|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Как важно быть несерьезным
Обстановка на сцене напоминает о тех годах, когда был снят «Мюнхгаузен» и еще столько всего, без чего нас невозможно представить и еще трудней понять. Дисковый телефон, трельяж, стенка (прибалтийская?), хрусталь словом, все то, что сегодня собирают в музеи советского быта, любовно восстанавливают в бесчисленных ностальгических сериалах, что напоминает о времени, когда работать на заводе было престижно, у заводов были свои дома отдыха, а дети не умели программировать, но зато глотали книги. Хотя, возможно, режиссеры культовых фильмов, обустраивая сказочное королевство «Обыкновенного чуда» или Лондон Шерлока Холмса, творили собственный идеальный мир, непохожий на то, что их окружало. Словом, посреди всего этого, на стыке Майн Рида и производственной необходимости жил и работал на обувной фабрике №6 младший технолог Ларичев. Все его неприятности происходили от того, что он в отличие от остальных сотрудников фабрики не умел ругаться. А без этого раздобыть новые заготовки для сапог и вообще двигать производственный процесс было невозможно. «Каждый раз, когда в конце месяца на фабрике наступал аврал и надо было ускорить темп работы, директор начинал кричать на своих заместителей, те на старшего технолога, старший на младшего, а тот, в свою очередь, должен был орать на мастеров, но не мог». Чтобы справиться с проблемой, Ларичев решил нанять репетитора… Между делом понимаем, что технолог – вообщето основное звено производства, он должен быть источником новаций (рацпредложений, как это тогда называлось), без которых фабрике №6 никогда не догнать Маноло Бланика. Возможно, здесь же работал и сотрудник отдела статистики Корюшкин, чья проблема состояла в слишком тихом супружеском счастье и полной неспособности найти романтику на стороне. И это в то время, когда в кинотеатрах шла первая мелодрама с цыганскими страстями «Есения» (1971 год), а в курилке каждый день рассказывалось о чьихто новых подвигах. И вдруг однажды Корюшкин получает двухдневную путевку в санаторий! Удастся ли ему? И следующий вопрос: а вам кто больше по душе наивный Корюшкин или его многоопытный сосед Монюков (усы, гавайская рубашка), который во всех этих «романтических» ситуациях бывал столько раз, что каждый жест отрепетирован? Другие сотрудники фабрики или Ларичев, который никак не может влиться в процесс? потому что тогда нужно и начать видеть мир в тех же тонах, что шофер Клягин, который умеет материться лучше всех. С другой стороны, инженер Потапов существовал в том же самом мире вполне комфортно. Ведь и нужното было не так много: всегонавсего постоянно врать. На службе он делал вид, что пришел работать, хотя на самом деле занимался кучей других интересных вещей: решал шахматные задачи, ходил на обед, обсуждал важные темы с другом из министерства. Учительнице врал, что займется воспитанием сына, который стал плохо учиться и часто говорить неправду. Жене и другим женщинам… ну, тут требовалось особо тонкое и артистичное вранье… Словом, Потапов приспособился отлично. Интересно, дотянула эта пара вместе до пенсии, несмотря ни на что (поскольку так было принято) или всетаки развелась? Что нужно делать, чтобы жизнь для удобства функционирования не обкатала тебя по общему образцу, не лишила постепенно совести, оптимизма, веры в любовь? Не превратила в зануду Ипполита из «Иронии судьбы» (это в лучшем случае), закованного в броню своих представлений о правильном и неправильном? Может быть, иногда не воспринимать ее слишком в лоб, слишком серьезно? Делать глупости. Творить. Мечтать. Не опускаться до жалкого вранья. Как заметил тот же Мюнхгаузен, мыслящий человек просто обязан время от времени брать себя за волосы и вытаскивать из болота. А вариантов болота столько же, сколько и людей – не нужно думать, что оно закончилось вместе с СССР. Жизнь тем временем продолжала свою работу. Меню в столовой, веселый образ жизни соседа, подлости профкома, не дающего путевку ну все толкало героя следующего эпизода Кирюшу Лапенкова к тому, чтобы возненавидеть род человеческий. Как ему помочь? Авторто знает, а мы? При этом человек, защищаясь от жизни, так и норовит застыть в какойнибудь позе. Вот, к примеру, Куренцов человек уважаемый, обеспеченный, при должности, счастливо преодолевший все искушения, описанные выше. Вдруг с ним случится чтонибудь, роняющее статус? К примеру, шапку распределят хуже, чем у других руководителей (как в фильме «Шапка», снятом по пьесе В. Войновича и Г. Горина). Или еще чтонибудь. Как он это переживет? Впрочем, поза и статус могут быть самыми разными: светский человек (бабник), модница, сильная женщина, общественница, человек, тонко разбирающийся в искусстве настолько тонко, что все остальное неважно. Главное что это мешает воспринимать жизнь во всей ее полноте. А иногда этому мешает просто какаянибудь мелочь. Отсутствие открывалки для пива, например. Вы не представляете, к чему это может привести! Под конец представления на сцене (вернее, на экране) появится и сам Григорий Горин как всегда остроумный и как будто немножечко неуместный. На что он намекает своим спичем? Может быть, на то, что экзистенциальные проблемы плюс бытовые неурядицы (досадные особенности, ненужные подробности) всегда чтонибудь мешает нам быть, вопервых, порядочными, а вовторых, веселыми и живыми. Это непросто, но возможно. Если же нет получится не нормальная жизнь, а еще одна комедия, как будто написанная им. Очень смешная, но на самом деле грустная. А пьеса, билет на которую удается отхватить одному из персонажей, оказывается «Гамлетом» историей о принце, который тоже умел шутить, но при этом занимался очень серьезными вещами. Остается добавить, что органичный ансамбль спектакля составили как звезды Русской драмы Татьяна Макрушина, Валерий Гриньков, Айгуль Шакирова, Тимур Гарипов, Николай Рихтер, Александрина Баландина, Андрей Поведский, так и новые артисты, влившиеся в труппу в этом году. А на втором этаже театра открыта небольшая выставка, посвященная Григорию Горину.
Екатерина Климович |
|
|