ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Генетический рывок
Готовится к запуску Центр молекулярной медицины, созданный на базе кафедры генетики и фундаментальной медицины биологического факультета БашГУ. Его по...

Скоро выборы
Установлен режим работы избирательных комиссий республики в период подготовки и проведения выборов, которые пройдут в Единый день голосования 18 сентя...

И снова в лидерах
Уфа претендует на звание лучшего конгрессного центра России.
Столица Башкортостана стала номинантом ежегодной профессиональной премии в области дел...


Семья поможет семье
Столица Башкортостана принимает участие во Всероссийском конкурсе «Город детей - город семей».
Города-участники должны показать, что реально сделан...


Чтобы ездить с комфортом
В северной части столицы идет ремонт дорог на крупных магистралях и в микрорайонах.
Масштабная реконструкция развернулась на улице Первомайской: за...


Прочь гараж!
Снос незаконно установленных гаражей продолжается. Освобожденные территории становятся новыми зонами активного отдыха горожан.
На улице Зорге вмес...


Для прогулок у озера
Началось благоустройство озера Солдатское в парке Якутова. Рабочие приступили к расчистке дна водоема и прибрежной зоны.
Вокруг него благоустроят ...


Цирк… уедет
Госцирк принимает последних гастролеров. В следующем году он закроется на масштабную реконструкцию.
На эти цели выделено 500 миллионов рублей – из ...


Дотянуться до «звезд»
Уфимцы засветились в рейтинге журнала Forbes.
Певица Земфира поднялась с 24-го на девятое место. Ее доходы за прошлый год составили шесть миллионов...


Увековечат имя
В Уфе установят памятник известной актрисе.
Недавно памятник Пушкину, стоявший у Дома актера, перенесли в другое место. Но пустой постамент остался...


МДИ-2019: на старт!
В Затоне продолжается строительство
Центра спортивной подготовки на улице Камышлинской в Затоне.
Сейчас в строениях угадываются очерт...


Удачного сезона
Начались матчи премьер-лиги регулярного чемпионата по футболу, а чуть позже на лед выйдут хоккеисты.  
Свою первую официальную игру сезона «Уф...


Ретрокалейдоскоп
110. В августе 1906 г. группа боевиков во главе с И.С. Кадомцевым напала на поезд близ разъезда Воронки. Добычей большевиков стали 15 тысяч рублей.




     №8 (177)
     Август 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЧИН ПО ЧИНУ








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Начни учиться, и сам научишься, или Далее по Толстому


Природа не поскупилась, одарив ее красивым голосом и внешностью.  Ее ожидало блестящее будущее, но она  отказалась от карьеры певицы, уйдя в педагогику. То, что другим давалось тяжелым трудом, для нее было чем-то обыденным и, может быть, поэтому не манило к себе.
- Словом, вышло так, как должно быть, - считает заслуженный учитель РБ, доцент кафедры эстрадно-джазового вокала  и кафедры хорового дирижирования Уфимского института искусств Светлана Слягузова.


О том,  как зажигают звезды, о  секретах преподавания, житейской мудрости и о многом другом, наша беседа.
- Профессор Раиса Галимуллина  отмечала уникальный тембр вашего голоса.  Вы могли бы стать большой певицей…
-  Глядя на некоторых сегодняшних вокалистов, понимаю, что ими движет: быть на сцене, купаться в аплодисментах зрителей. Я к этому никогда не стремилась. Голос был дан мне от природы, и когда мне аплодировали, думала: что  же тут особенного? Да, и мои родители не поддерживали меня, считая пение занятием несерьезным. Я всегда хорошо училась и  после школы подала документы в нефтяной институт на механический факультет, приказав себе: закрой рот на замок. Но о моем увлечении все-таки узнали в деканате и предложили поучаствовать в фестивале «Студенческая весна». Самом первом. В то время на кафедре политэкономии, по стечению обстоятельств,  работал руководитель башкирского биг-бэнда, пианист Георгий Маркоров. Вместе с ним мы и стали первыми лауреатами.    В жюри были  преподаватели из  института искусств. Они  уговорили меня поступить на академический вокал. Я ответила согласием, но родители, конечно, восторга не выразили.  Отец был сдержан, а мама первый раз в жизни повысила голос на дочь, прежде никогда не огорчавшую ее своим поведением. Варвара Матвеевна воспринимала  пение как что-то легкомысленное. Да и сейчас многим моим студентам родители говорят: сначала получи профессию, а потом пой в свое удовольствие.
- Итак,  вы  успешно окончили вуз. Почему же потом отклонили предложение работать в филармонии?
- Мне было не комфортно на сцене, я не нравилась себе, и как следствие – появился страх перед выступлением. И каждый раз,  когда меня  просили выступить: будь то в музыкальном педучилище, где много лет работала, или на каком-нибудь праздничном мероприятии, корила себя. В фэншуй есть такое  правило: если предмет не служит тебе, то он становится помехой.
- Сегодня эстрадных исполнителей хоть пруд пруди, и далеко не все обладают хорошим голосом. Что нужно, чтобы вывести такого середнячка на гастрольный уровень?
- Голос дается нам от природы. Но есть и другое: душа, менталитет, психотип, энергетика. И второе бывает важнее. Я говорю сейчас не об академическом вокале, а об эстраде,  где величина  голоса не так важна и даже  с небольшими возможностями  можно творить чудеса. Пример - маленькая хрупкая Эдит Пиаф с ее  внутренним огнем, рвущимся наружу.  Меня часто спрашивают, как выбираю студентов. Я верю в судьбу и считаю, кому суждено петь, будет этим заниматься несмотря ни на что. А суждено тем, у кого внутри есть некий генератор, который и движет человеком.
- Вы  член жюри международных, всероссийских и республиканских конкурсов.  Как определяете победителя?
- Представьте, что перед вами десять безупречно поющих певцов, похожих один на другого… но ни в одном нет энергетики. А у одиннадцатого она хлещет через край, но есть предельно допустимые шероховатости и присутствует  вкус. Конечно, я выберу последнего. А идеальные по технике окажутся за бортом.
- Выдающийся танцовщик Владимир Васильев как-то сказал, что хорошая балерина не обязательно должна быть умной. А как у вас?
- У нас  то же самое. Но надо различать ум сердца и интеллект. Помните, что сказал Пьер о Наташе Ростовой: «Она не удостаивает быть умной». Он имел в виду, что девушка не обладает широкими умственными интересами, но умеет глубоко чувствовать.  Успех, как правило, на эстраде приходит к тем,  кто умеет эмоционально сопереживать. Умный же человек более рационален, и это может ему на сцене вредить.
- Часто ученики вас удивляют?
-  Раньше бывало, но я, наверное, уже могу угадать, правильно оценить возможности студента. Это пришло с опытом. Многому научилась у Миляуши Галеевны Муртазиной,  хотя не была ее студенткой. Работа  с ней в  жюри разных конкурсов   в течение нескольких лет – своего рода курсы повышения квалификации для любого вокалиста.  Научилась не обижаться на своих коллег. Если мне,  образно говоря,  наступили на ногу, то понимаю, что человек не уверен в себе, ему надо помочь, а не дуться. Словом, начни учить и сам научишься. Сначала ты,  как щепка, которая не может сопротивляться течению, потом у тебя появились весла и ты управляешь лодкой и, в конце концов, становишься  устойчивым, как огромный лайнер.    
-  В некоторых видах искусства принято добиваться результата любой ценой.  Действительно строгость – непременное качество хорошего педагога?
-  Не думаю. Пение как любовь, а процесс преподавания вокала как отношения между двумя сторонами. Если нет позитивной составляющей, то скорого результата не жди. Моя задача – не указать ученику на ошибки, а создать такое ощущение, будто он занимается приятным делом, выполняет те или иные задания, ему некогда подумать, чем в данный момент он «занимается». Хорош тот педагог, ученик которого  думает, что он всегда так замечательно пел.
Есть и другой сорт наставников. Им важно показать вначале, насколько ты плох.  Это все равно, что оглушить человека, разбить ему лицо, а потом подвести к зеркалу: посмотри, какой ты страшный. Давай вытрем кровь – вот уже лучше. Через какое-то время видишь, у тебя уже и синяки исчезли.  То есть сначала его сломать, а потом делать с ним,  что удобно тебе. У Толстого есть выражение: «Когда тебя предали - это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается».
Стараюсь в работе  не употреблять такие глаголы, как напрягаться, зажиматься,  фальшивить, пой чище, расслабься. Если тебе говорят: не нервничай, то можно спровоцировать следующую стадию: происходит спазм гортани – работает физиология. В жизни, когда человек волнуется, ему предлагают выпить воды и гортань встает на место.
- А в искусстве? Что же вы делаете, когда слышите, что  студент поет неправильно?
- Он чаще всего и не подозревает об этом. Педагог должен понимать, что происходит,  и направлять по верному пути: пропевать  определенные  гласные, провоцируя ту или иную артикуляцию. А вот когда результат достигнут, тогда можно рассказать о бывших минусах и подчеркнуть, как здорово у него сейчас получается. Хорошо, когда мышечно и психологически комфортно. Певец получает удовольствие, и этот момент надо зафиксировать. Так же и в жизни. Мой отец Анвар Халикович Айчуваков, которого уважали все,  руководствовался таким стилем. Вызывая подчиненного на ковер, он  вначале всегда  подчеркивал его положительные качества,  и бывало, что к концу разговора проблема исчезала сама по себе.  Другой путь  исправления  недостатков не только долог, он оставляет в душе  ссадины и рубцы. А дальше по Толстому…
- Часто мы не можем оценить себя объективно, сомневаемся, или, наоборот, верим в собственную непогрешимость. Искусство еще более эфемерная сфера. Бывает ли так, что студент не согласен с вашим мнением?
- Конечно. Например, на каком-то этапе занятий вокалист чувствует, что хуже стал петь (не звучат верха или что-либо другое) и, как следствие, подвергает ревизии все, что ты с ним делаешь. В молодости это меня пугало. Когда стала старше, научилась понимать кризис временного несогласия. Говорю студентам: ваше тело принадлежит только вам, и только вы его ощущаете адекватно. Если не согласны – сопротивляйтесь, иначе успеха не будет. Один из признаков профессионального звучания – полетность. Бывает большой голос, но он слышен в радиусе трех метров. Моя задача сделать так, чтобы его услышали в последнем ряду. Миссия педагога – отдавать свое время ученикам, и хочется, чтобы общение было полезным, качественным, продуктивным, а обучение в целом стало неким социальным лифтом, который отправит их в полет к новым вершинам.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг