ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержать имидж региона
«В 2015-м республика продемонстрировала хорошие макро-экономические показатели...

С шанхайским духом
В Уфе прошел Евразийский гуманистический форум, посвященный вопросам воспитан...

Поспешите к Кыш Бабаю
Башкирский Дед Мороз примет гостей в своей резиденции у деревни Урман-Бишкадак...

Рождественские встречи
7 января, в Рождество Христово, уфимцев и гостей приглашают на праздничные меро...

Новогодние гулянья
На площади Ленина проходит Рождественская ярмарка. На одной площадке работают зо...

Ежегодно - 200 тысяч!
На УМПО присудили ежегодную премию им. Ферина в 200 тысяч рублей «За создание и в...

Подарок от маэстро
Воспитанница музыкального колледжа Анастасия Мамяшева за свои большие успехи ...

«Зимняя Уфа»
Дом-музей Ленина представляет «Зимнюю Уфу». Выставку изобразительного и декор...

Вторая школа
В Нагаево вскоре появится четырехэтажная школа на 825 мест. 
Пока в посел...

Вас согреют «Крещенские морозы»
С 21 по 23 января Бирск примет ежегодный республиканский фестиваль эстрадной пес...

Забавы + спорт
В Калининском районе к четырем детским городкам в Шакше и Максимовке добавилас...

Кто из хозяев лучше?
По восемь уфимских подъездов, домов и дворов стали финалистами в борьбе за зван...

Отдаю на клюшку пас
И днем, и вечером на хоккейной коробке по улице Комсомольской, 79 не смолкает шум...

Награды за смелость
На торжественной линейке десятиклассник башкирской гимназии №20 Рамиль Асылгу...

Ночь Урал-батыра



     №01 (170)
     январь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Сказка из почтового ящика


Помню, в детстве было у меня много открыток, как-то мы с сестрой даже заложили ими весь пол большой комнаты нашей квартиры. При переезде всё ушло. И вот лет через тридцать после этого принесли мне целую кипу старых открыток…

Рассматриваю забытые и такие знакомые рисунки. Но вот что-то мне не известное. Вглядываюсь и вдруг понимаю, много раз прежде видел снеговика. Читаю на обороте: художник Е. Гундобин. Старая (и преплохая) традиция – указывать только инициалы и фамилию человека. К счастью, раньше я уже встречал это имя: Евгений Николаевич Гундобин (1910 – 1975) работал художником Гознака. В 1950 году по его рисункам было напечатано четыре марки, одна из них, со Спасской башней Кремля, посвящена годовщине Октябрьской революции (кстати, в 60-е годы и позже этот сюжет частенько будет использоваться для новогодних филателистических миниатюр). Гундобин – автор марки 1957 года с первым спутником. Сейчас всё ясно и ребёнку, а тогдашняя секретность заставила поломать голову, художник воспользовался опубликованной в газете «Правда» схемой полёта спутника. И не промахнулся. 
Тем не менее попытки найти в филателистических справочниках и журналах хоть какие-то сведения о художнике успехом не увенчались. Интернет же поначалу ограничивался лишь многочисленными его открытками: Новый год, 8 Марта, 1 Мая и 1 сентября, День Советской армии, годовщина Октябрьской революции и освоение космоса.
Эпопея с открытками у Гундобина начиналась ещё при жизни вождя всех народов, в конце 1952 года, когда на смену идеологически выверенным сюжетам неожиданно пришли темы, близкие каждому, – школьники, ёлки, деды-морозы. И, конечно розовощёкие малыши. Я пока не нашёл ответа на вопрос, почему автором двух из первых трёх маркированных (гознаковских) открыток 1952 года стал именно он, но, скорее всего потому, что одним из первых смог в своих рисунках обратиться к простым радостям жизни. А сюжет со Спасской башней хотя и не был первым в длинной новогодней серии советских открыток, всё ж оказался абсолютно новым: Гундобин внёс в него сказку – праздничную зимнюю ночь над Москвой. Найти эти первые поздравительные открытки 1952 года почти невозможно, но это и не нужно: через год они были переизданы многомиллионными тиражами. 
Практически на всех новогодних почтовых карточках художника – мальчишки и девчонки. Они лепят снеговиков, катаются на лыжах и санках, наряжают ёлку, радостно получают подарки от Деда Мороза. Можно лишь отметить как забавный факт, что с течением времени детвора на его открытках становится всё более пухлощёкой. Даже строитель времён «великого семилетия» (1959 – 1965 гг.) по причине хорошо узнаваемых розовых щёк и радостной улыбки не выглядит скучной агиткой. И всех этих детей, строителей, Дедов Морозов и кремлёвские башни художник преподносит нам на фоне «фирменного» гундобинского снегопада и новогодней ночи. Создавая открытки, не забывает Евгений Николаевич и ставшую любимой тему космоса, в частности, на его последней открытке (из известных мне) Новый год летит к Деду Морозу на ракете. Но почему-то именно на этой карточке ясно видно, что персонажи художника заметно «исхудали»…
Интересно, что фамилия Гундобин есть в словаре Брокгауза и Ефрона. И уже давно она была связана с «художничеством». Так, в 1910-е годы в Самаре рисование в гимназиях и реальном училище преподавал надворный советник В.В. Гундобин, а другой праправнук муромского калачника Данилы по прозвищу «Гундоба» присяжный бухгалтер (т.е. аудитор) 
Н.А. Гундобин во время работы в Оренбурге неплохо проявил себя в направлении, которое нынче назвали бы дизайном: кроме своего личного вензеля он разработал форму бланка и товарный знак занимающегося золотодобычей Южно-Уральского горно-промышленного акционерного общества. Вот что пишет об этом обществе Вера Николаевна Макарова: «В 36-летнее пользование у башкир были взяты прииски Уваряжский, Юлалинский, Тубинский, Семёновский, Троицкий, Япаевский, Таналыкский, Уртазымские угольные копи, Еленинский, Валентиновский и другие. Всего 66 приисков. Управление находилось в Таналыко-Баймаке». 
В Оренбург Николай Алексеевич приехал в 1909 году из Мурома. В 1911 г., как следует из его паспортной книжки, в деревне Пекарь (так в сборнике «Сообщения Муромского музея», Муром, 2012. Паспортную книжку заполнял, вероятнее всего, по тогдашней практике начальник Гундобина, так что ошибки удивлять не должны), у него родился сын Евгений. Но в списке населённых пунктов Оренбургской губернии 1900 года ничего похожего на это название нет! Вспомним, что Таналыко-Баймак – нынешний Баймак. А вдруг выдающийся мастер волшебной новогодней сказки из почтового ящика – наш земляк? Где учился, как и когда попал в Москву, не ясно, ведь никаких исследований на эту тему, как уже я говорил, пока не было. Известно только, что в 1930-м он принимал участие в выставке работ художников АХР (Ассоциации художников революции) в Оренбурге.
Всего-то лет десять работал Гундобин над открытками, тем не менее на любой новогодней выставке в музее или на сайте советского ретро вы на самом видном месте обязательно найдёте его произведения. Они узнаются сразу, став воплощением духа времени, классикой жанра. Можно сказать, что на них изображены мы сами в далёком детстве. Открытки мастера дарили и продолжают дарить нам волшебную сказку.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг