РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ" «Служу только Музыке»
Выдающийся музыкант современности, символ российской дирижерской школы, ученик Мравинского и друг Светланова. Его язык жеста доведен до совершенства, его стиль - благородство и утонченность, его энергетика и магнетизм невероятны. Рыцарь европейских королевских домов и лауреат престижных премий, маэстро Вакульский любезно согласился на интервью нашему журналу.
- Александр Дмитриевич, вы не так давно побывали в Уфе. Что связывает вас с башкирской землей? - Это – моя Родина. Я родился в Иглинском районе. Очень серьезно думаю о том, что могу вернуть этой земле, чем могу с ней рассчитаться. Сила настоящего искусства зиждется на тех нитях, которые связывают тебя с твоим прошлым и родиной. Мое детство пришлось на тяжелое послевоенное время. Занимаюсь музыкой с шести лет. Родители поставили перед выбором: либо велосипед, либо аккордеон. Я выбрал последний. Когда уже был постарше, мы с папой копали картошку, а мимо нас проходили учащиеся школы музвоспитанников, которая в то время располагалась в Черниковке. У них была такая красивая военная форма! Я сказал отцу: «Хочу учиться в этой школе». - Вы уже тогда осознавали свое призвание? - Музыка - самое сильное искусство. Сильнее, чем литература, живопись, театр, кинематограф. Ее суть – в недосказанности, условности. В ней всегда остается пространство для мыслей и чувств каждого - и слушателя, и исполнителя. Часто говорят: «Я не понимаю классическую музыку». Так и не нужно понимать. Ее можно только чувствовать. Например, приходят люди в музей. Один думает: как бы поскорее пробежать все залы. А другой останавливается перед картиной, размышляет. Музыка - это когда нужно остановиться, когда нужно спросить самого себя: «Зачем я родился, что такое жизнь и смерть, что такое любовь?» Вот почему я выбрал эту профессию. Как заметил кто-то из моих коллег, дирижером нужно родиться. - Когда вы это поняли? - В нашей школе музвоспитанников был духовой оркестр. Руководил им Леонид Маркович Иванов - мой первый наставник по дирижированию. Как хотелось стоять на его месте! Мне так нравилось изменение звучания оркестра, появление новых красок от репетиции к репетиции. Впервые выступил в качестве дирижера в 14 лет. Прошло время, я много работал, стремился к достижению своей цели, и моя детская мечта осуществилась. В свой нынешний приезд побывал в Республиканской гимназии-интернате имени Газиза Альмухаметова. Порадовали отличные условия для юных музыкантов. Мы и мечтать о таком не могли. Приятно было увидеться с однокашниками, друзьями детства. Через всю жизнь несу безмерную благодарность всем педагогам, которые учили меня. Многих уже нет. С теми, кто жив, все эти годы поддерживаю связь, звоню, стараюсь помочь моим стареньким, таким родным и близким людям - Расскажите о встречах, определивших вашу творческую судьбу. - Роль учителя в музыке заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть творческие возможности ученика, взрастить его индивидуальность до вершин мастерства. Мои наставники были самыми главными создателями того, кто я есть сейчас. Что касается дирижирования, для всех был один бог - Евгений Александрович Мравинский. В студенческие годы старался бывать на всех его репетициях. Нелегально, так как было запрещено. Это – мои самые главные уроки в профессии. Работа в оркестре Ленинградской филармонии под его управлением, игра и общение с такими артистами, как Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин - те вершины, до которых нужно не возноситься - карабкаться. Мои учителя - не только музыканты. Михаил Константинович Аникушин - великий скульптор, автор знаменитого памятника Пушкину в Москве. Один из самых главных моих профессоров - Фердинанд Лайтнер, у которого я учился в аспирантуре в Цюрихе. Продолжив линию Мравинского, он привил мне академизм европейской культуры. Незабвенный Евгений Фёдорович Светланов официально никогда не был моим учителем. Дружба с великим музыкантом и человеком, наша совместная работа, беседы о музыке - невозможно передать словами, насколько они дороги. - Римский-Корсаков заметил: «Дирижерство - темное дело». - Это – единственный человек в оркестре, у которого нет пауз. Темное дело? Вся основная, «застольная» работа - когда, зачастую ночами, с крепким кофе сидишь за партитурой. Но уже на первой репетиции должен знать все, что хочешь сделать, и «заразить» своей идеей артистов. И когда, согласно твоему замыслу и прочтению, происходит удивительное «объединение душ композитора, дирижера, оркестра и публики», является чудо, которого все ожидают, ради которого приходят на концерт. Я считаю, что каждый дирижер начинается где-то после 50-ти. До этого времени сравниваешь себя с другими, равняешься на корифеев. Но когда пришло время, и ты уже не можешь подражать кому-либо, тогда начинается новый отсчет. И позволяешь себе делать то, что принадлежит только тебе. Если появляется чувство свободы, начинаешь смотреть на сочинения, которыми ты дирижировал много раз, совершенно другими глазами. Критически относишься к тому, что тебе говорили мэтры. - Список ваших титулов и премий многих стран занял бы не одну страницу. Какая из наград особенно дорога? - Есть одна, близкая моему сердцу. Я - Почетный житель города Ксабии в Испании. Звание получил за единственный концерт, когда бесплатно дирижировал для жителей города. Эта награда для меня особенно ценна, потому что она - от народа. - Вы выступали с лучшими оркестрами мира, на самых знаменитых сценах. Расскажите об этом. - Начал гастролировать по Европе с 19 лет, будучи солистом симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С 1976 года моя жизнь связана с Нидерландами - руководил Камерным оркестром г. Бреда, Симфоническим г. Амстердама, Королевским Резиденц г. Гааги. Можно долго перечислять замечательные коллективы, с которыми сотрудничал. Я дирижировал практически во всех странах Западной Европы, в США и Канаде, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Последние несколько лет живу в Париже и чаще всего выступаю в Италии и Франции. - Вы уехали из СССР в 1976-м во времена застоя. Была политическая подоплека вашей эмиграции? - Я уехал по простой причине. Любовь. Встретил девушку из Голландии, без которой не представлял дальнейшей жизни. Мы поженились и планировали жить в Союзе. Но тогда было другое время. Скоро начались проблемы, вынудившие нас покинуть страну. - Ваша карьера в Европе сложилась более чем успешно. В Нидерландах вы приняты при дворе, были хорошо знакомы с королевой. - Мне посчастливилось дирижировать первым концертом для Беатрикс в честь ее коронации. С этого момента у нас завязались очень теплые отношения. Она всегда уделяла большое внимание тому, что я делаю для культуры Голландии. С оркестрами Нидерландов мы гастролировали по всему миру. С Юношеским завоевали много высших наград на крупнейших музыкальных фестивалях. В течение 23-х лет возглавлял Королевский Резиденц-оркестр в Гааге. К моему 50-летию был возведен в Рыцари Королевского дома, получил орден Королевской шпаги. В 2009 году назначен почетным пожизненным президентом этого оркестра с правом в любое время исполнять с ним любую программу по моему выбору. - Почему переехали в Париж? - Работа в Амстердаме не давала мне особой возможности дирижировать в других странах и другими оркестрами, чего мне очень хотелось. Жизнь свободного художника сейчас гораздо интереснее. - Среди ваших наград есть Государственная премия России. Как часто работаете на родине? - Долгое время мои выступления в России ограничивались Москвой и Санкт-Петербургом. В течение 10 лет, по личному приглашению Евгения Светланова, был главным постоянным приглашенным дирижером Государственного академического симфонического оркестра, который носит теперь его имя. Творческие узы связывают с оркестром Санкт-Петербургской филармонии и маэстро Юрием Темиркановым, симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга. Первый концерт с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан состоялся в 1998 году. Затем меня приглашали для участия в фестивале «Рождественские встречи» в 2001-м и 2004-м. Вместе мы исполнили симфонии Брамса, Рахманинова, Чайковского, «Славянские танцы» Дворжака. - В ваш последний приезд вы дали мастер-класс в Государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. Приезд дирижера с мировым именем - первый в истории этого учебного заведения. - Мы провели открытую репетицию с Молодежным симфоническим оркестром. Работали над Восьмой симфонией Дворжака. Общение с молодежью - очень важная для меня тема. Сам я в начале своей карьеры на Западе более семи лет руководил Юношеским оркестром Нидерландов. Молодежный оркестр академии - будущее музыкальной культуры Башкортостана. Существует договоренность с ректором Аминой Асфандияровой, что такие встречи станут традиционными. - У вас есть мечта? - Много лет живя на Западе, думаю о будущем моей родной республики. Общеизвестно, что наличие симфонического оркестра и его уровень являются предметом гордости каждого уважающего себя города и государства, а также показателем успешности его экономики. Крупнейшие центры Европы - Берлин, Вена, Лондон, Милан славятся своими оркестрами и оперными театрами. Убежден, что Башкортостан должен иметь право представлять свое академическое искусство и культурные ценности на европейском уровне. Но для этого необходимо ему соответствовать. Хотелось бы использовать свой опыт и возможности, чтобы способствовать подъему симфонической культуры республики. Мы живем в очень материальном мире. Но деньги почти ничего не решают для культуры. Это – совсем другое. Великие русские творцы - Пушкин, Мусоргский, Чайковский, Достоевский, Чехов - были весьма ограничены в финансах. Их состояние - огромный талант, поднявший их на пьедестал мировой культуры. Материальное - преходяще. На Западе в этом смысле лучше все. Но там нет такой литературы, такого балета, таких музыкантов. Уровень исполнительской культуры во всем мире определяют тоже наши. Для настоящего артиста имеет значение не количество концертов и размер гонорара, а само существование в атмосфере творчества. Лично я служу только Музыке.
Ольга СТАРИКОВА |