ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Генетический рывок
Готовится к запуску Центр молекулярной медицины, созданный на базе кафедры генетики и фундаментальной медицины биологического факультета БашГУ. Его по...

Скоро выборы
Установлен режим работы избирательных комиссий республики в период подготовки и проведения выборов, которые пройдут в Единый день голосования 18 сентя...

И снова в лидерах
Уфа претендует на звание лучшего конгрессного центра России.
Столица Башкортостана стала номинантом ежегодной профессиональной премии в области дел...


Семья поможет семье
Столица Башкортостана принимает участие во Всероссийском конкурсе «Город детей - город семей».
Города-участники должны показать, что реально сделан...


Чтобы ездить с комфортом
В северной части столицы идет ремонт дорог на крупных магистралях и в микрорайонах.
Масштабная реконструкция развернулась на улице Первомайской: за...


Прочь гараж!
Снос незаконно установленных гаражей продолжается. Освобожденные территории становятся новыми зонами активного отдыха горожан.
На улице Зорге вмес...


Для прогулок у озера
Началось благоустройство озера Солдатское в парке Якутова. Рабочие приступили к расчистке дна водоема и прибрежной зоны.
Вокруг него благоустроят ...


Цирк… уедет
Госцирк принимает последних гастролеров. В следующем году он закроется на масштабную реконструкцию.
На эти цели выделено 500 миллионов рублей – из ...


Дотянуться до «звезд»
Уфимцы засветились в рейтинге журнала Forbes.
Певица Земфира поднялась с 24-го на девятое место. Ее доходы за прошлый год составили шесть миллионов...


Увековечат имя
В Уфе установят памятник известной актрисе.
Недавно памятник Пушкину, стоявший у Дома актера, перенесли в другое место. Но пустой постамент остался...


МДИ-2019: на старт!
В Затоне продолжается строительство
Центра спортивной подготовки на улице Камышлинской в Затоне.
Сейчас в строениях угадываются очерт...


Удачного сезона
Начались матчи премьер-лиги регулярного чемпионата по футболу, а чуть позже на лед выйдут хоккеисты.  
Свою первую официальную игру сезона «Уф...


Ретрокалейдоскоп
110. В августе 1906 г. группа боевиков во главе с И.С. Кадомцевым напала на поезд близ разъезда Воронки. Добычей большевиков стали 15 тысяч рублей.




     №8 (177)
     Август 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Начни учиться, и сам научишься, или Далее по Толстому


Природа не поскупилась, одарив ее красивым голосом и внешностью.  Ее ожидало блестящее будущее, но она  отказалась от карьеры певицы, уйдя в педагогику. То, что другим давалось тяжелым трудом, для нее было чем-то обыденным и, может быть, поэтому не манило к себе.
- Словом, вышло так, как должно быть, - считает заслуженный учитель РБ, доцент кафедры эстрадно-джазового вокала  и кафедры хорового дирижирования Уфимского института искусств Светлана Слягузова.


О том,  как зажигают звезды, о  секретах преподавания, житейской мудрости и о многом другом, наша беседа.
- Профессор Раиса Галимуллина  отмечала уникальный тембр вашего голоса.  Вы могли бы стать большой певицей…
-  Глядя на некоторых сегодняшних вокалистов, понимаю, что ими движет: быть на сцене, купаться в аплодисментах зрителей. Я к этому никогда не стремилась. Голос был дан мне от природы, и когда мне аплодировали, думала: что  же тут особенного? Да, и мои родители не поддерживали меня, считая пение занятием несерьезным. Я всегда хорошо училась и  после школы подала документы в нефтяной институт на механический факультет, приказав себе: закрой рот на замок. Но о моем увлечении все-таки узнали в деканате и предложили поучаствовать в фестивале «Студенческая весна». Самом первом. В то время на кафедре политэкономии, по стечению обстоятельств,  работал руководитель башкирского биг-бэнда, пианист Георгий Маркоров. Вместе с ним мы и стали первыми лауреатами.    В жюри были  преподаватели из  института искусств. Они  уговорили меня поступить на академический вокал. Я ответила согласием, но родители, конечно, восторга не выразили.  Отец был сдержан, а мама первый раз в жизни повысила голос на дочь, прежде никогда не огорчавшую ее своим поведением. Варвара Матвеевна воспринимала  пение как что-то легкомысленное. Да и сейчас многим моим студентам родители говорят: сначала получи профессию, а потом пой в свое удовольствие.
- Итак,  вы  успешно окончили вуз. Почему же потом отклонили предложение работать в филармонии?
- Мне было не комфортно на сцене, я не нравилась себе, и как следствие – появился страх перед выступлением. И каждый раз,  когда меня  просили выступить: будь то в музыкальном педучилище, где много лет работала, или на каком-нибудь праздничном мероприятии, корила себя. В фэншуй есть такое  правило: если предмет не служит тебе, то он становится помехой.
- Сегодня эстрадных исполнителей хоть пруд пруди, и далеко не все обладают хорошим голосом. Что нужно, чтобы вывести такого середнячка на гастрольный уровень?
- Голос дается нам от природы. Но есть и другое: душа, менталитет, психотип, энергетика. И второе бывает важнее. Я говорю сейчас не об академическом вокале, а об эстраде,  где величина  голоса не так важна и даже  с небольшими возможностями  можно творить чудеса. Пример - маленькая хрупкая Эдит Пиаф с ее  внутренним огнем, рвущимся наружу.  Меня часто спрашивают, как выбираю студентов. Я верю в судьбу и считаю, кому суждено петь, будет этим заниматься несмотря ни на что. А суждено тем, у кого внутри есть некий генератор, который и движет человеком.
- Вы  член жюри международных, всероссийских и республиканских конкурсов.  Как определяете победителя?
- Представьте, что перед вами десять безупречно поющих певцов, похожих один на другого… но ни в одном нет энергетики. А у одиннадцатого она хлещет через край, но есть предельно допустимые шероховатости и присутствует  вкус. Конечно, я выберу последнего. А идеальные по технике окажутся за бортом.
- Выдающийся танцовщик Владимир Васильев как-то сказал, что хорошая балерина не обязательно должна быть умной. А как у вас?
- У нас  то же самое. Но надо различать ум сердца и интеллект. Помните, что сказал Пьер о Наташе Ростовой: «Она не удостаивает быть умной». Он имел в виду, что девушка не обладает широкими умственными интересами, но умеет глубоко чувствовать.  Успех, как правило, на эстраде приходит к тем,  кто умеет эмоционально сопереживать. Умный же человек более рационален, и это может ему на сцене вредить.
- Часто ученики вас удивляют?
-  Раньше бывало, но я, наверное, уже могу угадать, правильно оценить возможности студента. Это пришло с опытом. Многому научилась у Миляуши Галеевны Муртазиной,  хотя не была ее студенткой. Работа  с ней в  жюри разных конкурсов   в течение нескольких лет – своего рода курсы повышения квалификации для любого вокалиста.  Научилась не обижаться на своих коллег. Если мне,  образно говоря,  наступили на ногу, то понимаю, что человек не уверен в себе, ему надо помочь, а не дуться. Словом, начни учить и сам научишься. Сначала ты,  как щепка, которая не может сопротивляться течению, потом у тебя появились весла и ты управляешь лодкой и, в конце концов, становишься  устойчивым, как огромный лайнер.    
-  В некоторых видах искусства принято добиваться результата любой ценой.  Действительно строгость – непременное качество хорошего педагога?
-  Не думаю. Пение как любовь, а процесс преподавания вокала как отношения между двумя сторонами. Если нет позитивной составляющей, то скорого результата не жди. Моя задача – не указать ученику на ошибки, а создать такое ощущение, будто он занимается приятным делом, выполняет те или иные задания, ему некогда подумать, чем в данный момент он «занимается». Хорош тот педагог, ученик которого  думает, что он всегда так замечательно пел.
Есть и другой сорт наставников. Им важно показать вначале, насколько ты плох.  Это все равно, что оглушить человека, разбить ему лицо, а потом подвести к зеркалу: посмотри, какой ты страшный. Давай вытрем кровь – вот уже лучше. Через какое-то время видишь, у тебя уже и синяки исчезли.  То есть сначала его сломать, а потом делать с ним,  что удобно тебе. У Толстого есть выражение: «Когда тебя предали - это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается».
Стараюсь в работе  не употреблять такие глаголы, как напрягаться, зажиматься,  фальшивить, пой чище, расслабься. Если тебе говорят: не нервничай, то можно спровоцировать следующую стадию: происходит спазм гортани – работает физиология. В жизни, когда человек волнуется, ему предлагают выпить воды и гортань встает на место.
- А в искусстве? Что же вы делаете, когда слышите, что  студент поет неправильно?
- Он чаще всего и не подозревает об этом. Педагог должен понимать, что происходит,  и направлять по верному пути: пропевать  определенные  гласные, провоцируя ту или иную артикуляцию. А вот когда результат достигнут, тогда можно рассказать о бывших минусах и подчеркнуть, как здорово у него сейчас получается. Хорошо, когда мышечно и психологически комфортно. Певец получает удовольствие, и этот момент надо зафиксировать. Так же и в жизни. Мой отец Анвар Халикович Айчуваков, которого уважали все,  руководствовался таким стилем. Вызывая подчиненного на ковер, он  вначале всегда  подчеркивал его положительные качества,  и бывало, что к концу разговора проблема исчезала сама по себе.  Другой путь  исправления  недостатков не только долог, он оставляет в душе  ссадины и рубцы. А дальше по Толстому…
- Часто мы не можем оценить себя объективно, сомневаемся, или, наоборот, верим в собственную непогрешимость. Искусство еще более эфемерная сфера. Бывает ли так, что студент не согласен с вашим мнением?
- Конечно. Например, на каком-то этапе занятий вокалист чувствует, что хуже стал петь (не звучат верха или что-либо другое) и, как следствие, подвергает ревизии все, что ты с ним делаешь. В молодости это меня пугало. Когда стала старше, научилась понимать кризис временного несогласия. Говорю студентам: ваше тело принадлежит только вам, и только вы его ощущаете адекватно. Если не согласны – сопротивляйтесь, иначе успеха не будет. Один из признаков профессионального звучания – полетность. Бывает большой голос, но он слышен в радиусе трех метров. Моя задача сделать так, чтобы его услышали в последнем ряду. Миссия педагога – отдавать свое время ученикам, и хочется, чтобы общение было полезным, качественным, продуктивным, а обучение в целом стало неким социальным лифтом, который отправит их в полет к новым вершинам.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг