ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Наука - тема дня
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился в Доме Республики с председателем Совета Российского фонда фундаментальных исследований, академиком Влад...

Климат в плюсе
По итогам 2015 года Башкортостан поднялся с 40-го на 20-е место в Национальном рейтинге состояния инвестклимата.

– В прошлом году наши поз...


На основах партнерства
Делегация Республики Башкортостан под руководством премьер-министра Правительства  РБ Рустэма Марданова приняла участие в Петербургском междунаро...

Встретим финансистов
В июле Уфа станет местом проведения ежегодного Всероссийского семинара-совещания с руководителями финансовых органов субъектов республик и областей.

Еще один выезд
Будет построен восточный выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал».
– Это позволит  повысить наш международный ст...


Вековой юбилей
«Уфаводоканал» отметил 115-летие. Подарком коллективу предприятия стал праздничный концерт на сцене Городского дворца культуры, где наиболее отличивши...

Выпорхнули из гнезда
Почти 5 тысяч девушек и юношей покинули стены школ, лицеев и гимназий, которые за годы учебы стали родными – в Уфе прошли выпускные вечера.
После ...


Танцуй пока молодой!
С большим размахом отпразднован День молодежи в Уфе. Целый ряд мероприятий прошел на площади перед памятником Салавату Юлаеву.

Пожалуй, впервы...


Завоевал Америку
Ученик Республиканского башкирского лицея-интерната (РБЛИ) Арслан Салихов завоевал золотую медаль на Международной научно-практической олимпиаде GENIU...

Трамваи отказываются от наличных
В Уфе начался эксперимент: на некоторых трамвайных маршрутах начала действовать бесконтактная система оплаты за проезд.
На маршрутах №№1, 5, 10, 1...


Спасенная жизнь
Уфимские врачи стали лауреатами главной медицинской премии страны «Призвание» за то, что провели уникальную операцию и спасли жизнь новорожденной малы...

Новый экспресс
Событием стал запуск дневного экспресса по маршруту Уфа –Самара - Саратов.
Его пассажиры смогут добираться из Уфы до Самары за 7 часов. По маршруту...


Черниковка прихорашивается
Начинается масштабная реконструкция улицы Первомайской. Ремонт пройдет на участке от Ульяновых до Машиностроителей.
Пока демонтируются бордюрные к...


Территория творчества
Скульпторы из других регионов страны, Грузии, Болгарии, Японии, Франции, Южной Кореи съехались в Уфу, чтобы принять участие в Международном симпозиуме...

Картина о поэте
В Уфе начинаются съемки полнометражного художественного фильма «Бабич» - о жизни и творчестве поэта Шайхзады Бабича. Главную роль исполнит актер Молод...

Золотой значок
Азалия Фазылова стала первой из учеников республики, получившая золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду ...

Пока, Уфа, здравствуй, Рио!
Уфимские рапиристы вошли в сборную России и отправятся на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
Тимур Сафин и Артур Ахматхузин - спортсмены с именем....


В новый сезон - с новым тренером
После неудачного сезона главным тренером футбольного клуба «Уфа» стал Виктор Гончаренко, который перешел к «горожанам» из ЦСКА.
Контракт рассчитан...


Ретрокалейдоскоп
240. 4 июля 1776 г. принята Декларация независимости. День рождения США.
130. 3 июля 1886 г. Карл Бенц продемонстрировал публике автомобиль с бенз...





     №7 (176)
     Июль 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Дорога открытий


«Кливденский лес был одет в свой прекрасный весенний убор и склонялся к реке сплошным рядом зеленых ветвей всевозможных оттенков. В своей ничем не омраченной прелести это, пожалуй, одно из самых красивых мест на реке, и нам не хотелось уводить оттуда нашу лодку и расставаться с его мирной тишиной».

Идиллические пейзажи, физические нагрузки, приключения, а главное, отдых от суматошной жизни редактора, издателя и банковского служащего - за этим и отправились в путь герои бессмертной повести-путеводителя «Трое в одной лодке».
Ну а наши родные реки Агидель и Уфа разве уступают старушке Темзе по части красоты, легенд или неожиданностей?
…Катер отчаливает от станции спасателей, расположенной рядом с мостом у Монумента Дружбы, в уютном заливе на левом берегу. Внизу на правобережье растут аккуратные контуры новой набережной, вверху Южный склон Белой утонул в пышной темной зелени. Мы ловим в объектив открыточные виды Висячего моста, парка и Соборной мечети. Когда-то домики старинной слободы Архиерейки покрывали склон почти целиком, сегодня их скопление значительно поредело. А когда-нибудь на этом месте возникнет парк: не воспользоваться таким видом просто невозможно! Статуи, сцены-ракушки, кафе будущего парка видятся современными по тематике, но стилизованными под старину, белеющими посреди пышных ив и кленов, гармонично сочетаясь с беседками на Случевской горе. Представляете, какая будет красота?
Между тем мимо проплывает торжество лаконичной выразительности - новая гостиница, плавные очертания Конгресс-холла, готовится к прыжку в забельские дали свободолюбивый дух Салавата… Высочайший склон венчает старая Водонапорная башня. Построенная в начале XX века, по прямому назначению она функционировала до 1950-х, а потом вмещала астрономическую станцию для наблюдения и контроля искусственных спутников Земли с огромным телескопом, переданным впоследствии планетарию. За железнодорожным мостом нас встречает скопление гигантских пеликанов-кранов: Нижегородка - район традиционно промышленный. Дальше берег плавно поднимается от кромки воды, покрытой нежно-зеленой порослью. Солнце, тишина, безлюдье, простор - какой подарок для горожанина!
Водись, лещ и стерлядка
А вот и люди: на левом берегу расположились двое рыбаков. Запрет на рыбалку в связи с нерестом уже снят. (К сожалению, соблюдали его не все: в связи с нарушениями в республике изъято свыше 33 тысяч метров сетей, 453 запрещенных орудия лова, 1246 килограммов рыбы). Улов Айдара и Раяна Исхаковых - пока что три крупных серебристых леща.
- Лещ любит глубокие заводи, глинистое, немного иловатое, но не тинистое дно. Об этом еще Сабанеев писал. И, по-моему, вкуснее рыбы нет! - говорит Раян.
Кроме леща, в Белой водятся щука, жерех, судак, окунь, карась, линь - всего 16 промысловых видов. Есть и стерлядь, однако она занесена в Красную книгу Башкортостана, и ловить ее запрещено. Правда, для спасения вида этого недостаточно, и уже несколько лет проводится зарыбление Белой ее мальками. Необходимость этого возросла еще и из-за строительства моста: оказывается, оно нарушает кормовую базу.
- Малек от естественного нереста стерляди сегодня практически не выживает. Видимо, вода у нас все-таки не очень чистая, - сообщил председатель Рыбохозяйственного совета РБ Равиль Юсупов. - Зарыблять Белую и Уфу необходимо, иначе получится как с белорыбицей: единственным местом нерестилища этого вида осетровых до революции была Уфимка. И когда поставили каркас плотин, она не смогла воспроизводиться и исчезла. Хорошо, что в Кармановском рыбхозе есть маточное стадо осетровых, что и позволяет нам выпускать мальков. Делается это на деньги,  взысканные с предприятий за ущерб, наносимый рыбному хозяйству. Однако объемы необходимо увеличивать.
…Справа перед нами встают купол железнодорожного вокзала и замковая стена многоэтажек по улице Карла Маркса. Тут и там над берегом господствует зубец очередной высотки. А мы приближаемся к Сафроновской переправе, где строительство второго Затонского моста входит в завершающую фазу. Сборка его металлических конструкций (которые подогнаны с идеальной точностью - допуск составляет не более двух  миллиметров) уже завершается, и скоро надо будет писать другой репортаж: сооружения, монтируемые на правом и левом берегах, соединятся! Историческое событие, можно сказать, на носу.
Волжанам на зависть
На самом деле затонов на Белой много, но мы заплываем в самый большой - в старицу, туда, где стоят суда Башкирского речного пароходства. Теплоходы, огромный грузовой корабль «Алушта», нефтеналивной катер, впечатляющие приспособления для заполнения барж сыпучими грузами - целый корабельный остров! Однако он же свидетельствует о том, что с речным транспортом далеко не все благополучно: слишком много здесь ржавых судов, которые явно не скоро соберутся в рейс…
Когда-то судоходство у нас было намного более интенсивным. Только песка и щебня в год перевозилось 15 миллионов тонн, ведь водный транспорт - один из самых дешевых: в вагоне умещается 60 тонн груза, а на барже (не самой большой) - 1000 тонн. По реке приходило оборудование в контейнерах, доставлялись арбузы и помидоры.
- В 1980-е годы по Белой ходило до 500 судов за навигацию от одного только БРП. Скоростные суда типа «Заря», суда на подводных крыльях - «Ракета», «Восход» - совершали рейсы по Уфимке и Павловскому водохранилищу, по Белой до Набережных Челнов. Сегодня частных судовладельцев много, а судов все меньше, - сообщил нам директор Уфимского филиала Московской академии водного транспорта Николай Бричкин.
«Зори», «Ракеты» и «Восходы», созданные для перевозки пассажиров в труднодоступные по суше места, с развитием автодорог отошли в прошлое, а вот на туры по реке есть спрос и сегодня, считает капитан Башкирского речного пароходства Владимир Костин.
- Раньше у нас были очень популярные маршруты: Уфа - Красный Яр, Уфа - Кабаково, Монумент Дружбы - Зеленый Мыс на Уфимке. В Красном Яру, где есть на что посмотреть (там находится Музей Чапаева) планировалось обустроить пляж, клуб выходного дня. Двухпалубные теплоходы в трехдневном рейсе Уфа - Сергеевка - Уфа всегда были переполнены. Наши реки отличаются особой красотой, и живописные места, какие и на Волге не всегда найдешь, идут одно за другим. И любовь к отдыху на воде никуда не делась. Граждане нанимают суда с почасовой оплатой либо сами покупают моторные лодки и катера - индивидуальное судовладение растет просто гигантскими темпами. Что сегодня больше всего развивается по всему миру? Туры выходного дня: собрались с семьей, с друзьями и пошли в водные дали неописуемой красоты. Так почему бы не организовать такие поездки? Для этого нужны малые теплоходы пассажировместимостью до 20-30 человек. Пассажирские суда сейчас строятся в Москве, Костроме, Санкт-Петербурге. И хотя дело это дорогое, но перспективное. Да и ресторан на реке, если все сделано на современном уровне, обязательно привлечет как уфимцев, так и гостей города.
Если же вы любите еще более близкое соприкосновение с водой - вперед! Сплавы вокруг Уфы по маршруту Монумент Дружбы - СОК «Биатлон» предприимчивые турклубы организуют уже сегодня.  
Расчистим - и вперед!
Однако для этого необходимо еще и обеспечить достаточную глубину реки. Об этом нам рассказал начальник Бельского района водных путей и судоходства ФБУ «Камводпуть» Марат Актуганов:
- Раньше гарантированная глубина на Белой (она считается по самому мелкому месту) составляла 2,25 метра, сегодня мы обеспечиваем 1,8 метра. Для прогулочных теплоходов этого более чем достаточно: их осадка - 1,5 метра, впрочем, если бы была потребность, построить суда малой осадки особой проблемы не составляет. Уровень воды и параметры судового хода сообщаются всем судоводителям ежедневно.
Самые мелкие места - на перекатах, которые на наших реках встречаются буквально через каждые километр-два. Какие-то половодье промывает, другие, наоборот, - заиливает. Съемки глубин мы проводим ежегодно. Если нанесло ила, на этом месте дно углубляем, в широких местах - сужаем русло путем строительства полузапруд. Наши специалисты умеют не только выстраивать судовой ход в заданных габаритах, но и сделать его плавным - иначе большое судно может не успеть повернуть.
В этом году мы получили задание сделать промеры глубин на Верхней Белой от устья Сима до устья Уфы. Возможно, этот участок снова станет доступным для судоходства, тем более что заинтересованность в этом есть: нужно возить грузы в район Шакши - на «Кроношпан». Сегодня же выше устья Уфы судоходен лишь участок до «Золотых песков», на самой Уфимке - 23-километровый участок до переправы на ДОКе.
Развитый речной флот - это и рабочие места для города, и престиж Уфы и республики. Представьте: фирменный теплоход «Башкортостан» с нашей командой, совершающий перевозки по реке Москве. Наши корабли работали в тех местах, капитаны прокладывали грузовые и пассажирские маршруты до Астрахани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, до Черного моря.
Однако плавать так далеко необязательно. Умиротворяющие пейзажи, всевозможные приключения, красота, здоровье, экзотика - все это лежит буквально у наших ног. А на нижней площадке под Конгресс-холлом (или любом другом пологом берегу) хорошо было бы построить лабиринт. Чтобы самоуверенные молодые люди, желая произвести впечатление на девушек, смело забегали в него и… терялись. Или находили выход - на радость спутницам.

Екатерина КЛИМОВИЧ



Комментариев: 1

2016-08-24 23:36:43 Элина
Здравствуйте! Во- первых, предприятия Бельский район водных путей и судоходства ФБУ 'Камводпуть' в природе не существует . Бельский район водных путей и судоходства - это всего лишь филиал ФБУ ' Администрация Камводпуть'
Во- вторых, на профессиональные темы разговаривайте хотя бы с первым замом этого горе начальника, Касьяновым Анатолием , он хоть не будет говорить той ерунды, по поводу перекатов, которые возникают в результате наноса грунтов, а никак не ИЛА, как поведал миру бывший менеджер среднего звена по кадрам , то есть Актуганов ММ.
В целом статья ностальгическая, вспомнились добрые времена, за что спасибо. Пишите, пожалуйста, больше о реке, только с профессионалами общайтесь.



Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook