ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Хамитов и Бабич на «iВолге»
В Самарской области состоялся Второй Молодежный форум Приволжского федерального...

Выбор «Едра»
Партия «Единая Россия» выдвинула кандидатуру Рустэма Хамитова для участия в доср...

Доброго пути!
23 июня в Уфе прошли выпускные вечера. 5078 уфимских ребят получили аттестаты о средн...

Юбилей - у малышей
Специализированный дом ребенка отметил 70-летний юбилей. Поздравить сотрудников ...

Велосплетения
На улице Мустая Карима появится велодорожка, которая соединит Советский и Кировс...

Озеро в Гастелло
В ходе реконструкции парка имени Гастелло по просьбам жителей благоустроят местн...

Занавес открывается
Строители, занимающиеся реконструкцией Театра оперы и балета, уже выходят на фини...

Лоскутное искусство
В парке Якутова прошел День шитья на публике. Мероприятие, задуманное в 2005 году ма...

Выходят на татами силачи…
На площади им. Салавата Юлаева прошли народные гуляния, посвященные Дням России, С...

Ретрокалейдоскоп
225. 14 июля 1789 г. штурмом Бастилии началась Великая французская революция.
120. 8 (20) и...





     №07 (152)
     Июль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Колонка редактора

На контроле у мэра

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Тайны овального портрета








РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"

Полеты в поисках стиля


Небоскребы в форме сталактитов и кристаллов горного хрусталя, дворцы, украшенные стальным кружевом башкирского орнамента, крыши в виде национальных женских нагрудников – так может выглядеть Уфа уже через 10-15 лет.
Пока же она только ищет свой неповторимый стиль, а детали города грядущего проглядывают сквозь проекты будущих зодчих – выпускников архитектурно-строительного факультета Нефтяного университета.

Взгляд на Уфу и не только
-Уровень дипломных работ очень высок, - говорит зав-
кафедрой архитектуры Ильдар Сабитов. – И это не только наше мнение, но и коллег из Уральской архитектурно-художественной академии, отметивших большую конкурентоспособность проектов.
Ильдар Нариманович, сын известного композитора, - коренной уфимец, его детство прошло в маленьком домике по улице Октябрьской революции. Однажды, возвращаясь поездом на каникулы из Москвы (где шесть лет учился в знаменитом МАРХИ), он услышал от попутчиков: а где же город, какие-то деревенские домишки на горе?!
- Было очень обидно, - вспоминает Сабитов, - а ведь Уфа – один из немногих городов в мире, которому с географией фантастически повезло. Ее всю можно окинуть взором. С видовой площадки у памятника Салавату Юлаеву можно увидеть реки Белую и Дему, мосты и леса, протянувшиеся на много километров. Дух захватывает!
С той поры столица сильно изменилась, и сегодня кто-то вряд ли бы рискнул назвать Уфу провинциальной, но споры, как сделать ее современным мегаполисом, не потеряв при этом историческое обаяние, продолжаются. Недавно к нему присоединились и зарубежные оппоненты, побывавшие в Уфе на архитектурных форумах. Правда, к их мнению Сабитов относится достаточно скептически:
- Я не очень доверяю иностранцам, которых пригласили на праздник. Ведь потратив на знакомство с городом три дня, они выдали свои рекомендации. Чтобы, например, построить современную Астану, выдающиеся японские архитекторы выиграли конкурс. Они работали, вникали. Возможно, у них глаз еще не замылился. Но все-таки ключевое слово – вникали. Для этого надо окунуться в город. Почему-то у нас больше прислушиваются к чужим, чем к своим. Но для создания шедевров они, как минимум, должны пожить в России, как, например, великий Карл Росси.
Вторая болезненная тема для архитектурного сообщества – противоборство с теми, кто заказывает музыку, - заказчиками. Они тоже диктуют свою линию. На первом месте – прибыль, а насколько это впишется в окружающее пространство, какими будут фасады и площадки – дело десятое.
- Если бы не градостроительный совет, через который проходят проекты, то архитекторам пришлось бы совсем плохо, - считает Ильдар Нариманович. - Комиссия охлаждает пыл нуворишей и сдерживает их «художественные» фантазии.
Много копий ломается в попытке придать Уфе черты национальной самобытности.
- Нет национальной архитектуры - есть региональная, - продолжает Сабитов. – На нее больше влияют климат, ландшафт, менталитет. Национальные же детали могут отражаться в дизайне и в прикладном искусстве. Тот же самый Дворец бракосочетания в виде казана в соседнем Татарстане, на мой взгляд, образец китча. Самобытность надо подчеркивать, но это должно быть не лобовое решение.
Сегодня тема сохранения памятников истории и культуры – одна из самых обсуждаемых в прессе. Краеведы готовы сражаться за каждый дом.
- Часто эта борьба безосновательная, - замечает Ильдар Нариманович. - Перепалка идет из-за строений, не имеющих исторической или культурной ценности. Нельзя сносить ветхий домик, потому что в нем когда-то останавливался (!) статский советник Кузьмин, двоюродный брат племянницы жены Пушкина. Кто о нем знает? Я не меньший патриот своего города, но не стоит впадать в крайности и сохранять то, что не имеет настоящей исторической ценности.
Студенческие фантазии
Темы дипломных работ выпускников, как правило, согласовываются с городскими архитекторами. Профессионалам интересно, что могут предложить молодые, и что-то, возможно, рано или поздно будет воплощено в жизнь. Другое дело, что студент сам вправе решать, где расположить свое детище. Комиссия оценивает, как сделан проект, а не то: нужна, например, здесь гостиница или нет. Это - учебная работа, не претендующая на обязательное исполнение. Теоретически можно снести весь квартал и «построить» свой. Но такие работы не приветствуются. Все «изюминки» мест будущие архитекторы стараются сохранить.
Работа над дипломным проектом начинается с мониторинга уже функционирующих сооружений и социологических исследований.
Выяснилось, что родному городу многого не хватает. Например, детских школ искусств. Проблема назрела давно, и почему бы такому учебному заведению не расположиться рядом с Художественным музеем имени Нестерова?
В преддверии двух международных саммитов стало очевидно, что Уфе требуются и новые гостиницы самого высокого класса. Список объектов, которые могли бы украсить нашу столицу, достаточно внушителен.
- Время меняется, и каждое поколение хочет оставить свой след, - считает студентка 6 курса Алиса Андресон. – Мы делаем ставку на русский авангард. Он хорошо проявил себя на Западе, а Россия – родина супрематизма, пока очень слабо его использует.
Алиса и ее сокурсники заинтересовались региодентикой – программой, предполагающей использование элементов, созданных как природой, так и человеком.
- У нас не так много национальных брендов, - говорит Алиса, - мы пытаемся искать новые, например, в концептуальном проекте павильона Башкортостана на Венецианской биеннале предложили трафик в виде орнамента, ведущего посетителей по экспозиции. Или накладывающиеся монетки на нагруднике женского костюма - интересная конструктивная деталь. Взяли за основу, что уже создано предыдущими поколениями.
Конечно, трудно открыть в архитектуре что-то принципиально новое. Обзор работ-аналогов говорит о том, как продвинулись западные строители в этом плане, используя, между прочим, и наши достижения: те же башни Шухова, за сохранение которых на его родине идет борьба. Почему бы не помечтать о новых принципах формообразования? О тех же небоскребах в виде сталактических образований или горного хрусталя?
После окончания университета Алиса Андресон собирается работать в БашНИИстрое. Она уверена, что ее исследования не останутся только на бумаге. Под новым углом зрения самые обычные вещи могут видеться совершенно в другом свете.
- Уфе не хватает единого стиля, - считает она, - есть прекрасное деревянное зодчество и каменные дома, но нет ощущения полета, хотя город стоит на горе. Необходимы высотные доминанты, которые были бы видны с разных ракурсов.
Стать архитектором Алиса мечтала с 7 класса, и учеба в вузе полностью оправдала ее ожидания:
- Архитектура выражает мироощущение, мне нравится, что она всеохватывающая. Надеюсь, что моему поколению удастся привнести в облик Уфы что-то особенное, свойственное только ей.
Гостиница
Маргарита Нутфулина, автор дипломного проекта гостиницы у галереи ART, уверена, что новые предложения должны взаимодействовать с уже существующими зданиями и представлять целостный организм.
- Тенденция к разрушению исторической застройки в пользу новых зданий очень тревожна и свойственна не только Уфе, - считает она. – Уничтожение исторической основы города приводит в тупик. Старое и новое должны не спорить, а вступать в диалог, от которого выиграют все. Проект Нутфулиной предлагает строительство гостиничного комплекса путем включения новых элементов в историческую ткань, трансформируя ее и обеспечивая ей тем самым новую жизнь. Создание знакового объекта в центре современного и развитого города - своеобразная визитная карточка, информирующая, что республика – развитый и привлекательный для международных инвестиций регион. Прогноз Маргариты оптимистичен: Уфа имеет все предпосылки для развития туризма внутреннего и международного. Концепция проекта предполагает «вплетение» здания гостиницы в структуру комплекса и соединение переходом с галереей ART, создание крытых общественных пространств, выставочных площадок, конференц-залов, развитого фитнес-центра с бассейном, ресторанов на нескольких этажах, паркинга в подземной части. К услугам гостей -  150 номеров различной площади и удобств: люксы, апартаменты. Выбранная площадка находится в квартале, окруженном улицами Ленина, Чернышевского, Мустая Карима и Кирова. Комплекс, по задумке Нутфулиной, должен состоять из двух основных блоков. Первый - десятиэтажное здание с номерами для проживающих, с богатой инфраструктурой, включающее в себя общественно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные, административные функции; второй - стеклянный куб, работающий не только на гостей, но и «на город», с функциями общественного пространства, выставочными павильонами, обеспечивающий входы в исторические здания. Полифункциональность комплекса и удобное транспортное расположение делают объект экономически привлекательным, применение инновационных технологий выведет его на высокий международный уровень и зарекомендует как достопримечательность мегаполиса.
Театр
Юлия Курило представила проект Театра юного зрителя. Многие студенты в этом году отказались от традиционных макетов, выбрав виртуальный облет объекта. Специальная компьютерная программа дает такую свободу.
Видео позволяет вставить здание в ту или иную среду, увидеть его в динамике. Минус только один – нельзя потрогать.
- Чтобы найти место для строительства, я провела небольшое социологическое исследование и выяснила, что больше всего молодых семей и детей проживают в Сипайлово, - говорит Юлия. - В центре микрорайона на красной линии находится Гагаринский рынок, его давно хотят снести, и культурное учреждение на улице Рыльского очень удачно впишется в местный ландшафт.
На наш аргумент, что в Уфе уже имеется Молодежный театр, у студентки есть ответ: в репертуаре храма искусства большинство спектаклей подходят для взрослой аудитории. Ее же будут посещать дети от пяти до 15 лет.
На чертежах здание выделяется ярким пятном: на фоне серых жилых домов оно, несомненно, привлечет внимание.
- Каждый создает цветовую гамму исходя из своих внутренних представлений о композиции, - замечает Юля. - Уфе не хватает ярких акцентов. И они стали появляться. Огромные панно-граффити на сипайловских многоэтажках – хорошая идея. Бывает сложно удержаться на грани красоты и функциональности. Я бы все-таки так расставила приоритеты проектирования: польза, прочность, красота.
В детстве девушка любила рисовать домики, а потом узнала, что есть такая профессия. После окончания Курило собирается работать в одной из архитектурных мастерских.
Аэропорт
Недавно международный аэропорт «Уфа» закрылся на реконструкцию. Ее авторы вряд ли догадываются, что у студентки 6 курса УГНТУ Алины Магафуровой есть свои идеи по этому случаю.
- Летом побывала на практике в московской компании, которая проектирует терминалы, - говорит она. - И подумала, что аэропорт «Уфа» достоин красивого и функционального варианта. Тем более что старое здание не справляется с большим пассажирским потоком.
Терминалы в проекте Магафуровой представлены в виде конструктивных башен Шухова, накрытых кружевной оболочкой с тюркскими орнаментами. Диспетчерская вышка возвышается над ними в виде экзотического цветка. Для удобства прилетающих здесь в трех модульных секциях расположатся здания авто- и железнодорожного вокзала, аэроэкспресса.
- Проекты курируют не только преподаватели, но и практикующие архитекторы, - говорит профессор Рамиль Баймуратов. – Темы могут повторяться, но тем и интереснее наблюдать разный подход к их реализации. Перед студентами стоит задача создания жизнеспособного объекта. В проекте прописывается архитектурная физика, цвет, акустика, термозащита. Удобно и красиво – к этому собственно и сводится механизм проектирования.
Уфа в 3D
Студенты по-разному воспринимают мир и адаптируют его под свою индивидуальность, что особенно ценно. Прошедший в Уфе в мае «Москва Урбан форум» с участием зарубежных архитекторов показал, что одним из способов формирования городских пространств является участие в процессе самих жителей.
Проект Яны Гейер «Уфимский 3D паттерн» под руководством преподавателя Лейсан Азнабаевой и профессора Юлии Расулевой как раз предполагает инициативу самих уфимцев.
- На первой стадии интернет-платформы выявляются места по принципу нравится – не нравится. Потом по итогам голосования раз в год выбирается площадка для проведения фестивалей. Осознание жителями, что они участники процесса, в конечном плане формирует их отношение к городским пространствам как личным.
Не менее перспективна идея Алексея Мельникова. Совместно с доцентом Константином Донгузовым он разработал систему управления инфраструктурой «Умный город». Ее суть – научно обоснованное прогнозирование, как, например, будет влиять на развитие инфраструктуры увеличение плотности населения в каком-то районе мегаполиса.
Гузель Вахитова разработала концепцию взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов города.
- В прошлом планирование Уфы было обусловлено ее рельефом, - говорит она. - Овраги играли роль экологического каркаса, отвечая за гидрологические, аэрационные и микроклиматические условия.
Увеличение темпов урбанизации, развитие техники преобразовали ландшафт, что привело к активизации эрозионных процессов, к утрате системы и как следствие - к дисбалансу экологической обстановки в городе. Преобразования природного ландшафта отразились на историческом облике города и его аутентичности.
- Необходимо переосмысление роли оврагов и реанимация данных территорий в новом качестве на принципах экологической устойчивости, - считает Гузель. – В проекте разработаны разные способы и механизмы подключения города к овражным территориям как к источникам экологической устойчивости.
Мы познакомились только с несколькими, наиболее интересными, на наш взгляд, дипломными работами. Уровень компетентности будущих архитекторов позволяет надеяться, что они составят ту питательную среду, на основе которой сформируется градостроительный стиль Уфы.
Думая о завтрашнем дне родной столицы, стоит прислушаться к словам выдающегося русского архитектора Владимира Шухова, который каждое сооружение воспринимал не как хорошо рассчитанную массу металла или дерева, не как агрегат, а как нечто живое и не противостоящее живому.

Мнения участников урбанистической конференции «Уфа завтра: инструментарий позитивных перемен»:
«Будущее развитие города на горе должно быть направлено на увеличение плотности и высотности - тогда силуэт города представит себя как старый русский город, вышедший на новый уровень масштаба». Маркус Аппенциллер.
«Отсутствие общедоступных городских пространств замедляет и деформирует развитие городской культуры, причем как башкирской, так и русской, и татарской, и всех других живущих в городе национальностей». Константин Донгузов.
«Разрабатывайте и осуществляйте ваши действия не для горожан, а вместе с ними. Если вы убедите жителей своего города в правильности принимаемых решений, туристы приедут к вам сами». Хуан Карлос Беллосо.
«Почему у нас не появляются шедевры мировой архитектуры? Их не может быть по определению. Это все равно что, например, в каком-нибудь районном центре создать футбольную команду, которая играла бы в Лиге чемпионов. Нужны средства и база». Ильдар Сабитов.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг