответ только один: талантливый человек талантлив во всём. И, в отличие от большинства людей, он многое чувствует, предвидит. Порой, вовсе не осознавая этого. А ещё он делает всё, чтобы сохранить результаты своей деятельности. Чтобы через много-много лет кто-то, глядя на эти снимки давно улетевшей весны, вновь повторил завораживающие слова одного из героев Ивана Бунина: «Нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мёртвых, он для меня воскресает всё более, становится единственной и всё более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!».
 Пусть исчезают целые улицы – они всегда будут жить где-то внутри нас, поднимаясь иногда из потаённых глубин памяти с помощью придуманных 175 лет назад* вот таких фотомашин времени.


Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг